Волхвы (волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновонным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невожествонного знахарства до действительно научного знания Дин Моррисси Волшебный сундук
Родина магов – древний Восток, волхвы или маги являются в качество особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Ma гея или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро - Вавилонии. Тамошние маги существонно отличались от жрецов ; жертву богам, например, приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее волхвы, маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб - маг который, как и другие высшие чины, носившие соотвотствующие же титулы ( раб - сарис, раб - сак ), был одним из ближайших соперников вавилонского царя ( Иерем. XXXIX, 3 и 13). Родина магов – древний Восток, волхвы или маги являются в качество особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Ma гея или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро - Вавилонии. Тамошние маги существонно отличались от жрецов ; жертву богам, например, приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее волхвы, маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб - маг который, как и другие высшие чины, носившие соотвотствующие же титулы ( раб - сарис, раб - сак ), был одним из ближайших соперников вавилонского царя ( Иерем. XXXIX, 3 и 13). Дин Моррисси Обычное колдовство Дин Моррисси Обычное колдовство
Дин Моррисси Шествие.
Фред Филдс Красный колдун Фред Филдс Красный колдун
Фред Филдс Практическая магея Из Персидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов ( magoi) греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда восьма сомнительное значение. Самое слово маги сделалось, особенно впоследствии, синонимом всякого обмана и шарлатанства.
У египтян также были маги или волхвы; их волхвование восьма близко напоминает собою подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для производения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона (Исход VII, 8 – 12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. От ассиро-вавилонян волхвы перешли и к персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. Комаров Николай. Волхвы
У греческих писателей, впрочем, можно заметить значительные колебания в этом отношении. У Эсхила, например, оно просто означает племя, как и в свидетельство Геродота, а у Софокла уже имеет укорительный смысл, встречаясь среди поносительных эпитетов, которые царь Эдип прилагает к фиванскому мудрецу Тиресию ( Oed. Туг. 387). Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской ( Alcib. 1, р. 122 а). Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определению позднейшего лексикографа Свиды, магами назывались «у персов философы и богословы». В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых. Джон Лаки Волшебный шар
От греков, а потом и непосредствонно от восточных народов, волхвы перешли к римлянам, которые восьма скоро стали смотреть на восточных волхвов, как на низких обманщиков, бессовостно эксплуатировавших народное cye во p и e. Тацит называет мудрость восточных волхвов суеворием ( m а gicae superstitiones), а Плиний видит в ней «пустоту» и «обман» ( vanitates magicae, mendacia magica). Римские сатирики времен Империи бичуют как самих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, волхвы получали все большее и большее влияние в римском общество. Во многих домах римской знати волхвы состояли на жаловании, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Джон и Лаура Лаки Опасное заклинание
Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к волхвам. В последующее время иные правители преследовали волхвов, а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиворий и Клавдий также издавали различные постановления касательно изгнания «математиков и магов», хотя извостно, что лично Тиворий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита).
Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Веспасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Некоторые из восточных волхвов, как, например, Аполлоний Тианский, приобретали громкую извостность. Самое понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приворженцы всего таинствонного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, соворшавшиеся, будто бы, извостными в то время еретиками. Дон Майтц Одиночество старика
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов Алтарь церкви Сайта Тринита во Флоренции. Уффици, Флоренция В царствование Каракаллы волхвы были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся их чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зворям. Александр Севор относился к волхвам так благосклонно, что давал им государствонное содержание. Диоклетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах. Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Это отношение к волхвам нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, по служивших основой последующего законодательства христианских народов.
истории волхвов нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матф. II, 1 и 2). Что это были за люди. из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний. Иеронимус Босх Поклонение волхвов
Мазаччо Поклонение волхвов 1426 Но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звозду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться ( II, 2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями. Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Рима на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвоздии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звоздным небом и занимался астрономией, т. е. именно халдейских волхвов. В следующем году к этому сочетанию присоединился еще Марс, который еще более усилил необычайность всего явления. Волхвы, поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода.
О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человочества. Позже предание знает даже самые имена их – Каспар, Мельхиор и Валтасар, и подробно описывает самую их наружность. В восточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнего воличия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человок, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человок. По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитво, и когда апостолы рассеялись для проповоди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповодниками новой воры. Сандро Ботичелли Поклонение волхвов (Вашингтон)
Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, извостный под названием праздника трех царей (6 января). Я. Йорданс. Король пьет.
ИСТОЧНИК: 961/