Введение Важной стороной охраны здоровья детей является охрана их зрения. Это обусловлено ведущей ролью зрительного анализатора в адаптации ребенка к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация офтальмологической службы. Офтальмологическая помощь вид медицинской помощи, оказываемой профильными врачами в специально предназначенных.
Advertisements

Нарушения зрения Симптомы и профилактика. Близорукость Миопия - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо - отдаленные; результат.
Глаз как оптическая система. Строение глаза: Изображение в глазе: Теперь рассмотрим глаз, как оптическую систему. Она включает в себя роговицу, хрусталик,
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ «ПАРУСА НАУКИ» ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: ФИЗИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГЛАЗ. ЗРЕНИЕ.
Ташкентская Медицинская Академия Кафедра офтальмологии Лекция 3 Снижение остроты зрения. Слепота и слабовидение.
Казахстанско-Российский Медицинский Университет Кафедра: Психиатрии и наркологии Тема: Организация психиатрической помощи в Республике Казахстан в условиях.
Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
Диспансеризация населения. Выполнил: Кубеев Зелимхан Ризванович год.
Катаракта. Клиника. Лечение. Бабайлова О.М. МУЗ ГКБ 3, г. Челябинск.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА . КОТЛУКОВ В.К. К.м.н., доцент кафедры детских болезней Российского университета.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Докладчик: Главный внештатный офтальмолог Брянской области Жукова Е.А. 28 февраля 2014.
Пока рождаются дети, это направление будет одним из болееактуальных Пока рождаются дети, это направление будет одним из более актуальных. Эти технологии.
Выполнила Хусинбаева С.М. студентка 1 курса 21 группы лечебный факультет Ведущий руководитель: Егорова Л.О. ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
Урок анатомии 8 класс Учитель биологии высшей категории: Лобанова Т.В.
Взаимодействие Центра здоровья для детей с другими подразделениями и учреждениями здравоохранения по формированию ЗОЖ.
Офтальмологический подход к организации процесса обучения детей с нарушением зрения. И.М. Гуревич, учитель начальных классов, ГБС(К)ОУ школа-интернат 1.
Транксрипт:

Введение Важной стороной охраны здоровья детей является охрана их зрения. Это обусловлено ведущей ролью зрительного анализатора в адаптации ребенка к внешней среде, в создании благоприятных условий для всестороннего гармонического развития.

Начало развитию офтальмологической помощи детям было положено отделами охраны зрения детей и детскими хирургическими отделениями научно-исследовательских институтов глазных болезней в Москве и Одессе и кафедрами глазных болезней медицинских институтов Ленинграда, Днепропетровска, Минска, Харькова.

В 1968 г. Детская офтальмология получила юридический статус: Министерство здравоохранения СССР ввело в штатное расписание должность «детский офтальмолог».

Подготовка будущих педиатров в области охраны зрения и первой врачебной помощи детям с глазной патологией и детских офтальмологов начата с 1963 г. на первой в СССР кафедре глазных болезней педиатрического факультета II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова (II МОЛГМИ).

МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца – это самое крупное, авторитетное, многопрофильное научно- исследовательское офтальмологическое учреждение в стране. МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца Сфера научных интересов:

- травматология, реконструктивная хирургия и глазное протезирование; - охрана зрения детей и подростков; - патология сетчатки и зрительного нерва; - патология глаз у детей; - глаукома; - инфекционные и аллергические заболевания глаз; - офтальмоонкология и радиология; - контактная коррекция зрения; - рефлексология; - гомеопатия и физические методы лечения; - рентгенодиагностика и рентгенотерапия; - лаборатории – ультразвуковая,микробиологическая, иммунологии и вирусологии, патофизиологии и биохимии, патогистологическая, клинической физиологии зрения им.С.В.Кравкова, офтальмоэргономики и оптометрии.

Других, подобных центров, в научной деятельности которых осуществлялся бы весь спектр прикладных научно-исследовательских работ с целью эффективной борьбы со слепотой и слабовидением, в мировой медицине не существует.

Отдел патологии глаз у детей Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца организован в 1936 году на базе детского отделения. Основные направления: - катаракта (врожденная, вторичная, осложненная, травматическая); - глаукома (врожденная, вторичная); - аномалии развития глаз, - последствия травм глаз, - увеиты; - заболевания роговицы, сетчатки, зрительного нерва; - ретинопатия недоношенных.

