Нравственные основания научной деятельности. 2 Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Абдыманап уулу Эржигит Хурсанбек уулу Азатбек Алимжанов Раатбек Эмилбек уулу Туголбай Турсунов Айбек.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Право характеризуется тем, что оно как любое сложное социальное явление имеет две стороны – содержание и форму. Содержание и форма в праве Хыу Тинь Х.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Транксрипт:

Нравственные основания научной деятельности

2 Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания

3 Наука: нравственные основания Нормативно-ценностное положение современной науки: 1) взаимосвязь научной и общественной системы норм и ценностей; 2) двойственность научной системы норм и ценностей: с одной стороны, она «покрывается» общественной системой ценностей, с другой стороны, научные идеалы влияют на «состояние умов в обществе».

4 Наука: нравственные основания Почему общество испытывает недоверие к науке? Знание, полученное в результате научного исследования, становится всеобщим и доступным для всех. Неизвестно, как это знание будет использовано другим человеком.

5 Наука: нравственные основания Ценностные положения научной деятельности: универсализм общность научного знания организованный скептицизм бескорыстное желание достичь истины Предложены Р. Мертоном в 1942 г. в книге «Нормативная структура науки».

6 Наука: нравственные основания Исследователь попадает в противоречивую ситуацию, так как познавательная деятельность реализуется в диапазоне противоположных норм. Поэтому перед ученым стоит важнейшая задача: самостоятельно определить свое отношение к результатам познавательной деятельности.

7 Наука: нравственные основания Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

8 Наука: нравственные основания Роли исследователя: Автор - изложение результатов исследования. Рецензент (экспертиза) - оценивание результатов научного исследования. Преподаватель - подготовка нового поколения исследователей. Консультант - участие в решении не научных, а социальных, политических экономических и др. проблем. Популяризатор - активность ученого за пределами научного сообщества (взаимодействие со СМИ.)

9 Наука: нравственные основания Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом. Проблема: ученый как человек науки и как представитель иных социальных образований не может выступать в рамках единой ценностно- нормативной базы.

10 Наука: нравственные основания Классическая наука: пыталась элиминировать субъективное, иначе страдает истина – цель научного познания. Неклассическая наука: стремление получить истинное знание с учетом субъективных особенностей познавательного процесса (позиция наблюдателя, средства получения знания и т.д.). Постнеклассическая наука: должны обязательно анализироваться внутренние факторы познавательной деятельности, если цель – получить адекватное научное знание.

11 Наука: нравственные основания Исследователи не признают возможность единой нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него.

12 Наука: нравственные основания Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии?

13 Наука: нравственные основания Причины кризиса науки в конце ХХ в.: кризис понятия «рациональности» человек рассматривался только лишь как человек разумный. Все остальное в человеке игнорировалось. Формируется парадокс: чем больше человек познает мир, тем меньше он его понимает.

14 Наука: нравственные основания Функционирование науки в рамках нормативных границ невозможно без предпочтений исследователя, которые он осуществляет иррационально. Классическая рациональность исключает иррациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности.

15 Наука: нравственные основания Основной аспект научных исследований на современном этапе: Постановка проблемы нравственной оценки, что позволит вернуть науке статус системы наиболее достоверных знаний о действительности.

16 Наука: нравственные основания С.Б. Крымский : процесс познания не только процесс открытия объективных истин, но и «человекоразмерное» событие, ценностный акт утверждения человеческой подлинности. Два среза познавательной деятельности: «вертикальную модель» «фронтальную модель».

17 Наука: нравственные основания Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Важнейшую роль в деятельности ученого, начинают играть нравственные начала.

18 Наука: нравственные основания Познавательная программа ученого обретает особую логику: отказ от идеи, что в мире действует закон (мир по своей природе спонтанен); отказ от идеи, что в мире существует истина (смыслы возникают в процессе деятельности); нельзя исследовать мир исключительно абстрактно,(мир состоит из живых, целостных систем, в которых нельзя специально обозначить абстрактно ни одной из составляющих).

19 Наука: нравственные основания Современный мир демонстрирует, что в этой жизни нет ничего однозначного и постоянного. Поэтому остается единственный источник ориентиров и критериев – это внутренний мир человека (его ценности и нормы). Именно нравственные начала позволяют человеку в ситуации «расширяющегося незнания» сохранить определенные параметры стабильной познавательной деятельности.

20 Наука: нравственные основания Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении такой цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства.

21 Наука: нравственные основания Нравственная позиция должна исходить из содержащейся в ней абсолютной необходимости. Это значит, что она является всеобщей и универсальной для всех разумных существ. Если же нравственные оценки имеют другие основания, то тогда они утрачивают характер нравственного закона: «нравственность для человека» или «человек для нравственности».

22 Наука: нравственные основания «Человек для нравственности» -формальная система нравственных начал. Существуют некие высшие силы, принципы, которые господствуют над человеком, и он должен им подчиняться. «Нравственность для человека» близка эмпирической системе. Нравственный компонент становится вторичным по отношению ко всем остальным факторам человеческого существования.

23 Наука: нравственные основания Нравственность представляет собой рекодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.