Цели урока: Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание 1.Начало царствования Петра 2. Внешняя политика 2.1. Южное направление.
Advertisements

«История – это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее» Н.М. Карамзин.
Тема: Пётр Великий.. Пётр I Кто правил на Руси? То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Уроки истории в творчестве А.С.Пушкина 7 кл Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Перт I. Россия на рубеже веков. Что повлияло на формирование характера и мировоззрения Петра I.
Пётр 1. Россия на рубеже веков. Урок истории России в 7 классе Тема 3. Россия в первой четверти 18 века.
Петр Первый Великий (Петр Алексеевич Романов), царь с 1682 г., император с 1721 г., государственный деятель, реформатор, полководец. Родился в 1672 г.
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
Пётр Великий Обобщающий урок - игра по теме «Эпоха Петра»
А.Н.Толстой "Пётр Первый" #literature is our life.
Тема: Пётр Первый и его дела. Учитель: Иванова Светлана Анатольевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32.
( ). Родился будущий император 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича только.
Познакомиться с детством Петра. Познакомиться с детством Петра. Причины, влияющие на формирование личности ПетраI. Причины, влияющие на формирование личности.
Работу выполнила: Султанова Диана Класс: 7 «Б». Родился в 1672 г. Отец- царь Алексей Михайлович имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком,
Петр 1
Мутлу Наталья Валерьевна учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3»
Петр первый, царь и человек Преобразования в Росси ( составила Дмитриева О.В. школа 22)
Над проектом работала Юрина Наташа, ученица 8 «Б» класса МОУ сош 15 г. Тольятти Преподаватель Ганина Лидия Ивановна.
Пётр I Выполнил ученик 7«Б»класса МБОУ Гайнская СОШ Беспалов Дмитрий.
Образовательный центр «НИВА». Петр Великий Император Руси «За дело, с Богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный Выходит Петр. Его глаза, Сияют. Лик.
Транксрипт:

Цели урока: Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I

«Пётр I одновременно Робеспьер и Наполеон, Воплощённая революция» А.С.Пушкин

Пётр Великий Пётр I – фигура противоречивая. С одной стороны, Пётр олицетворяет собой имперскую власть и является символом нашей государственности, с другой стороны, прогрессивные реформы, превратившие Россию в могучую державу, тяжким бременем легли на плечи народа, вызвали ещё большее отчуждение власти от народа.

Оценка деятельности Петра I Сторонники Петра называли его Отец - Отечества, этот титул присвоил ему Сенат после победы над шведами. Андрей Нартов - земной Бог! Старообрядцы: Пётр – мироед, антихрист! Ввёл Святую Русь в бездну. Соловьёв - петровские преобразования были как бы центром истории России..О.Ключевский- высоко оценивал личность Петра, но считал, что при проведении реформ имел место элемент стихийности и бесплановости. Н.М.Карамзин - Пётр,насилуя обычаи народные, имел нужду в жестоких средствах.

Образ Петра Великого в русской литературе В XVIIIвеке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность. Поэма Ломоносова «Пётр Великий»,его стихотворение «Надпись к статуе Петра Великого», ода «На день восшествия на всероссийский престол Ёё Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» прославляют царствование Петра. Восхваляющие царя стихи пишут Тредиаковский, Сумароков, Херасков. Высоко оценивает деяния Петра I Г.Р.Державин. В XX веке оценки личности и деятельности ПетраI разделились.

"Для меня Петр моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России, - утверждал В.Г. Белинский

Пушкин о Петре Великом Пушкин видел в Петре I преобразователя России, выдающегося государственного деятеля, подлинного героя истории, вечного «работника» на троне. Воздавая должное энергии и силе личности царя, поэт всё же не забывает и о деспотичности Петра.

Поэма Пушкина «Полтава» В поэме «Полтава» фигура Петра приобретает символическое значение защитника Отечества. Образ его производит впечатление красоты, силы, величия. И он промчался пред полками могуч и радостен как бой… Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Пётр сознаёт свою силу и правду, он вместе со своим народом.

«Медный всадник» В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставляет Петру как символу величия и власти маленького человека.

А.Н.Толстой «Пётр I» Исторический роман Петр I это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом.

Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, не показной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице- Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа.

Писатель показывает, как история выбирает Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.

Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.

Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по- прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.

Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

Детство Пётр I родился в Москве 30 мая 1672 г.Он был четырнадцатое дитя царя Алексея и первый ребенок от его второго брака –с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царевич учился бойко и охотно. Но едва Петру минуло десять лет, как ученье его прекратилось, Петра провозгласили царём, интриги сестры Софьи вызвали страшный стрелецкий мятеж, установилось двоевластие.Пётр с матерью были удалены в село Преображенское.

Юность По заведённому обычаю царевича окружали «комнатные люди» из родовитых сверстников. Именно из них Пётр создаёт два полка: Семёновский и Преображенский. Ко двору были призваны иноземные офицеры и мастера. Царевич учится арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации. Увлекается строительством моделей кораблей.

Становление государя После низложения Софьи Пётр в составе посольства выезжает за границу учиться наукам и политике.

Стрелецкие казни После возвращения Пётр жестоко подавляет стрелецкий мятеж.

Пётр - реформатор Большинство исследователей старались видеть,«разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами». «Первые, - писал Пушкин, - суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

«В работе пребывающий…»

Воинская слава Россия получила выход в Чёрное и Балтийское моря, утвердила свою независимость в Полтавской битве.

Петр I и Петербург 16 мая 1703 года была заложена новая столица.

«Люблю тебя, Петра творенье…»