Культурные универсалии, наука и вненаучное знание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Advertisements

1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Паранаука как явление социальной жизни. Выполнили: Давлетшина Ильмира и Габдуллина Азалия.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Тема: Мировоззрение человека и философия. Вопросы: 1. Мировоззрение в системе знания. 2. Уровни мировоззрения. 3. Типы мировоззрения.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Научное мышление. Основные особенности Подготовил студент 2 курса ДБХ-201 Полянских Антон.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Транксрипт:

Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Система форм духовной культуры

1. Каждая форма имеет свой предмет, способ отражения мира, свои социальные функции. 2. Каждая форма имеет свои основания либо в когнитивной, либо в ценностной составляющей деятельности сознания. 3. Каждая форма имеет свою историю. 4. Значение формы в духовной культуре определяется историческим типом сознания : ценностно-доминирующим или когнитивно-доминирующим. Закономерности системы форм духовной культуры

Критерий НаукаКвазинаука предмет, способ отражения мира, социальные функции Предмет – конкретные «срезы», области объективной реальности, природы, общества, духовного мира человека. Способ отражения мира – понятия, теории, законы, гипотезы и др. Функции – получение объективного знания о реальности и его использование во благо прогресса и человечества Функции – компенсация эмоциональной «недостаточности», облеченная в наукообразную форму основания Когнитивная составляющая Ценностная составляющая исторические перспективы быть ? сознание эпохи постмодерна На магистральной линии развития культуры На девиантной линии развития культуры В массовом сознании – равнозначна науке

Закономерности интегративных процессов в системе духовной культуры 1. Размываются границы между когнитивными и ценностными функционалами сознания. 2. Усложняются связи в системе оснований форм культуры: связи между мотивами и целями деятельности становятся все более опосредованными, все чаще направляются случайными обстоятельствами. 3. Синтезирующие процессы осуществляются в двух направлениях: по магистральны м (закономерно и необходимо вырастают из оснований культуры) и девиантным (рождаются под действием случайных факторов) линиям развития в системе культуры. 4. Глубинные синтезы в системе культуры закономерно опосредованы обыденным сознанием и сопутствующим ему фольклорным творчеством. 5. Каждый новый шаг культурного творчества осуществляется при условии синтеза истории культуры и ее современности ; архаичные формы сознания сохраняются в современной культуре в «снятом» виде.

Наука - это система знаний форма познания мира социальный институт

Научное познание предполагается познаваемость мира предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы объективность и достоверность познания получение нового объективного знания системность, доказательность и обоснованность научного знания высший авторитет - только объективная истина применяются специальные средства познания применяются теоретические и экспериментальные методы познания

Научное познание

Методологические установки науки Это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования. Методологические установки лежат на границе познавательного и ценностного аспектов познания, интегрируют их. Часть содержания методологических установок познания, связанная с характеристикой объекта познания, является одним из непосредственных источников научной картины мира. Через методологические установки познания каждая наука подключается к системе культуры в целом.

признание объективного существования физического мира; «абстрактный образ свободных объектов», предметоцентрическое видение мира в отрыве от системных связей; атомистическая концепция; лапласовский детерминизм; признание исчерпывающей познаваемости мира; основа и критерий познания – эксперимент; независимость объекта от условий познания; все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно; критерий объективности – отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование Методологические установки классической физики

признание зависимости описания поведения физических объектов от условий познания; изменение гносеологической позиции субъекта и объекта – появилась необходимость указания на ту систему отсчета, с позиций которой описывается исследуемая физическая область Методологические установки релятивистской физики

введение нового класса принципиально статистических закономерностей; невозможность провести резкую границу между объектом и прибором; введение принципа дополнительности; невозможность одновременного определения всех свойств микрообъекта (принцип неопределенности); ненаглядный характер теоретических моделей; неоднозначность употребления понятий; необходимость указывать на условия познания Методологические установки квантовой физики

Вненаучное знание миф магия религия мистика квазинаука

Мифологическое познание Синкретичность Нерасчленность субъекта и объекта Нерасчленность предмета и его образа

Магия Человек по собственной инициативе вступает в контакт с трансцендентным

Религия Преодоление смерти Общение с надчеловеческим духовным миром (пассивный контакт) Приоритет веры над рациональностью

Мистика В мистическом опыте отражается объективная реальность Имеет место неадекватность при понимании собственных ощущений

Квазинаука Квазинаука – это своеобразная форма духовной деятельности, которая, с одной стороны, претендует на статус науки, познавательной деятельности, широко используя при этом научную и рационалистическую терминологию, а с другой – сознательно или бессознательно отвергает нормы, стандарты, критерии и ценности научной деятельности, пытается отрицать проверенные практикой законы природы.