Уфимский НИИ Глазных болезней Основные научные направления института: - разработка методов малоинвазивной ультразвуковой хирургии катаракты; - разработка системы восстановительного лечения аномалий рефракции и патологии роговицы; - патогенез, диагностика и лечение врожденной и приобретенной патологии глаз у детей; - разработка хирургических и лазерных методов реабилитации пациентов с заболеваниями сетчатки и стекловидного тела;

- патогенетический направленные технологии в хирургии глаукомы, методы профилактики; - патогенез, диагностика, профилактика и лечение воспалительных заболеваний глаз; - разработка изделий медицинского назначения (интраокулярные и контактные линзы, вискоэластик, трансплантаты для офтальмохирургии); - дифференциальная диагностика офтальмоонкологических заболеваний.

Уфимский НИИ глазных болезней является одним их ведущих центров по детской офтальмологии в Российской Федерации. Это единственный в стране детский офтальмологический центр, где проводится лечение детей, начиная с грудного возраста. Уникальный для мировой практики опыт динамического наблюдения за оперированными детьми впервые в стране позволил широко внедрить ранние хирургические методы лечения и комплексного восстановления зрения у детей с врожденной катарактой, начиная с 2-х недельного возраста.

ГУ НИИ Глазных болезней РАМН Государственное учреждение научно-исследовательский институт глазных болезней РАМН - это крупнейший в России офтальмологический центр, где проводятся все виды диагностики и лечения глазных заболеваний, а также ведется научная работа по наиболее актуальным проблемам офтальмологии.

Основные научные направления: - диагностика и лечения инфекционных заболеваний глаза; - реконструктивная микрохирургия переднего и заднего отрезков глаза; - оптическая коррекция рефракционных нарушений глаза; - новейшие методики удаления катаракты; - диагностика и лечение глаукомы; - диагностика и лечение заболеваний придаточного аппарата глаза; - создание новых методов терапевтического лечения заболеваний глаз; - офтальмо эргономическая оценка современных методов лечения.

На базе Института располагается кафедра глазных болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Институт является соучредителем самого известного офтальмологического издания России журнала «Вестник офтальмологии». В 1997 на базе Института создан Центр восстановления зрения, основными направлениями деятельности которого являются лазерная коррекция зрения, удаление катаракты, детская офтальмология.

Авербах Михаил Иосифович (17(29) ), советский офтальмолог, академик АН СССР (1939), заслуженный деятель науки. В 1895 окончил Московский университет. Работы Михаила Иосифовича посвящены изучению различных рефракций глаза, глазному травматизму, проблемам слепоты, глаукомы, трахомы и др. Он дал обстоятельное изложение анатомии, гистологии, физиологии глаза и главных видов заболеваний глаза, разработал и внедрил в практику ряд новых глазных операций.

Аветисов Эдуард Сергеевич ( ) – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Узбекской ССР, заслуженный деятель науки Армянской ССР, лауреат Премии СССР им. М. Авербаха.

В течение 40 лет Эдуард Сергеевич возглавлял отдел охраны зрения детей и подростков, практически создав его. Основные направления его научных интересов и исследований: - глазодвигательная и бинокулярная патология; - оптический нистагм; - рефрактогенез и учение о динамической рефракции глаза; - близорукость, как одна из основных причин инвалидности по зрению; - офтальмоэргономика зрительно-напряжённого труда, промышленная офтальмоэргономика; - слабовидение, разработка средств спец коррекции для слабовидящих; - разработка и внедрение лазеров (диагностических и лечебных) в офтальмологии, создание лазерплеоптики.

Э.С.Аветисов был одним из создателей службы охраны зрения детей в нашей стране, в тесном контакте с главным детским офтальмологом проф. А.В.Хватовой и проф. Е.И.Ковалевским создавал систему специализированных кабинетов охраны зрения (краевых, областных, городских, районных), детских садов, санаториев для лечения детей с рефракционной, глазодвигательной патологией, оснащённых специально разработанным комплектом отечественной аппаратуры, подготовленным медицинским персоналом.

