Основоположником этого направления в русской словесности был Николай Михайлович Карамзин. Его произведения, открывая современ- никам мир человеческих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Advertisements

Презентация «Поэты Пушкинской поры». Константин Николаевич Батюшков Родился К.Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге,
От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь: «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долу, по горам, По воле случая.
Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского.
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Романтизм как литературное направление как литературное направление.
Русская литература в первой половине XIX века. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Огромное влияние на культуру России того.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
Художественная культура. АРХИТЕКТУРА Карл Иванович Росси Ведущий петербургский архитектор, « мысливший ансамблями ».
Литература первой половины XIX века Романтизм в России.
Романтизм Основные черты. Романтизм Особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. В центре художественной системы – личность. Основной.
Культура России первой половины XIX века Цель : дать представление о наиболее значимых достижениях, и наиболее видных деятелей русской культуры первой.
8 класс Р УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
(сонет) Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир мираж,
Болдинская осень
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Художественная культура XIX века в России Презентацию подготовили учащиеся 8 класса МБОУ «СОШ с. Большая Чечуйка» Фёдорова Олеся, Былинкин Никита Караваева.
Русская литература XIX века «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. УЧИТЕЛЬ: Кудина Т.В.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Работа по истории ученицы 8»Г» класса МОУ-лицея 4 Васильевой Юлии.
Транксрипт:

Основоположником этого направления в русской словесности был Николай Михайлович Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом.

Война 1812 года

Восстание декабристов 1825 года

Главными событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России. Порожденный этими событиями подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал Василий Андреевич Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки.

«Романтизм – это душа» В.А. Жуковский Романтизм – особый вид мировоззрения, одновременно – художественное направление, сложившееся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. Черты русского романтизма особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, мучительный поиск идеала; взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»; тяготение к фантастике; мучительное переживание разлада с действительностью; отказ от обыденного; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к действительности, создать свой образ мира, часто по принципу контраста с реальной жизнью, чтобы через этот вымысел и контраст донести до читателя и свой идеал и своё неприятие отрицательного мира.

Листок От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь: «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долу, по горам, По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете всё стремится, Куда и лист лавровый мчится, И лёгкий розовый листок. Василий Андреевич Жуковский

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснились толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы! Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Демон»

В поэме Лермонтова «Демон» главная задача – воссоздать «дух беспокойный», дух демона, передать в космических образах трагедию современного человека, и, наконец, отношение самого поэта к действительности: …Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить… Протест против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты ярко выражен в авторской позиции. Ярко, глубоко, напротив, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает поэт, мыслящему, страдающему существу нет места. Герой сам обрекает себя на вечное изгнание.

Романтизм связан с обновлением жанров ( в отличие от эпохи классицизма и сентиментализма). Происходит формирование: Исторического романа Лиро-эпической поэмы Фантастической повести Бурное развитие лирики

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, - печаль минувших дней В моей душе чем старее, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. А.С. Пушкин. «Элегия»

Именно у Пушкина лирический герой всегда полон жизненного оптимизма – он верит, что его на склоне лет ещё посетит любовь и творческое вдохновенье. Предельная откровенность, «исповедь сердца», страдание, мечтательность, мысли о неизбежности ухода в другой мир, одиночество, трагизм существования – всё это характеризует лирику поэтов- романтиков первой половины XIX века

Мой гений О память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенной Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон. Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич Батюшков искал убежища в религиозном чувстве.

Русский романтизм, это, в первую очередь, лирика: любовная, гражданская, вольнолюбивая. Лирический жанр как никакой другой позволял выразить то настроение, которое было порождено противоречием между мечтой и реальностью, полётом, устремлённостью к светлому идеалу и повседневностью, скукой. Русский романтизм – это ранняя лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стихотворения К. Батюшкова и Д. Давыдова, баллады В.А. Жуковского,. Русский романтизм действительно получает широкое распространение и оказывает заметное влияние не только на русскую культуру. Он входит в историю мировой культуры как «золотой век» русской поэзии. Истоком послужила Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, 1825 года Поэт-романтик отстаивает свой идеал и своё неприятие отрицаемого мира Изображение исключи- тельного героя в исключи- тельных обстоятельствах Лирика романтизма это - ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты. Ярко, глубоко, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник, мыслящему, страдающему существу нет места.

Архитектура и скульптура В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий Наиболее крупные достижения архитектуры связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, К. Росси

А.Д. Захаров. Адмиралтейство Здание Адмиралтейства было построено в Санкт-Петербурге в годах русским архитектором А.Д. Захаровым. Основой для здания послужило строение, заложенное в 1704 году царем Петром I и затем много раз перестраивавшееся, но сохранившее черты первоначального замысла. Стены здания Адмиралтейства, сооруженного Захаровым, украсили скульптуры русских мастеров.

Воронихин Андрей Никифорович. Казанский собор Выдающимся творением Воронихина-архитектора является собор Казанской Божьей Матери в Петербурге, сооружение которого было закончено в 1811 году. В числе других построек Воронихина колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске.

Александровская колонна

Бове Осип (Иосиф) Иванович, архитектор, представитель стиля ампир. ( ) О.И. Бове родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. В годах Бове учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения. С 1807 года Бове работал помощником у М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. После 1812 года Бове был главным архитектором "фасадической части" Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. При его непосредственном участии была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром ( годы), Александровский сад. Бове был автором архитектурной отделки Манежа. По проекту Бове в Москве в годах были воздвигнуты Триумфальные ворота в память войны 1812 года, а также 1-я Градская больница. Среди церковных построек Бове известны купольная ротонда церкви "Всех скорбящих радости" на Большой Ордынке в Москве (1833 год) и церковь в селе Архангельском под Москвой со своеобразным решением иконостаса в виде Триумфальной арки.

Триумфальная арка

Кипренский Орест Адамович, живописец, график, представитель романтизма. ( ) Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной. В 1788 году он получил вольную и был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность. С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке г Совсем не зная истории России, только по этим портретам можно сказать, что в стране наступила новая эра. В лицах есть несомненное чувство независимости, даже личной свободы Портрет А.А. Челищева гг Когда смотришь на портреты Ореста Адамовича Кипренского, то кажется, что видишь свободных людей: так ясен их взгляд, так непринужденны их позы. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека.

Портрет Пушкина Сам поэт высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.

Домашнее задание: 1. Прочитать по учебнику (с. 62 – 71) 2. Выполнить задания 1 – 3 на с. 71.