Философские вопросы квазинауки В чем следует усматривать признаки квазинаучного творчества и критерии демаркации его от других форм культуры? Каковы культуротворческие основания квазинаучного творчества? Каковы те социокультурные и духовные предпосылки, которые порождают и воспроизводят квазинаучные структуры? Как вообще соотносятся между собой магистральные и девиантные линии развития культуры? Каковы закономерности исторической трансляции древнейших мифологических структур сознания и их подключения в «тело» современной культуры, ее образно- понятийные пласты?

Истоки квазинауки Потеря «звена» в сложнейшей цепи взаимодействий эмпирического и теоретического уровней в процессе создания и функционирования научной теории ; Расцвет квазинаучных формообразований в периоды научных революций ; Появление «духовных кентавров» вследствие неконтролируемых интеграционных процессов в культуре кризисных периодов; Превалирование здравого смысла и обыденного сознания над научным мировоззрением; ценностного над когнитивным, личностного начала над без личностным в науке; Содержание во всех исторических типах сознания неискоренимой в полной мере первобытной основы ( принцип историзма ) в развитии духовной культуры); Отрицание единственно возможной и объективной научной рациональности в массовом сознании эпохи постмодерна; Идеологическое давление на развитие науки

Типология квазинаучного творчества Научные фальсификации – трюкачество, мошенничество и шарлатанство в науке, сознательное искажение и подделка данных. Паранаука – претендует на то, чтоб быть научной деятельностью, широко использует научную терминологию, но при этом не соответствует нормам, стандартам и критериям научной деятельности, сознательно или бессознательно отступает от них, использует данные неоднозначных, единичных экспериментов. Научные мифологии – основаны на размывании границ между объектом и субъектом познания, между предметом и его образом.

Мошенничество в науке 1903 г. – фальсификация «открытия» N-лучей Рене Блондло. Разоблачен Р. Вудом, Блондло был вынужден вернуть золотую медаль Парижской академии и закончил жизнь в психиатрической клинике г. – «пильтдаунский человек», находка антрополога Чарльза Даусона, кардинально изменяющая сложившиеся представления об эволюции человека. В 1953 г. «пильтдаунская находка» оказалась специально внешне состаренной комбинацией костей черепа современного человека и челюсти орангутана е гг.– дело Галлиса (биология). Научное сообщество объявило Галлису бойкот, фальсификатор был вынужден прекратить занятия наукой. Конец 1960-х гг.– экстрасенс Нинель Кулагина, демонстрировала чтение текстов в заклеенных конвертах, воздействие взгляда на стрелку компаса и т. д. В конце концов исследователи пришли к выводу о фальсификации г. – дело Хван У Сока, фальсификация исследований в области стволовых клеток человека человека. Научные фальсификации

Мошенничество в науке 30-е – 60-е гг. XX в. – «лысенковщина» е гг. – теория «торсионных полей» - носителях пятого фундаментального взаимодействия, являющихся неисчерпаемым источником колоссальной энергии. Конец 90-х гг.– «биоэнергетическая информатика», позволявшая знаменитому теле колдуну А. В. Чумаку заряжать своим «биополем» воду на столах телезрителей. Паранаука

Мошенничество в науке В настоящее время в России зарегистрировано: свыше 150 «академий» оккультных наук ; около 5000 практикующих колдунов, знахарей и т. д.; общее число колдунов, хиромантов, гадалок и т. п. приближается к , в то время как число ученых в стране за последние 20 лет снизилось до Денежный оборот оккультной сферы услуг превышает 50 млрд. руб.

Мошенничество в науке В 90-е гг. при культурном центре Вооруженных Сил РФ успешно существовал «Центр научной астрологии» До сих пор существует засекреченная в/ч , в которой процветает оккультное знание На деньги налогоплательщиков в Министерстве по чрезвычайным ситуациям до самого последнего времени содержался целый отряд ясновидцев В Государственную Думу РФ поступают проекты законов, призванных обеспечить юридические нормы взаимоотношений людей с мифологическими объектами – гуманоидами, барабашками и т. п.

