Презентация тренингового занятия для родителей и педагогов « Взаимодействие с агрессивным ребенком » психолога ГУЗ ТО Детский многопрофильный санаторий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общаться с ребёнком. Как?. Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно.
Advertisements

1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
«Родители меня не понимают или как слушать ребенка» «Понимание – начало согласия» Спиноза.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Подготовили: воспитатель И.И. Королькова, педагог- психолог И.А. Кренгель.
Техника активного слушания. Основные правила «помогающего слушания»: Повернуться лицом к человеку, при этом его глаза и Ваши должны находиться на одном.
Активно слушать ребенка значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Безусловно принимать ребенка значит любить.
активноепассивноеэмпатическое Перефразирование - ). Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Как слушать, чтобы дети говорили, и как говорить, чтобы дети слушали.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Родительское вече «Спешите любить ребенка» Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, это дать им ценный пример. Британський.
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Пять шагов к миру» в рамках городской недели психологии «Толерантность – дорога к миру»
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
Работа с негативными переживаниями. классный час 5 класс клас. рук-ль: Видершпан И.П. с. Ключи 2011 год МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа.
Общеобразовательная школа I III ступеней 1 Димитровского городского совета Донецкой области Родительское собрание «Эффективное общение с ребенком»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: Эффективное общение с ребёнком или как любить своего ребёнка? Встречу проводит педагог – психолог Марьинских Наталья Владимировна.
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему. Коль видят и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Транксрипт:

Презентация тренингового занятия для родителей и педагогов « Взаимодействие с агрессивным ребенком » психолога ГУЗ ТО Детский многопрофильный санаторий « Иншинка » филиал для детей с родителями Русаковой Наталии Васильевны

Цель: познакомить родителей ( воспитателей ) с приемами конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком, помощи агрессивному ребенку в осознавании своих чувств, поступков и потребностей.

Задачи : Помочь осознать взрослым, что его проблема не является уникальной. Прояснить различия проблем родителя ( воспитателя ) и проблем детей. Познакомиться с приемами « активного слушания ». Развить навыки « активного слушания » у родителей ( воспитателей ).

Содержание занятия Знакомство. Упражнение « Проблемы, проблемы …». Информационная часть. Отработка навыка « Активного слушания ».

Знакомство Участникам тренинга предлагается назвать свое имя и чувство, с которым пришли сегодня на занятие.

Упражнение «Проблемы, проблемы…» Каждый записывает на листке бумаги основную проблему, связанную с проявлением агрессии ребенком. Листок передается по кругу на 2-3 шага и теперь каждый рассказывает о проблеме, которая ему досталась на примере собственного опыта.

Информационная часть Ведущий предлагает разделить перечисленные выше проблемы на проблемы детей и взрослых. Отмечается центрированность взрослого на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Агрессивное поведение ребенка вызывает порицание со стороны взрослого. Но агрессия играет важную роль в оформлении своих границ и достижении цели. Причины агрессивного поведения ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Эмоция указывает на потребность, для удовлетворения которой совершается действие, а содержание эмоции ( страх, гнев, удивление ) определяет характер этого действия.

За агрессией всегда стоит злость, гнев, ярость в ситуации, где есть препятствие необходимой для организма потребности. И человек направляет свою активность на препятствие, чтобы немедленно получить желаемое. При этом дети не всегда осознают свои чувства и потребности. Тогда практическими действиями показать, научить, направить, наказать, пресечь ребенку не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать, но иначе, чем мы привыкли. Психологи называют это « активным слушанием ».

Активно слушать ребенка значит « возвращать » ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Приемы : пересказ ( полный или краткий ), отражение чувств, уточнение, резюмирование, проговаривание контекста.

Пересказ Пересказ изложение своими словами того, что сказал, собеседник. Он может быть более полным в начале, а в дальнейшем более кратким с выделением наиболее важного. Ключевые слова : - « Ты говоришь...», - « Как я понимаю...», - « Другими словами, ты считаешь... ». Повторяя слова ребенка, мы помогаем ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит передразнивать и « попугайничать ». Повторение должно использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации.

Уточнение Уточнение относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего - либо, может относиться ко всему высказыванию другого человека. Ключевые слова : - « Ты сказал, что папа тебя обидел. Чем именно он тебя обидел ?» - « Ты именно в завтра не хочешь идти в школу ?» - « Объясни, пожалуйста, что это значит ?» - « Не повторишь ли еще раз ?» - « Может быть, расскажешь про это поподробнее ?» Уточнение следует отличать от выспрашивания (« А зачем ты это сказал ?», « Почему ты его обидел ?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что - либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Отражение чувств Отражение чувств проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. Ключевые слова : - « Мне кажется, ты обижен ». - « Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным ». - « Похоже ты сильно разозлился ». Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Не надо выпытывать переживания, которые ребенок хочет оставить при себе.

Проговаривание подтекста Проговаривание подтекста проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Взрослый часто может предугадать что стоит за словами ребенка. Например, у фразы - « Мама, а ты заметила, как я помыл посуду ?» подтекст может быть таким : - « Ты бы меня похвалила » или : - « Я хотел бы, пойти гулять прямо сейчас ». Проговаривание подтекста надо осуществлять для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий знает ребенка, а не для упрека, оценивания личности ребенка или манипуляции, так как это разрушает благоприятные взаимоотношения, блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах. Ключевые слова : - « Итак, мы договорились с тобой, что...». - « Твоими основными идеями являются...». Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Правила « активного слушания »: Повернитесь к ребенку лицом, так чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Избегайте вопросительных интонаций. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как это показывает, что взрослый настроился на « эмоциональную волну » ребенка, что он слышит и принимает его огорчение, боль, злость. Важно, чтобы ребенок не чувствовал осуждения своих эмоций ( злиться можно, а драться нельзя ). Полезно в беседе « держать паузу ». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка может быть, он что то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вас, можно наблюдая за его реакцией. Если его взор направлен в сторону, « внутрь » или вдаль, то продолжайте молчать : в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

Что дает « активное слушание »: 1) Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Интенсивность злости становится меньше. Дети меньше боятся негативных чувств ; видят, что взрослые понимают их. 2) Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает делиться своими переживаниями. Иногда в одной беседе можно неожиданно узнать о давних проблемах и огорчениях. 3) Ребенок приобретает навык самостоятельного решения своих проблем и довольно быстро начинает « активно слушать » окружающих. Формируется самоконтроль и ответственность ребенка. 4) «Активное слушание» помогает установить доверительные отношения с детьми.

Отработка навыка « Активного слушания » «На перемене Ваня бросил мой пенал в мусорное ведро». Огорчение, обида « Ты очень расстроилась и было обидно. Слова ребенка Чувства Ваш ответ

(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!» Тебе больно, ты рассердилась на доктора. Слова ребенка Чувства Ваш ответ

«Ты сестру любишь больше, чем меня». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

«Сегодня на уроке, я получила двойку». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

«Зачем вы с папой кричите друг на друга, перестаньте». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

« Ваня отбирает у меня игрушки». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

«У-у-у Миша меня толкнул». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

«Каша противная». Слова ребенка Чувства Ваш ответ

Домашнее задание Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком : замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен... и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной ( не вопросительной ) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

Желаем удачи

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Литература : 1. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. М. Генезис 2007 г. 2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как ? М., 2000 г. 3. Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999 г. 4. Линда Сибли Чувства разные нужны, чувства разные важны М. Триада 2005 г. 5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми 2004 г.. 6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб Речь 2005 г. 7. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / Пер. с нем. М.: Академический Проект, 200 г Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему М.: Генезис, 2009 г..