1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинский район Волгоградская область Составитель: Галковская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Advertisements

1 Электронный задачник по генетике Автор работы: Галковская Ирина Ивановна учитель биологии МОУ Петровская СОШ Урюпинский район Волгоградская область Конкурс.
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Генетика Решение задач. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Моногибридное скрещивание. Решение задач Имеется зверь, доминантный аллель "волосатости" которого - А и рецессивный "лысости" - а. Каковы типы и соотношения.
Презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме: Презентация.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Решение задач на моногибридное скрещивание. Полное доминирование
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Тема : Тема : Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. 1 Д/З § 24,25 вопросы (задачи) Учитель биологии МБОУ СОШ 10 п.Раздольное.
Задачи на моногибридное скрещивание. Генетическая схема моногибридного скрещивания Решетка Пеннета. Ответ: F 1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100%
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Анализирующее скрещивание. Презентация Ранкайтис Натальи Геннадьевны, учителя биологии МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области За основу взят материал.
Транксрипт:

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинский район Волгоградская область Составитель: Галковская И.И.

2 Содержание (Моногибридное скрещивание) Задачи с ответами Задача 1.1 Задача 1.2 Задача 1.3 Задача 1.4 Задача 1.5 Задачи в рисунках: 1.6 ; 1.7; ; 1.10; 1.11.: ; Задачи разнообразного содержания: 1.12; 1.13; 1.14; 1.15; 1.16; 1.17; 1.18; 1.19;

3 Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготныйх растений с полосатыми плодами? ?-гладкая окраска ?-полосатая окраска Фенотип Р: Генотип Р: ? Гаметы: ? Генотип F: ? Фенотип F: ? Задача 1.1 Х

4 Задача 1.2 Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком Задача 1.2

5 Задача 1.3 У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго – нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии. Задача 1.3

6 Задача 1.4 У фасоли черная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготныййх растений с черной окраской семенной кожуры с растениями с белыми семенами. Задача 1.4

7 Задача 1.5 Задача 1.5 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами? Задача 1.5

8 Задача 1.6 Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей. Задача %

9 Задача 1.7 Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения? Х F:F: Р:

10 Задача 1.8 Какая форма плодов доминирует? Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения? Х Р: F 1:F 1: F 2: 75% 25% 100%

11 Задача 1.9 Определите генотипы исходных растений, если в случае (А) оба растения гетерозиготный по окраске, а в случае (В) гетерозиготной лишь одно растение. Составьте схемы скрещивания и укажите фенотипы и генотипы потомства в обоих случаях А) Х В) Х Р:

12 Задача 1.10 Определите, какая окраска шерсти доминирует у мышей? Назовите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготныйй. Каковы будут фенотипы и генотипы гибридов второго поколения? Р: Х F 1:F 1: F 2: ?

13 Задача 1.11 У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении? Р: Х F 1:F 1:

14 Задача 1.12 Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. а) Сколько типов гамет может образоваться у отца? б) Сколько типов гамет может образоваться у матери? в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? д) Какова вероятность того, что второй ребенок может родиться больным?

15 Задача 1.13 У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

16 Задача 1.14 Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

17 Задача 1.15 У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины

18 Задача 1.16 Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготныййм черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.

19 Задача 1.17 У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородная?

20 Задача 1.18 У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши – как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотип самца.

21 Задача 1.19 Кохинуровые норки (светлая окраска с темным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Какое потомство можно ожидать от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

22 Задача 1.20 У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина –правша выходит замуж за мужчину – правщу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

23 Ответы:

24 Задача % полосатых и 25% гладких 75% гладких и 25% полосатых 50% гладких и 50% полосатых

25 Задача 1.2 Все потомство будет кареглазым 50% кареглазых и 50 % голубоглазых

26 Задача % 25% Равна 0

27 Задача % семян черной окраски 50% семян черных и 50% семян белых 100% семян белого цвета

28 Задача % с красными плодами и 50% с белыми 25% с белыми, 50%с розовыми, 25% с красными 75% с розовыми и 25% с белыми

29 Задача 1.6 АА и Аа АА и а Аа и а

30

33 Источники текстов задач: Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремо в.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997. Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981. Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.- Волгоград:Учитель,2006 г

34 Список источников иллюстраций –арбуз open.ru –арбуз - полидактилия –клубника львиный зев – ночная красавица –ночная красавица альбинос альбинос белая норка белая мышь

35 Составитель: Галковская И.И. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинский район Волгоградская область

36 Содержание (дигибридное скрещивание) Задачи с ответами Задача 2.1 Задача 2.2 Задача 2.3 Задача 2.4 Задача 2.5 Задачи в рисунках Задача 2.6 Задача 2.7 Задача 2.8 Задача 2.9 Задача 2.10 Задачи разного содержания:

37 Задача 2.1 Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидные плоды. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Задача 2.1

38 Задача 2.2 У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготныйм по обоим признакам самцом? Задача 2.2

