Качество подготовки учителя Д.п.н., профессор Л.В. Шкерина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Advertisements

Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения 1.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Роль экспериментальных площадок МПГУ в развитии исследовательской компетентности педагогов.
Практическое занятие: формулировка противоречий по отдельным темам исследования.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Программа развития Модернизация системы образования МБОУ «Асекеевская средняя общеобразовательная школа» на гг. Программа развития.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Транксрипт:

Качество подготовки учителя Д.п.н., профессор Л.В. Шкерина

Основные положения 1. Современные контексты обновления качества образования 2. Стратегия и тактика России в обновлении качества образования 3. Критерии качества подготовки учителя 4. Инновационная педагогическая деятельность 5. Необходимые условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента

6. Основные этапы инновационного педагогического процесса 7. Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника 8. Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность 9. Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности 10. Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности 11. Функциональная структура кафедры

Современные контексты обновления качества образования Социально-экономический; Научный; Социокультурный; Политический; Научно-гуманитарный (уровень развития психологии, педагогики, акмеологии и др.)

Стратегия и тактика России в обновлении качества образования Закон об образовании; Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании; Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002 г.); Концепция профильного обучения на старшей ступени обчего образования (2002 г.); Федеральная целевая программа развития образования; Программа модернизации педагогического образования

Приоритеты и меры по реализации стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования ( получили развитие основные принципы образовательной политики и цели модернизации образования); изменение содержания и технологии образования (компетентностный подход; индивидуальная образовательная траектория для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; использование современных ИКТ; участие российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования и др.); обеспечение качества образовательных услуг (обеспечение объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности научных и научно-педагогических кадров).

Практика обновления качества образования начинается в педагогических вузах и сузах, где готовят учителя и воспитателя для дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней общеобразовательной школ.

Критерии качества подготовки учителя полнота овладения предметной компетентностью; полнота овладения ключевой компетентностью; полнота овладения базовой педагогической компетентностью; готовность к реализации инновационной педагогической деятельности

Структура и полнота компетентности В структуре компетентности, мы выделяем три ее аспекта: когнитивный, праксеологический и аксиологический. Под «полнотой компетентности» понимаем полноту проявления субъектом всех аспектов компетентности в объеме принятых структурных единиц каждого из них. Отметим, что такие структурные единицы выделены нами в монографии «Динамическая модель качества подготовки учащихся общеобразовательной школы с позиций компетентностного подхода», Красноярск, 2007.

полнота предметной компетентности (компетентность в области преподаваемых дисциплин);

Ключевая компетентность Представляет совокупность частных компетентностей (коммуникативная, информационная, организационная, исследовательская, инновационная, экономическая, политическая, социально- личностная). Это компетентности, которые востребованы многими специальностями и не являются узко профессиональными. Они необходимы каждому культурному человеку для успешной жизнедеятельности;

Базовая педагогическая компетентность методическая и технологическая компетентности здоровьесберегаю- чего обучения, воспитания и развития учащихся на основе традиционных ресурсов.

Готовность к реализации инновационной педагогической деятельности Сегодня выпускник педагогического вуза не готов к решению таких профессиональных задач в силу того, что традиционная образовательная среда педвуза слабо ориентирована на его подготовку к инновационной педагогической деятельности.

ПРОТИВОРЕЧИЕ Студент – будущий учитель, как правило, находится в традиционной образовательной среде, основанной преимущественно на предметно- знаниевой парадигме, где основной целью образовательного процесса является формирование предметных знаний студентов, все компоненты среды ориентированы исключительно на эту цель. В таких условиях студент педагогического вуза не получает нужной в настоящее время, как теоретической подготовки в области педагогических инноваций, так и необходимого опыта учебной деятельности в инновационной образовательной среде.

НО выпускник педагогического вуза, ставший учителем-предметником, в конкретной общеобразовательной школе должен уже сегодня реализовать обучение по-новому. Разрешение данного противоречия является одной из актуальных задач отечественного образования, в том числе и педагогических вузов, имеющих высокий научно-педагогический потенциал.