Ковалевский Евгений Игнатьевич ( ) – профессор, основатель кафедры глазных болезней педиатрического факультета 2 МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова. В 1960 г. Евгений Игнатьевич Ковалевский защищает кандидатскую диссертацию на тему «Новокаин в эксперименте и при глаукоме».

Евгений Игнатьевич Ковалевский создал настоящую детскую службу охраны зрения и школу детских офтальмологов. Были организованы глазные кабинеты, созданы оздоровительные лагеря для детей с близорукостью, косоглазием и амблиопией. Благодаря его неукротимой энергии удалось добиться у Министерства здравоохранения СССР введения с 1968 г. должности – офтальмолог детский. В 1992 году Евгению Игнатьевичу было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ», а в 1993 году – «Заслуженный изобретатель».

Краснов Михаил Михайлович ( ) - выдающийся отечественный офтальмолог, академик Российской академии медицинских наук, основатель и первый директор ГУ НИИ глазных болезней РАМН. М.М. Краснов – основоположник отечественной микрохирургии в офтальмологии, он впервые в СССР произвёл имплантацию искусственного хрусталика.

Заслуги Михаила Михайловича: - впервые в мировой практике им были разработаны методы без ножевого лечения глаукомы, некоторых заболеваний роговицы и хрусталика с помощью предложенных им лазерных установок, не применявшихся ранее в медицинской практике; - им выполнена уникальная, единственная в мире операция по реконструкции одного зрячего глаза из двух слепых у больного с ожогом глаз; - впервые в мировой практике предложена оригинальная методика лечения тяжёлых бельм роговицы – метод «вживления» оптической линзы в глаз на основе собственной ткани больного.

Федоров Святослав Николаевич ( ) - выдающийся офтальмолог ХХ века, профессор, доктор медицинских наук, основатель и генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» МЗ РФ (1986–2000), Герой Социалистического Труда, академик РАМТ, РАЕН, ЛАР, член–корреспондент РАН, заслуженный изобретатель СССР, председатель Всероссийского общества офтальмологов (1982–2000).

С.Н. Федоров - первый офтальмолог, внедривший в нашей стране имплантацию искусственного хрусталика для коррекции афакии после удаления мутного хрусталика. Благодаря изобретению новых моделей искусственного хрусталика, институт, а впоследствии Межотраслевой научно–технический комплекс (МНТК) «Микрохирургия глаза», возглавляемый С.Н. Федоровым, стал центром для лечения пациентов с заболеваниями глаз не только для жителей России и стран СНГ, но и дальнего зарубежья.

В 1964 году: - создал модель интраокулярной линзы – «ирис– клипс–линза» с фиксацией на радужке; - предложил операционный стол, и офтальмологи начали оперировать сидя; - впервые применил жидкий силикон при проведении операции по поводу отслойки сетчатки; - создал более совершенную, оригинальную модель ИОЛ «Спутник», ставшую базовой конструкцией во всем мире и остававшуюся таковой более четверти века.

Федоров всегда шел в ногу со временем: создавались новые линзы, которые отвечали самым строгим требованиям – будь то ИОЛ Т–26 (базовая при мануальной технологии малых разрезов и используемая во всех офтальмологических учреждениях России), силиконовые линзы или же более современные ИОЛ, такие как линзы нового поколения ФЛЕКС ПУМА. Все они дали великолепные результаты и обладали минимальным количеством побочных действий, что позволяет использовать их и в настоящее время.

Филатов Владимир Петрович ( ) - офтальмолог и хирург, академик АМН СССР и АН УССР, Герой Социалистического Труда. В 1912 году осуществилась его заветная мечта - он сделал первую операцию по пересадке роговицы. В 1913 году В.П. Филатов предложил новый метод измерения внутриглазного давления - эластотонометрию.

В 1903 году он был приглашен профессором С.С. Головиным в Одессу на должность ординатора в клинику глазных болезней Новороссийского университета. В 1936 году, Постановлением Правительства СССР 632 и был организован Украинский институт экспериментальной офтальмологии, первым и бессменным директором которого оставался до последнего дня своей жизни Владимир Петрович Филатов.

