ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
Advertisements

Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА. Рассказ Новелла Повесть Роман Повествование об отдельном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение.
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Роды и Жанры литературы теория литературы. Род литературы Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Презентация на тему «Роды литературы» Работа выполнена учителем МБОУ Греково-Степановской СОШ Лубяной Надеждыой Алексеевной 2013 год.
Роды художественной литературы способы образного воспроизведения действительности Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина.
Роды литературы классическая макро классификация литературных произведений, восходящая (как обычно считают) к Аристотелю («Поэтике»). Критериями служат:
Словарь - справочник Жанр – исторически складывающийся вид литературного произведения. Различаются эпические(роман, повесть, рассказ),лирические(ода, элегия)
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
ЛИТЕРАТУРА © Иванченко Татьяна Ильинична, ЛИТЕРАТУРА Жанры литературы Роды художественной литературы Язык художественной.
Роды художественной литературы. Эпос Роды художественной литературы ЭпосЛирика.
Транксрипт:

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная литература Род Лирика Эпос Драма

Лирика - род литературы, в котором через произведения выражаются чувства и переживания человека, его мысли, внутренний мир. Жизнь представлена через переживания человека (лирического героя). Используются образные особенности языка, его особая организация – стихотворная (рифма, ритм, размер).

Жанровые формы лирики: Пейзажная лирика – отношение к природе. Гражданская лирика – отношение к современной общественной жизни. Интимная лирика (любовь и дружба)- чувства и переживания, связанные с личной жизнью. Философская лирика – размышление о смысле жизни.

Лирические жанры: Ода Стихотворение Песня Дума Послание Эпиграмма Сонет

Эпос - повествовательный род литературы. Изображается человеческая личность во взаимодействии с окружающим миром (другими людьми и событиями, природой и т.д.) Текст имеет повествовательно-описательную структуру.

Эпические жанры: Рассказ – повествование об отдельном событии в жизни человека. Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип. Новелла – необычайное происшествие с динамичным (активным) развитием сюжета (действия). Повесть – повествование о нескольких событиях, которые оставили глубокий след в жизни человека, его судьбе. Роман - повествование о множестве лиц, судьбы которых переплетаются внутри произведения; изображение жизни в её сложности и противоречивости.

Драма -род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. Авторскую речь заменяют ремарки (пояснения, уточнения движений, мимики, интонации, смена места действия и т.д.).

Жанры Трагедия – в основе произведения неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собою, разрешающийся гибелью героя. Комедия – осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Драма – изображение личности в её непростых отношениях с обществом и тяжелых переживаниях. В отличии от трагедии драма предполагает и положительный исход в разрешении конфликта.

Смешанные жанры: Баллада – лиро-эпическое произведение. Стихотворение с остро -драматическим сюжетом, очень эмоциональное. Поэма – лиро-эпическое произведение. Крупное, как правило стихотворное, произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Роман в стихах – лиро-эпическое произведение с более широким, чем у поэмы, охватом действительности. Драматическая поэма – лиро-драматическое произведение, написанное в виде диалога, но не рассчитанное на сценическое воплощение.

СЮЖЕТ Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. События, изложенные в последовательности, максимально раскрывающей ИДЕЮ произведения и являющиеся средством для её реализации. Лирические произведения, в большинстве, не содержат сюжета, т.к. в их основе лежат не развитие событий и характеров, а переживания и эмоции лирического героя.

ТЕКСТ ТЕМА (о чём?) – события и явления, лежащие в основе произведения и являющиеся предметом изображения. ПРОБЛЕМА (почему?) – на что обращает писатель внимание читателя. ИДЕЯ (для чего?) – мысль по поводу того, как можно решить главную ПРОБЛЕМУ произведения, найденный автором вариант её решения. Главная обобщающая мысль, выражающая сущность отношения писателя к жизни и выраженная в образной форме (авторская позиция).

ТЕМЫ ВЕЧНЫЕ ОТЦЫ И ДЕТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПАМЯТЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ, ГРЕХ И СВЯТОСТЬ, ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ, ЧЕСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВОЙНА И МИР, ВОЗРАСТ (ОСОБЕННОСТИ) И Т.Д. В основе СЮЖЕТА лежит художественный конфликт (его развитие и отражено в произведении), т.е. столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу развития действия.

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ РОЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ: ЛИЧНОСТЬ-ОБЩЕСТВО, ТВОРЕЦ – ИСКУССТВО, ЧЕЛОВЕК – ИСТОРИЯ, ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА, ЖЕЛАНИЕ-ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРОБЛЕМА ВЫБОРА между чем или чем, кем или кем и т.д.

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ Пролог (вступление к произведению, настраивающее читателя на восприятие текста), Экспозиция (начало, события или действия, которые вызвали к жизни конфликт), Завязка (событие, с которых начинается действие и благодаря которому возникают последующие события), Развитие действия (ход событий), Кульминация (решающее столкновение борющихся сил, эмоциональный ПИК произведения), Развязка (положение, которое создалось в результате развития действия), Эпилог (заключительная часть, в котором обозначается дальнейшее развитие событий или судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, что произошло с героями после окончания основного сюжетного действия). Не каждое произведение содержит ПРОЛОГ и ЭПИЛОГ!

Домашнее задание 1. Проверьте себя, как вы усвоили ТЕОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ на примере произведения Л.Андреева «Кусака». Определите тему, проблему, идею произведения. Составьте план произведения так, чтобы каждый пункт соответствовал композиционному строению текста (без ПРОЛОГА и ЭПИЛОГА). 2. Выучите литературные термины и определения к ним.