Сказы БАЖОВА. Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сходство и различие сказа и сказки Над проектом работали: Красных Екатерина Коротаева Валерия Тарасова Дарья Быков Андрей Малинина Елена Байкалова Светлана.
Advertisements

Литература урок 11 Медной горы хозяйка – П.П. Бажов.
Павел Петрович Бажов План урока 1. 1.Жизнь и творчество П.П.Бажова Урал – сокровищница России Малахит – уральский камень Произведение.
Павел Петрович Бажов План урока 1. 1.Жизнь и творчество П.П.Бажова Урал – сокровищница России Малахит – уральский камень Произведение.
«Хозяйка Медной горы». Цель исследования: Изучить особенности сказа П. П.Бажова «Хозяйка Медной горы».
Сказы П.П.Бажова Выполнил ученик 5 В класса школы номер 49 Маслов Алексей.
Игра «Волшебный мир сказов П.П. Бажова» Автор: Шамгунова Юлия Шамилевна, учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 18» г. Полевской 2008.
БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ родился 15 января 1879 г. близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров.
Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого мастера.
Сопоставление сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» со сказкой «Царевна-лягушка» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия.
Сказы Бажова Уральские сказы Павла Бажова Выполнил : ученик 2 б Ремизов Тимофей.
Малахитовая шкатулка. Цель работы 1. Узнать что такое малахит. 2. Почему произведения П.П. Бажова называются сказами. 3. Существуют ли на самом деле места,
Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Уральские сказы Заведующая библиотекой МБОУ СОШ 58 г. Челябинска.
Павел Петрович Бажов Библиотечный урок подготовила Заведующая библиотекой Ярушина Флорида Фаизовна.
Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация "Жизнь и творчество П.П.Бажова"
Анна Стрельцова 5 Б. . П. Бажов родился 15 января 1879 года в семье рабочего (горного мастера). В детстве жил в Сысерти. В числе лучших учеников окончил.
В царстве сказов Бажова. 27 января 2007 г. исполнилось 128 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова. Но сказы Бажова не только не теряют со временем.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
П. П. Бажов нашел свой, непохожий на другие жанр в литературе. Ему подражали, порой даже копировали, но образец так и остался непревзойденным.
Транксрипт:

сказы БАЖОВА

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».

В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края. С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».

Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка. В детстве все мы читали русские народные сказки. Давайте вспомним ваши самые любимые.

Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно- фантастическим миром фольклора.

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо: найти общее между ними; найти различия;

В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы- Яги. Вспомните такие сказки. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется». Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок? Вспомните, чего в сказках бывает по три. три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Табу. Его нарушение. Табу – система запретов на совершение определенных действий. В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими? И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям. А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки. «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…». Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином». А как начинаются сказы Бажова?

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

А теперь сравним конец сказа и сказки. Чем всегда заканчиваются сказки? Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс. А чем кончаются сказы Бажова? Почему герой не получает второго шанса?

Итак... В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

Вывод: Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества; Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.

Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки. Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа. Назовите сказы Бажова по иллюстрациям