Социокультурные «вызовы» В условиях конкуренции, существующей и на рынке педагогического труда, более востребованными являются молодые специалисты, имеющие не только высокие знания в предметной области и опыт традиционной педагогической деятельности, но и потребность, и готовность к инновационной педагогической деятельности, способствующей решению актуальных задач школы в области модернизации обчего образования.

Современное традиционное педагогическое образование не реализует такой подготовки выпускников по ряду причин, в том числе:

не достаточно конструктивны решения на уровне Министерства по тиражированию, внедрению и развитию инновационного педагогического опыта педуниверситетов всей России по разработке и внедрению принципиально новых педагогических систем, обеспечивающих подготовку учителя на уровне, отвечающем современным требованиям личности, общества и государства; не достаточны инициатива и последовательность действий самих педагогических вузов по обновлению образовательного процесса, развитию инновационной образовательной среды, обеспечивающей формирование будучего учителя, готового к решению новых профессиональных задач на основе использования инновационного педагогического опыта и реализации своих педагогических инноваций;

в профессорско-преподавательской среде имеет место излишний профессиональный консерватизм, который выражается в понимании большинством преподавателей качества подготовки будучего учителя исключительно как определенной суммы предметных знаний и умений студентов и неприятии других, не менее актуальных в настоящее время результатов образования (целеустремленность, организованность, инициативность, креативность, потребность и готовность к самообразованию, умение работать в коллективе и т.п.).

Инновационная педагогическая деятельность инновация – целенаправленное изменение в функционировании системы; педагогическая инновация - инновация в образовании, предполагающая введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, организацию педагогического процесса; инновационная педагогическая деятельность - деятельность, реализующая педагогическую инновацию от ее научного воплощения до реализации на практике.

С этих позиций под педагогической инновацией будем понимать инновацию в образовании, предполагающую введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию педагогического процесса.

Исходя из того, что наиболее эффективное усвоение деятельности субъектом происходит в процессе данной деятельности.

В качестве одного из основных методологических постулатов исследования организационно- методических условий предметной подготовки будучего учителя, нами принято следующее утверждение: становление и развитие инновационной педагогической деятельности студента – будучего учителя – в процессе его предметной подготовки наиболее эффективно, если он в процессе этой подготовки включен в такую деятельность как «субъект обучаемый», как «субъект учащийся» и как «субъект обучающий».

Студент - «субъект обучаемый» реализует свою учебную деятельность по приобретению знаний в предметной области в условиях инновационной педагогической деятельности преподавателя – предметника.

Студент - «субъект учащийся» в процессе предметной подготовки занимается самообразованием, самостоятельно ставит новые задачи-проблемы и приобретает новые знания в предметных и других областях; применяет различные способы получения новых знаний и их использования в решении задач-проблем; самостоятельно решает учебно-исследовательские и научно- исследовательские задачи на основе конструирования и использования нетрадиционных методов.

Студент - «субъект обучающий» знакомится с педагогическими инновациями преподавателя-предметника непосредственно в процессе обучения, рефлексирует, оценивает их эффективность для себя и возможность использования в будущей профессиональной деятельности; решает квази профессиональные задачи на основе использования педагогических инноваций.

Условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента инновационность образовательного процесса; вовлеченность студента в инновационный образовательный процесс как учачегося и как будучего учителя

Для обеспечения инновационности процесса предметной подготовки необходимо: Во-первых, определить цели инновационной педагогической деятельности кафедры, т.е. получение образовательного результата как комплекса ключевых, предметных и профессионально-педагогических компетентностей будучего учителя, что соответствует критериальным требованиям.