Мошенничество в науке е гг. – исследования в области социологии науки приводили к выводу, что наличных институтов контроля вполне достаточно для соблюдения принципов этики в среде ученых. Конец 90-х гг. – статистический опрос среди ученых-медиков в Норвегии: 22 % ученых были осведомлены о случаях мошенничества, 9% вносили свой вклад в исследования, ведущиеся с нарушениями, 3 % ученых сознательно шли на подобное. Начало 2000-х гг.– анонимное социологическое исследование амер. ученых, получающих гранты по программам Национальных институтов здравоохранения: 1,5%ученых использовали плагиат или фальсифицировали данные; 15,5% - подгоняли структуру, методологию или результаты исследований, чтобы соответствовать требованиям грантодателя; 12, 5% были в курсе некорректного использования данных другими исследователями

Мошенничество в науке За 1990 г. в специально созданную при Национальном научном фонде (NSF) Службу генерального инспектора (OIG) поступило 41 заявление о фактах мошенничества, в течение года было закрыто 21 дело. В 2004 г. в Министерство здравоохранения и социального обеспечения США поступили 274 иска о мошенничестве в научных исследованиях.

«Научная полиция» В 1989 г. при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США создана Служба чистоты исследований (Office of Research Integrity - ORI) Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований научно-координационная организация при Президиуме Российской Академии Наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга. В 2002 г. в исследовательских учреждениях Германии был введен институт омбудсменов, «ученых-полицейских», избираемых один раз в 3 года из числа авторитетных работников учреждения и следящих за соблюдением кодекса научной этики.

ФФП-стандарт Принят в 2000 г. Службой чистоты исследований при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США. « Мошенничеством в науке считается фабрикация, фальсификация или плагиат при представлении, проведении или обзоре исследования или при отчете о его результатах. Фабрикацией является подделка данных или результатов с их записью или отчетом по ним. Фальсификацией является манипулирование материалами исследований, оборудованием или технологиями или изменение или опускание данных, выполненное в итоге таким образом, что исследование не является соответствующим образом представленным в отчете. Плагиат есть присвоение чужих идей, технологий, результатов или слов без соответствующего разрешения; Научным мошенничеством не считаются преднамеренные ошибки и различие мнений.

Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологии Хотя астрология по своим задачам и способам их решения напоминает прикладную науку, она существенно отличается от настоящей прикладной дисциплины: ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими ; они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин; решение астрологических задач опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений; успешность или неуспешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев; не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний.

Уфология – квазиастрономия нашего времени Квазинаучные черты уфологии: отсутствие определенного предмета исследования ; отсутствие теоретической базы ; эмпирическая база – единичные недостоверные свидетельства случайных очевидцев ; невозможность проведения эксперимента, создания специальных условий, неповторимость исследуемых явлений. По способам решения своих задач уфология ближе к расследованию преступлений, чем к естественно- научным исследованиям.

Квазибиология: девиантные направления в теории антропосоциогенеза В религиозном сознании – концепция Творения (креационизм) В научном сознании – концепция эволюции В современном обыденном сознании: – теория пришествия, согласно которой люди прибыли на Землю из иных космических миров; – теория «великого проекта», по которому создавался наш мир сверхъестественными силами (Бог, инопланетяне, вселенский разум, великий дух и т. д.); этими исследованиями занимается движение ID – Intelligent Design (Интеллектуальный проект), возникшее в 1999 г. в Сиэтле на базе Центра науки и культуры; – «запрещенная археология», согласно которой человек был всегда (М. Кремо и Р. Томпсон); – «человек зари» Г. Осборна, который жил одновременно с другими гоминидами, но в отличие от них обладал духовным началом.

Парамедицина «Медальон похудения» – информационный способ похудеть, содержит кристаллы носителя информации питательных веществ, действует на центр насыщения мозга, давая ощущение сытости «Магнит для денег» - информация с магнита перетекает на человека, и он начинает притягивать к себе деньги, также обладающие информационной составляющей «Медальон бессмертия» Н. Н. Исаева – эффективный растительный препарат, позволяющий в 2 и более раз замедлять рост клеток в организме, поддерживая его в постоянном состоянии; принцип действия – биоэнергоинформационный перенос свойств препарата внутри медальона на человека По материалам «Комсомольской правды», 2007

Парамедицина Конец 1990-х гг. – «открытие века», препараты катракс из морского животного катрана, «витурид» избавляющие от опухоли мозга. Применялись в клиниках без разрешения Фармакологического комитета РФ г. – «научная разработка » Т. Я. Свищевой в области онкологии: раковые клетки – просто паразиты- трихомонады, а вовсе не злокачественные образования. Она пропагандировала новые средства для лечения онкологических заболеваний, авторами которых являются «врач-хирург А. Качурин и доцент-микробиолог А. Троицкая» (как выяснилось, Качурин – не хирург, а Троицкая – ветеринар в лаборатории Калуги) гг. – «метод Жерлыгина», лечение сахарного диабета при помощи интеенсивных физических нагрузок без соблюдения диеты и использования инсулина. Наше время – циркониевые браслеты, достижения квантовой медицины Лечение рака и диабета

Наука и квазинаука: что впереди?