Впоследствии, В.П. Филатов ввел в медицину и новый эффективный принцип лечения - тканевую терапию, метод использования консервированных тканей, учение о биогенных стимуляторах.

Хватова Александра Васильевна - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава России, руководитель отдела патологии глаз у детей Московского НИИ глазных болезней им.Гельмгольца.

Сфера научных интересов: - лазерные методы лечения посттравматической патологии, включая последствия перенесенных операций; - реконструктивная лазерная хирургия различных заболеваний глаз; - органосохранное лазерное лечение иноперабильной патологии глаз; - ультразвуковые исследования слезоотводящих путей; - блефаропластика при различных заболеваниях и состояниях (косметическая пластика верхних и нижних век); - реконструкция конъюнктивальной полости при симблефаронах и анкилоблефаронах с использованием оригинальных методик и материалов.

Структура и уровень глазной патологии, а также слабовидения и слепоты у детей в последнее десятилетие в нашей стране претерпели благоприятные сдвиги:

1. Расширилась сеть детских глазных отделений в детских многопрофильных и общесоматических больницах для взрослых, где на современном уровне осуществляется диагностика и эффективное консервативное и микрохирургическое лечение всех видов глазной патологии.

2. Подготовка будущих специалистов-педиатров по офтальмологии проводится на педиатрических факультетах преимущественно на базе детских глазных учреждений (глазные кабинеты детских поликлиник, детские специализированные сады, глазные отделения детских больниц и др.).

3. Проводятся ранние (до года жизни) исследования у детей клинической рефракции и назначения оптической коррекции аметропии, что почти в 2 раза уменьшает число случаев рефракционной амблиопии и косоглазия, создаются условия для нормального функционирования не только зрительного анализатора, но и всей оптико-вегетативной (фотоэнергетической) системы, обеспечивающей более гармоничное развитие ребенка.

4. Существенно расширились показания к хирургической профилактике начальных проявлений прогрессирования близорукости. 5. Разработаны и внедрены в практику новые методы хирургического лечения и технических средств.

Большие трудности связаны со своевременной и безотказной госпитализацией детей с разнообразной глазной патологией, требующей и сложной диагностики, и комплексного (медикаментозного, лучевого, хирургического) лечения. В маломощных отделениях (на 10, 20, 30 коек) резко ограничены возможности обследования и лечения детей с разнообразной глазной патологией. Единственно правильный выход из существующего положения - это создание меньшего числа крупных глазных отделений в некоторых многопрофильных детских больницах.

Первостепенной разработки требуют вопросы: - этиологии, профилактики и лечения врожденной внутриутробной и наследственной глазной патологии (аномалии, воспаления, опухоли, глаукома, катаракта, дегенерация, атрофия и др.); - показаний к ранней оптической коррекции аметропии; - оптимизации принципов и методов организации и осуществления новой технологии лечения и реабилитации глазных болезней у детей различного возраста в поликлиниках и стационарах.

Наиболее часто встречающиеся проблемы «с глазами» у детей: 1) амблиопия – или «ленивый глаз»; 2) нарушения рефракции глаза, а именно: - близорукость (миопия) - дальнозоркость (гиперметропия) - астигматизм; 3) косоглазие, которое делят на: содружественное косоглазие паралитическое косоглазие; 4) катаракта; 5) ретинобластома; 6) ретинопатия; 7) ранения глаз.

1) Амблиопия – означает снижение остроты зрения, возникающее при нарушении нормального развития зрительной системы. Амблиопия – пониженное зрение из-за бездействия или ленивый глаз. 2) Миопия является наиболее распространенным нарушением рефракции, т.е. переднезадняя ось глаза больше, чем должна быть в этом возрасте. Изображение предметов при близорукости складывается не на сетчатку, что дало бы хорошее зрение, а перед сетчаткой и изображение получается расплывчатым.

Гиперметропия представляет собой норму, когда речь идет о ребенке младшего возраста. Но в случаях, если к 10 годам она не проходит, могут появиться астенопические жалобы – головные боли и затуманивание зрения. При гиперметропии глазное яблоко (его переднезадняя ось) «короткое», в результате чего изображение предметов располагается позади сетчатки. При астигматизме нарушается сферичность роговицы, т.е. в разных меридианах разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается не в виде точки, а в виде отрезка прямой, при этом четкое видение предмета искажается.