Во-вторых, кафедре необходимо определить и решить организационно- методические задачи по внедрению инноваций в образовательный процесс, направленных на обеспечение такого качества подготовки будучего учителя

Основные этапы инновационного педагогического процесса (Опираясь на взгляды В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой, С.В. Кузьмина и др. ) инициация нововведения и принятие решения о необходимости реализации инновационной педагогической деятельности; теоретическое обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование развития и результатов инновационного педагогического процесса; организационная работа (поиск сторонников инновационной идеи, создание новых структур, способствующих освоению новшества и т.п.); анализ состояния образовательного процесса и прогнозирование его результатов после нововведения; внедрение

Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника ориентация на поиск нового в целях, содержании, технологическом обеспечении учебного процесса; гуманистическая природа и направленность на развитие личностных и социальных компетентностей будучего учителя; творческий характер; форма организации - опытно- экспериментальная работа.

Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность обусловлены рядом противоречий между недостаточными психолого-педагогической подготовкой преподавателя-предметника и установкой на приобретение современных знаний в этой области и необходимостью их продуктивного использования в инновационной педагогической деятельности; между трудностями освоения инновационной педагогической деятельности и необходимостью решения новых педагогических задач; между традиционным пониманием качества подготовки студента в процессе обучения отдельным дисциплинам и необходимостью формирования нового качества предметной подготовки будучего учителя на компетентностном уровне

Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности осознание необходимости в инновационной деятельности; потребность и готовность к изучению инновационного педагогического опыта, обмену опытом; эмоционально-волевая готовность к включению в инновационную педагогическую деятельность и приобщению студентов к этой деятельности; технологическая готовность к инновационной деятельности; способность к профессиональной рефлексии и оценке своего опыта как инновационной педагогической деятельности

Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности мотивационный; креативный; технологический; рефлексивный

Проблема далеко не все преподаватели в нужной мере знакомы с основами вузовской психологии и педагогики, и тем более - с ее современными теориями, а так же методическими и технологическими новациями.

В определении готовности кафедры к реализации инновационной педагогической деятельности один из традиционных критериев качества ее работы - уровень подготовленности кадров - приобретает некоторое новое содержание

Наряду с традиционными параметрами особое значение имеют: наличие среди преподавателей кафедры докторов и кандидатов педагогических наук (специалистов в области вузовской теории и методики обучения, профессионального обучения); наличие преподавателей, имеющих квалификацию «преподаватель высшей школы»; наличие педагогов-новаторов, имеющих авторские методики и технологии; регулярность повышения квалификации преподавателей кафедры в области решения актуальных проблем высшего педагогического и обчего образования.

Методическая работа кафедры на этапе вхождения в инновационную педагогическую деятельность: - обогащение содержания обучения как предмета учебно- познавательной деятельности студентов; - поиск (разработка), освоение и внедрение соответствующих новым целям и содержанию образовательных технологий; - разработка учебных и учебно-методических пособий нового поколения, обеспечивающих предмет и организацию учебно- познавательной деятельности студентов на компетентностном уровне, способствующих формированию и развитию инновационной педагогической деятельности будучего учителя.

Функциональная структура кафедры инновационное ядро; научно-методический семинар; методическая комиссия; группа мониторинга

Группы должны состоять из специалистов: компетентных не только в предметной области, но и в психолого-педагогической; знающих основные направления обновления общеобразовательной и высшей школы; осознающих необходимость и понимающих суть обновления качества педагогического образования; владеющих современными перспективными образовательными технологиями и имеющих опыт их использования; владеющих опытом инновационной педагогической деятельности в области предметной подготовки будучего учителя.

Инновационное ядро кафедры (группа новаторов) : изучает имеющийся опыт инновационной работы по обновлению качества высшего профессионального образования; адаптирует имеющийся опыт инновационной работы к условиям педагогического вуза, кафедры и апробирует его в образовательном процессе; знакомит всех членов кафедры с изученным опытом инновационной деятельности в вузах; разрабатывает научно-методические подходы создания инновационного технологического сопровождения образовательного процесса кафедры; ведет инновационную педагогическую деятельность, направленную на обновление качества предметной подготовки будучего учителя и вовлечение студентов в эту деятельность; распространяет свой инновационный опыт на кафедре.