39 Задача 2.3 Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготныйх по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей? Задача 2.3

40 Задача 2.4 При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения? Задача 2.4

41 Задача 2.5 Глаукома(заболевание глаз) имеет две формы: одна форма определяется доминантным геном, а другая – рецессивным. Гены расположены в разных хромосомах. Какова вероятность рождения больного ребенка в семье: а)где оба супруга страдают разными формами глаукомы и гомозиготныйй по обеим парам генов; в) где оба супруга гетерозиготный по обеим парам генов? Задача 2.5

42 Задача Какие признаки окраски и формы плода томата(красная или желтая, шаровидная или грушевидная)доминируют? Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений? Р: Х Х F 1: F 2: 100% 58% 17% 19% 6% Задача 2.6

43 Задача Какие признаки окраски и формы плода томата(красная или желтая, шаровидная или грушевидная)доминируют? Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений? Р: Х Х F 1: F 2: 50% 75% Х 50% 25% Задача 2.7

44 Задача 2.8 Какие признаки – темная или белая, гладкая или мохнатая шерсть доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Р: Х F 1: F 2: 100% 6% Задача 2.8

45 Задача 2.9 Каковы генотипы родительских растений гороха и гибридов первого поколения, если желтая окраска семян доминирует над зеленой,а морщинистые семена - рецессивный признак? Почему уже в первом поколении произошло расщепление признаков? Напиши схемы скрещивания. Р: Х F 1: 25% 25% Задача 2.9

46 Задача 2.10 Составьте задачу, используя рисунок. Составьте схемы скрещивания. Задача 2.10

47 Задача 2.11 У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком. У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины – свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. a) Сколько типов гамет образуется у мужчины? b) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье? c) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? Задача 2.11

48 Задача 2.12 Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу. Задача 2.12

49 Задача 2.13 У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства. Задача 2.13

50 Задача 2.14 Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются, как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготы по этим парам генов? Задача 2.14

51 Задача 2.15 У томатов круглые плоды (А) доминируют над грушевидными, а краснаяокраска плодов (В) - над желтой. Растения с круглыми красными плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растенияпринесли круглые красные плоды. a) Какими цифрами отмечены ниже генотипы родителей? b) Какими цифрами отмечены ниже генотипы гибридов? c) Сколько типов гамет образует гибридное растение? d) Какое расщепление по фенотипу должно быть в потомстве, если растение с грушевидными желтыми плодами скрестить с дигетерозиготныйм (по этим признакам) растением? Задача 2.15

52 Ответы:

53 Задача 2.1 Р:ААВВ, авв; потомство Аа Вв; белая окраска и дисковидная форма доминируют Р:аВВ,ААвв; потомство Аа Вв; белая окраска и Дисковидная форма доминируют.

54 Задача 2.2 1) 25% серых, без щетинок; 25% серых, со щетинками; 25% желтых, со щетинками; 25% желтых, без щетинок. 2)50% серые, со щетинками; 25% серые без щетинок; 25% желтых без щетинок. 3)50% серых без щетинок; 50% желтых со щетинками.

55 Задача 2.3 1)Р - гигантские раннеспелые; 9 норм.раннесп., 3 норм.позднесп., 3 гигант.раннесп., 1 гигант.позднесп.; 2) Р – норамльные раннеспелые; 9 норм.раннесп., 3 норм.позднесп., 3 гигант.раннесп., 1 гигант.позднесп.; 3)Р – нормальные позднеспелые; 9 гигант.раннесп., 3 гигантск. позднесп., 3 нормальн. раннесп., 1 норм. позднесп.;

56 Задача 2.4 1) доминантные: черный цвет и наличие хохла; бурых без хохла цыплят 6%; генотипы Р – аВВ, ААвв; первого поколения – Аа Вв.1) доминантные: черный цвет и наличие хохла; бурых без хохла цыплят 6%; генотипы Р – аВВ, ААвв; первого поколения – Аа Вв. 2)Доминантные: бурый цвет и отсутствие хохла; бурых без хохла цыплят – 75%; генотипы Р – ААВВ, авв; первого поколения – 25% черных без хохла; 25% черных с хохлом; 25% бурых с хохлом; 25% черных без хохла.

57 Задача 2.5 1)а) 50% больных детей; в)19% больных детей.а) 50% больных детей; в)19% больных детей. 2) а)100% больных детей; в) 81% больных детей.а)100% больных детей; в) 81% больных детей. 3)а)75% больных детей; в) 25% больных детей.а)75% больных детей; в) 25% больных детей.

58

61 Источники текстов задач: Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремо в.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997. Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981. Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.- Волгоград:Учитель,2006 г

62 Список источников иллюстраций дисковидная – белая тыква –кролик черный – белый кролик – черный кролик – кролик черный петух – дрозофила - farmstead.com – курица – помидоры желтые – помидоры красные – помидоры красные