3) Косоглазие является одним из наиболее частых глазных заболеваний в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2 % от общего числа новорожденных). Причиной косоглазия могут быть патологии рефракции, дефекты в развитии мышечного аппарата глаз, поражение центральной нервной системы, дефекты развития глазодвигательных нервов и черепно-мозговых ядер.

4) Катаракта – помутнение хрусталика, у детей чаще возникает ещё во внутриутробном периоде, из-за наследственных причин или болезни матери во время беременности. Существует большой риск появления катаракты у ещё не родившегося младенца, если его мать в период беременности переболела краснухой. Причиной помутнения хрусталика могут быть и нарушения обмена веществ ребёнка. 5) Ретинобластома – злокачественная опухоль сетчатки, опасна не только для глаза, но и для жизни ребёнка. Ретинобластома может передаваться по наследству.

6) У детей, которые родились преждевременно с очень малой массой тела (обычно менее 2000 г) и длительно получали при выхаживании ингаляции кислорода, также может возникнуть белая окраска зрачков. Такая патология ретинопатия недоношенных, в отличие от ретинобластомы, не угрожает жизни, но очень опасна для зрения. 7) Ранения глазного яблока сопровождаются нарушением его целости. Симптомы многообразны и определяются силой удара, местом и площадью его приложения, формой и величиной ранящего предмета. Общие симптомы резь и боль в глазу, слезотечение, светобоязнь, блефароспазм.

В целях организационно-методического руководства и оперативного контроля за деятельностью детской офтальмологической службы во всех республиках, краях, областях, городах и при центральных районных больницах органами здравоохранения (министерства, управления, отделы) утверждаются (из числа наиболее опытных детских глазных врачей) нештатные главные (старшие) детские офтальмологи.

Офтальмологическую помощь детям оказывают как в специализированных детских учреждениях, так и в глазных учреждениях для взрослых. Мероприятия по охране зрения детей необходимо осуществлять еще до рождения ребенка в женских консультациях. Уже в этот период следует формировать так называемые группы профилактики (риска) по глазной патологии.

Детские офтальмологи должны: 1) по первому сигналу из родильного дома или с педиатрического участка (но не позднее чем через 4 мес. со дня рождения ребенка) проводить обследование органа зрения у новорожденных с отягощенной наследственностью по глаукоме, катаракте, ретинобластоме, дистрофии сетчатки и атрофии зрительного нерва, а также у недоношенных и детей, родившихся от матерей с патологией беременности и в осложненных родах;

2) осуществлять полное офтальмологическое исследование у детей в возрасте 3 лет, при этом нужно исследовать остроту зрения и клиническую рефракцию в условиях медикаментозного мидриаза (скополамин, гомо-тропин и др.); - выявлять близорукость любой величины, дальнозоркость выше 3,0 дптр, астигматизм выше 1,0 дптр, анизометропию выше 2 дптр, назначать необходимую оптическую коррекцию; - составлять списки детей, лечение и воспитание которых необходимо проводить в группах специализированных детских садов, профилированных группах общих детских садов, и передавать эти списки в РОНО для организации этих учреждений;

3) обязательно проводить углубленное исследование органа зрения к 5-7 годам (перед поступлением в школу), обращая особое внимание на остроту зрения вдаль и вблизь, устанавливать причины ее снижения. Выявлять группу детей с близорукостью или повышенным риском ее возникновения (дети, родители которых страдают близорукостью, ослабленные или больные, дети с резко сниженной аккомодацией, астигматизмом, ложной близорукостью) и осуществлять по отношению к ним медико-педагогические мероприятия при участии педиатров и учителей.

4) проводить с группой профилактики специальные тренировки аккомодации и занятия лечебной гимнастики; обеспечивать ежегодное офтальмологическое исследование и в случае необходимости лечение всех школьников группы профилактики; 5) проводить после 3-го и 8-го класса углубленный осмотр органа зрения и осуществлять необходимую оптическую коррекцию выявленных аметропии; при углубленном обследовании 15- летних школьников обращать особое внимание на профессиональную ориентацию лиц с дефектами зрения, а также на подготовку юношей к службе в Вооруженных Силах;

6) проводить систематические в согласованные сроки семинары, лекции, беседы с акушерами и микропедиатрами, со школьными врачами, с участковыми и районными педиатрами, работниками санитарно-эпидемиологической службы, а также органов и учреждений народного образования (дошкольные учреждения и школы) по вопросам охраны зрения и первой офтальмологической помощи детям;

ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилактического процесса: первичную профилактику и вторичную.

