Философия поликультурного образования. Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовлено Коваленко В.Я Понятие поликультурной личности.
Advertisements

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Духовная культура. Духовная жизнь общества Урок для учащихся 11 класса (профильный уровень) Подготовила Ларина Виктория Георгиевна, учитель истории и обществознания.
Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Духовно-нравственное становление личности ребенка в современной системе образования Контакты: Южное территориальное представительство ИРО Свердловская.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Транксрипт:

Философия поликультурного образования

Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.

Термин «поликультурное образование» Сформирован в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы от понятия «multicultural education». Первые попытки дефиниции этого понятия были предприняты авторами международного педагогического словаря, изданного в Лондоне в 1977 году, которые квалифицировали феномен «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения. Наиболее исчерпывающее определение понятия «multicultural в Международной энциклопедии образования, где оно рассматривается как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»

Американские авторы определяют поликультурного образования как не единый подход. многочисленные определения по следующим признакам : Поликультурное образование – идея, концепция, философия; Поликультурное образование расценивают, как концепцию, ценностную ориентацию, образ мыслей, философский взгляд. Такой подход к определению поликультурного образования, как правило, содержит веские доводы о ценности и важной роли этнического и культурного многообразия для личного, социального опыта, образовательных возможностей членов общества; и одновременно предлагает ряд вариантов для наилучшего разрешения образовательных потребностей учащихся, относящихся к различным этническим и культурным группам. Поликультурное образование – реформаторское движение; Пересмотр содержательного и ценностного компонентов образования с целью отражения этнического, культурного, социального и лингвистического многообразия. Поликультурное образование – идея и движение за реформирование. Поликультурное образование является одновременно «идеей и движением за реформирование». Поликультурное образование точнее называется идеей, образовательной реформой и процессом, нацеленным на изменение структуры образовательных институтов таким образом, чтобы учащиеся обоих полов, исключительные дети (с альтернативным развитием), а также принадлежащие к различным расовым, этническим, языковым и культурным группам, имели равный доступ к услугам в сфере образования, тем самым получая равные возможности для достижения академических успехов.

Философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким, основополагающими категориями философии культуры как категории «культурный монизм» и «культурный плюрализм». Эти категории отражают два фундаментальных аспекта бытия культуры его единство и многообразие. Культурный монизм позиция, основанная на абсолютизации культурного единства, базирующаяся на принципах единокультурия (монокультурность) В XIX веке европейская просвещенческая монокультурная модель образования приобретает, в определенном смысле, статус универсальной: в ставших на путь модернизации обществах образование котируется как процесс приобщения к европейской культуре, т. е. как вестернизация( западные ценности )

Во второй половине XX века культурный монизм как мировоззренческая позиция и образовательная стратегия вступает в полосу кризиса. Рост этнического и расового самосознания, расширение международного сотрудничества, усиления миграционных процессов в мировом масштабе способствуют девальвации идеалов монокультурализма. Нарастает их критика, в русле которой рождается убеждение в том, что, замораживая рост многообразия и сложности культуры, монокультурализм способствует снижению энергетического потенциала выживаемости общества. Монокультурным подходам как контрпродуктивным противопоставляются поликультурные. Наиболее яркое выражение эта тенденция находит в философии постмодерна. Именно постмодернистский дискурс является тем лингвистическим полем, на котором прорастает термин «мультикультурализм». Мультикультурализм это характеристика современного общества, заключающаяся в том, что люди разной этничности, религии, расы должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия.

П. о. выдвигается как антитеза монокультурным образовательным традициям. Монокультурное образование Поликультурное образование Срединная культура Поликультурное образование лишь обратная сторона монокультурного. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов монокультурности и поликультурности, их взаимной коррекции, равновесия. Этой стратегией является диалог. Диалог ( воспитание диалогического человека, способного воспринимать и создавать мир в гармонии его многообразия ) это не простое наложение двух противоположных идеалов единства и отдельности, монокультурализма и мультикультурализма, но поиск «срединной культуры».

Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного начала, которым обычно выступала религия, способствовало сохранению антонимичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в обществе. Постоянно ощущаемая необходимость вызревания срединной культуры прерывается столкновением противостоящих принципов и начал. Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.