Государство, его признаки и функции Урок по обществознанию на тему: Форма государства. Форма правления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУКрутихинская МКОУ «Крутихинская СОШ» Урок по праву, 10 класс Подготовила: Суворова Т.А., учитель истории и обществознания 2014.
Advertisements

Основные формы государств. Формы государств.. Критерии классификации форм государства. Форма правления; Форма государственного устройства; Форма политического.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Формы государства Урок 14. План 1. Понятие «формы государства». 2. Формы правления государства. 3. Формы территориального устройства государства.
Ф ОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Школа 922. форма государственного устройства - политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти.
Коробова Е.В. Государство и политическая власть. Коробова Е.В. 1.1.Понятие, признаки и функции государства Государство – это единая политическая организация.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Управление здравоохранения Липецкой области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
1.Говорят мудрые 2.Республика бывает 3.Президентская республика 4.Парламентская республика 5.Международные документы о правах человека. Защита прав. 6.Гражданское.
Государство в политической системе Подготовила студентка 3- курса Ф-п группы Стецко Алина.
Лекция 37. Форма государства.. Форма государства Форма государства ­ это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Признаки государства - публичная власть как аппарат управления обществом -целостность, т.е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
Урок 4 Урок 4 10 класс 1. 1.Понятие формы государства и её элементов.Понятие формы государства и её элементов. 2.Формы правления.Формы правления. 3.Формы.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
Формы государства. Формы государства Форма правления Форма государственного устройства Форма государственного (политического) режима.
Тема «Государство» Коняева Т.В.dfdfd. особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с.
Это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным.
Транксрипт:

Государство, его признаки и функции Урок по обществознанию на тему: Форма государства. Форма правления

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТ………………………(3-11 СЛАЙД) ЛЕКЦИЯ…………………(12-33 СЛАЙД) ЛИТЕРАТУРА……. (34-35 СЛАЙД)

…-это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны. государство страна племя

…-полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене суверенитет автономия

Внутренние функции это… основные направления деятельности государства внутри страны это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений

Регулятивные функции это …. деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений

слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как…… единовластие король

Республикой называется форма правления, при которой…. верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной правительством

….-это такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик смешанная полупрезидентская парламентская

В нашей стране республика какого типа? смешанного парламентского президентского

Основные признаки государства При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство это "единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты". Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. ЛЕКЦИЯ

В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: Государство это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны. Задача государства состоит в обеспечении политической целостности общества на определённой территории. Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе.

К ним относятся следующие признаки: 1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним. 2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций. 3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями, и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций. Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.). 1. Суверенитет полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств- победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам. 2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функции государства Функциями государства называются основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: 1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; 2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов; 3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.); 6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); 7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.). Такой набор функций государства свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функции это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. К внешним функциям относятся: 1) защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.); 2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.). Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивные функции это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами). Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение. И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (под-функции). К последним относится, например, организация статистического учета.

Формы государства Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим. Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Форма государственного устройства это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти. Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико- правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Монархия это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха и передается им по наследству. Само слово "монархия" греческого происхождения, оно переводится как "единовластие" (от слов: monos один, единый и arche главенство, власть). Признаками монархической формы правления являются: 1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью; 2) наследственный порядок преемственности верховной власти; 3) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрасигнатуры порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона. Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман. Дуалистическая монархия это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Дуалистическими монархиями были Российская империя в гг., Германская империя в гг., Япония в гг.. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в "чистом" виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством ("монарх царствует, но не управляет"). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно- указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом. Особо следует отметить теократию такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает "общее дело". Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками: 1) источником власти признается народ; 2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений; 3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности); 4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости); 5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий; 6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Парламентская республика это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства.

Смешанная (полупрезидентская) республика такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики Франция,Беларусь.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой- либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция, Египет и др.

Автономия это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью. Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью

Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в гг. Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Список источников основного содержания 1) Материал для лекции 2) Определения из толкового словаря 3) Музыка «You Spin Me Round»

Список источников иллюстраций Российский флаг Баскетбольный мяч 1&p=2&text=%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%8F%D1%87%20%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=74&rpt=simage&lr=1 72&img_url=http%3A%2F%2Fbestanimations.com%2FSports%2FBasketball%2FBasketball-04- june.gif Баскетбольная сетка B5%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20 %D1%81%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20&pos=4&uinfo=sw-1007-sh-653- fw-782-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg01.wikimart.ru%2F55%2F3f%2F27c9ef7 5-c8e1-1bde-715f-a6553f4985fb.jpeg Домик для кнопки Схемы, используемые в Лекции