Основные функции группы новаторов по вовлечению других членов кафедры в инновационную педагогическую деятельность образовательная функция (обогащает знания и опыт преподавателей); мотивационная функция (способствует осознанию необходимости и развитию потребности в инновациях); организационная функция (систематизирует свой инновационный опыт и инициирует его изучение и использование другими членами кафедры).

Научно-методический семинар кафедры Основной задачей семинара является повышение инновационного потенциала кафедры на основе изучения актуальных аспектов инновационной работы кафедры и школы по обновлению предметной подготовки будучего учителя и учеников, ее методологических, теоретических и методических проблем и опыта инновационной деятельности преподавателей-предметников и учителей.

Основные функции кафедрального научно-методического семинара организационная (регулярная и систематическая работа преподава- телей и студентов по изучению различных аспектов педагогических инноваций в предметной подготовке будучего учителя и учащихся общеобразовательной школы); образовательная (изучение теории и практики педагогических иннова- ций, теоретических основ и опыта обновления качества предметной подготовки будучего учителя и ученика с позиций компетентностного подхода); методологическая (обогащение опыта преподавателей и студентов в выборе методологии педагогического исследования; в ходе семинара генерируются идеи, высвечиваются новые подходы к обновлению качества предметной подготовки); информационно-коммуникационная (способствует непосредственному и опосредованному профессионально-педагогическому общению преподавателей и студентов, расширению их информационного пространства).

Методическая комиссия кафедры Основная задача комиссии состоит в определении главных направляющих векторов инновационной работы кафедры по обновлению качества предметной подготовки будучего учителя.

Методическая комиссия осуществляет следующие виды деятельности : рассматривает предложения по внедрению инноваций в образовательный процесс кафедры; принимает аргументированные решения о целесообразности внедре- ния в образовательный процесс представленных инновационных пред- ложений и вырабатывает методические рекомендации по их использованию; изучает опыт учебно-методической работы и пед. исследований препо- давателей кафедры и студентов и принимает решения и рекомендации по целесообразности его распространения; вырабатывает методические рекомендации по использованию иннова- ций в образовательном процессе кафедры и проводит подготовку к обсуждению соответствующих вопросов на заседании кафедры; определяет приоритеты и формирует план издания и приобретения учебных и учебно-методических пособий, способствующих внедрению инноваций в образовательный процесс.

Основные функции методической комиссии: аналитическая (на основе анализа имеющихся материалов выделяет главные векторы педагогических инноваций на кафедре); экспертная (дает оценку целесообразности внедрения в образовательный процесс кафедры той или иной педагогической инновации); коррекционная (вносит обоснованные изменения в рассматриваемые методические продукты); организационная (определяет регламент опытно- экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций в образовательный процесс кафедры).

Группа мониторинга Основная задача этой группы: отслеживание результатов инновационной работы преподавателей кафедры и студентов по обновлению качества предметной подготовки будучего учителя.

Основные направления деятельности группы мониторинга разработка методики измерения и оценивания результатов инновационной работы преподавателей кафедры; проведение совместно со студентами измерения и оценивания результатов педагогических инноваций в процессе предметной подготовки будучего учителя; создание при активном участии студентов электронной базы данных мониторинга; прогнозирование динамики результатов проводимых педагогический инноваций; подготовка аналитических материалов для принятия управленческих решений.

Основные функции группы мониторинга в инновационной работе кафедры управленческая (реализует регулярное измерение, оценивание динамики, прогнозирование результатов педагогических инноваций); информационная (обеспечивает гласность результатов мониторинга на каждом его этапе); образовательная (мониторинг все еще не является реальным компонентом системы управления в традиционной высшей школе, а входит в ряд инновационных; внедрение мониторинга в образовательный процесс кафедры несет образовательный эффект как для преподавателей так и для студентов)

Управление развитием инновационной педагогической деятельности на кафедре по обозначенной схеме является коллегиальным и демократическим, что способствует позитивному решению объективно и субъективно трудных проблем педагогических инноваций

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