Первичная профилактика включает в основном предупредительные меры общемедицинского и санитарно-гигиенического характера. В осуществлении ее главную роль играет офтальмолог. Первичная антенатальная профилактика заключается в создании оптимальных условий для развития плода, в устранении или уменьшении влияния неблагоприятных факторов внешней среды на организм беременной женщины, на формирование плода и органа зрения.

Первичная постнатальная профилактика заключается в предупреждении расстройства зрения и заболевания глаз после рождения ребенка в течение всего периода детства. Она включает меры по охране здоровья детей, предотвращению у них развития инфекционных и системных заболеваний, созданию оптимальных гигиенических условий для зрительной работы и предупреждению повреждений органа зрения у детей.

Вторичная профилактика. Это система мер по охране зрения у детей при уже возникшем заболевании глаз. Успешное решение этой задачи во многом зависит от раннего выявления, правильного распознавания и активного профилактического лечения таких заболеваний.

Специальное дошкольное учреждение - это учебное заведение, направленное на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.

Основные задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения: - охрана физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни ребенка; - всесторонне воспитание личности ребенка, развитие его возможностей и творческого потенциала; - формирование гуманных взаимоотношений с родными и близкими, обеспечение эмоционального комфорта каждого из воспитуемых; - воспитание уважения к общечеловеческим и национальным ценностям.

Процесс обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения помимо общих задач развития дошкольника решает и специальные, связанные с исправлением дефекта развития детей.

Все вышеперечисленные задачи обуславливают направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, а именно: - организационно-педагогическая работа; - лечебно-восстановительная работа; - коррекционно-образовательная работа.

Организационно-педагогическая работа включает в себя методическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса, комплектование групп, организацию работы по совершенствованию педагогического мастерства коллектива тифлопедагогов, просветительская работа среди воспитателей и родителей, консультационная помощь родителям детей с нарушениями зрения.

Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сёстрами-ортоптистками под руководством врача-офтальмолога.

Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии организуются специальные общеобразовательные школы-интернаты. В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или средней общеобразовательной школы.

Школы-интернаты для детей с нарушениями зрения: а) специальные общеобразовательные школы- интернаты для слепых детей; б) специальные общеобразовательные школы- интернаты для слабовидящих детей.

При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и подготовительные) с одно- двухгодичным сроком пребывания, а также вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.

1. Приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) слепых и слабовидящих подлежат дети с остротой зрения на лучшем глазу в пределах от 0 до 0,4.

2. В школы-интернаты слепых принимаются дети: а) с остротой зрения на лучшем глазу 0,04 и ниже с переносимой коррекцией; б) с остротой зрения на лучшем глазу 0,05 - 0,08 с переносимой коррекцией, при прогрессирующей атрофии зрительного нерва, при тапеторетинальных дистрофиях сетчатки и других заболеваниях, характеризующихся прогрессирующим падением зрения.

3. В школы-интернаты (школы) слабовидящих принимаются дети: а) с остротой зрения 0,05 - 0,4 на лучшем глазу с переносимой коррекцией, при этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. При отсутствии прогрессирования патологического процесса и астенопических жалоб дети с остротой зрения выше 0,2 могут обучаться в массовой школе;

б) с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, а также при наличии астенопических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; в) во всех случаях дети должны читать шрифт 9 таблицы для определения остроты зрения для близи с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см.

4. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако, в отдельных случаях как в подготовительный, так и в другие классы допускается прием детей с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года. В дошкольные группы могут приниматься дети 6-летнего возраста.

5. Не подлежат приему в школы слепых и слабовидящих: а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбецильности, идиотии); б) дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями эмоционально- волевой сферы (органического происхождения); в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя; г) слепоглухонемые.

6. Направление детей в школы слепых и слабовидящих производится органами народного образования на основании заключения республиканской или областной медико-педагогической комиссии.