Технологические аспекты деятельности учителя литературы по планированию учебного материала Московский институт открытого образования Автор модели и презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Advertisements

1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
Т е м а : Т е м а : Контроль и оценка уровня обученности по литературе в начальной школе.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Тема семинара Актуальные вопросы преподавания литературы в общеобразовательном учреждении ГУО «Средняя школа 15 г. Могилёва» 23 ноября 2010 года.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
1. Русская литература XVII века; 2. Русская литература XIX века; 3. Русская литература XX века.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Транксрипт:

Технологические аспекты деятельности учителя литературы по планированию учебного материала Московский институт открытого образования Автор модели и презентации - методист, доцент Тралкова Н.Б.

Планирование курса литературы в школе как методическая задача 1.Осмысление концепции курса в целом (5-11калссы) на основе анализа содержания Пояснительной записки программы литературного образования. 2.Анализ курса конкретной параллели. Определение ее места в содержании курса в целом. 3.Условное распределение часов по тематическим блокам на год в соответствии с учебным планом школы, с учетом количества учебных недель и совокупности уроков в четверти.

4.Тематическое планирование на каждую четверть (соотнесение произведений, определяемых Федеральным компонентом государственного стандарта по литературе и произведений данной программы, в том числе по выбору учителя). 5.Планирование поэтапного обучения видам читательской деятельности, развития речи учащихся. 6.Определение произведений для уроков развития речи, рубежного и итогового контроля.

7.Реализация системы уроков в педагогической практике учителя: планирование, организация и проведение уроков. 8.Корректирование тематического и поурочного планирования в процессе педагогической практики, по итогам четверти, по итогам года.

1. Осмысление концепции курса в целом (5-11классы) Предмет анализа учителяПояснительная записка к Программе 1. Цель литературного образования 2. Структура курса в целом (5-11 классы) 3. Соотношение обязательного минимума и авторского компонента 4. Система предметных знаний 5. Система читательских умений 6. Система развития речи 7. Система внеклассного чтения

2. Анализ курса конкретной параллели 1) структура курса: разделы, последователь ность изучения тем и отдельных произведений раздела; От фольклора к литературе ХХ века (Без изучения стадиального развития литературы) От древнерусской литературы к литературе ХХ века (Формирование представления об историко- литературном процессе) От литературы XIII века (Г.Р.Державин) к литературе конца XIX – начала века ХХ века (А.П.Чехов) к современному литературному процессу (Курс на историко- литературной основе) I КОНЦЕНТР 5 кл.9 кл. II КОНЦЕНТР кл.

2) аннотации к темам и отдельн ым произвед ениям; Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство я начало литературной деятельности). «Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа. (с.54) Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов … (и пр. на с.46-47) (с.69-70) 5 кл.9 кл кл.

3) формирование и развитие теоретико- Литературных знаний на основе изучения основных понятий теории литературы; Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Теория литературы. Развитие понятия о жанровых особенностях рассказа. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова- рассказчика, «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления). 5 кл.9 кл кл.

4) историко- литературныеи историко- культурные сведения; 5 кл.9 кл кл. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Курс на историко- литературной основе

5) виды читательской деятельности; Чтение Восприятие Анализ Истолкование Оценка Чтение Восприятие Анализ Истолкование Оценка Чтение Восприятие Анализ Истолкование Оценка 6) виды и формы речевой практики школьника в динамике; 5 кл.9 кл кл. с (с.60-61) Основные виды устных и письменных работ (5-9 классы) с.60 (с.90-92) Основные виды устных и письменных работ (10-11 классы)

7) обеспеченность итоговых читательские умений содержанием курса литературы в данном классе; 8) принципы введения произведений для внеклассного чтения, их содержание и объем. 5 кл.9 кл кл. Приложение 1 (наизусть) Приложение 2 (самостоятельное чтение) Приложение 3 (примерное тематическое планирование) Приложение 4 (комплекты учебников и учебно-методических пособий) Монографический (творчество А.С.Пушкина) Проблемно-тематический (Тема «отцов» и «детей» в литературе …) Теоретико-литературный (образ Петербурга в произведениях …)

Проблемы, выявленные по итогам анализа Программы под ред. В.Я.Коровиной (до 2009 г.) Теоретико-литературные знания вводятся фрагментарно. Нет требований к уровню обученности школьников по итогам каждого года обучения. Развитие речи представлено только как результат. Заявленная позиция по внеклассному чтению в программе не реализуется.

Задачи учителя, выявленные по итогам анализа Программы под ред. В.Я.Коровиной (до 2009 г.) 1.Реализовать системно-функциональный подход в изучении теоретико-литературных понятий. 2.Сформулировать требования к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения. 3.Разработать систему развития речи как поэтапный процесс формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. 4.Продумать и реализовать принципы организации внеклассного чтения в соответствии с содержанием данной Программы.

Тралкова Н.Б. Система развития устной и письменной речи. 5 класс 1. Совершенствование творческого чтения художественных произведений разных родов и жанров 2. Формирование и развитие способов коммуникативно-речевой деятельности читателя 3. Овладение умениями создания самостоятельного текста как результата коммуникативно-речевой деятельности читателя СЕНТ ОКТ Обучаюший урок. Выразительное чтение басни И.А.Кылова «Волк на псарне» по ролям. Инсценирование басни «Квартет». Обучающий урок. Ответ на вопрос по литературе (Кто? Что? Какие? Где? Когда?). Характеристика героев сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» и отношение к ним автора. НОЯБ Обучающий урок. Выразительное чтение баллады М.Ю.Лермонтова Бородино. Патриотическое звучание баллады Понятие об идее произведения. ДЕК Рубежный контроль (устно). Образы крестьянских детей в стихотворении Крестьянские дети. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Обучающий урок. Обучение подробному и краткому пересказу фрагмента эпического произведения (описание, повествование). И.С.Тургенев. «Муму». Трагедия Герасима. Понятие о социальном конфликте произведения. Исторический факт и его интерпретация в ЖП. Обучающий урок. Волшебная сказка Иван - крестьянский сын и чудо-юдо. Сказочные элементы, сказочные формулы. Составление плана развития сказочных событий, цитирование. Рассказывание сказки как один из видов пересказа.

1. Совершенствование творческого чтения художественных произведений разных родов и жанров 2. Формирование и развитие способов коммуникативно-речевой деятельности читателя 3. Овладение умениями создания самостоятельного текста как результата коммуникативно-речевой деятельности читателя ЯНВОбучающий урок. Подготовка к изложению. Составление цитатного плана характеристики героя. Жилин и Костылин. Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого Кавказский пленник. Рубежный контроль (письменно). Изложение фрагмента текста эпического произведения (по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник). ФЕВР МАРТОбучающий урок. Ответ на вопрос по литературе (Кто? Что? Какие? Где? Когда?). Закрепление теоретико-литературных понятий герой, событие, место и время действия). АПРОбучающий урок. Тайга, наша кормилица, хлипких не любит. Подготовка к отзыву о герое рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана к эпизоду. Рубежный контроль (письменно). Отзыв о герое рассказа. В.П.Астафьева Васюткино озеро. МАЙРубежный контроль (устно). С чего начинается родина? Выразительное чтение стихотворений русских поэтов ХХ века. Обучающий урок. Выразительное чтение, подробный и краткий пересказ фрагментов эпического произведения. В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. Нравственный выбор героев.

1. Совершенствование творческого чтения художественных произведений разных родов и жанров 2. Формирование и развитие способов коммуникативно- речевой деятельности читателя 3. Овладение умениями создания самостоятельного текста как результата коммуникативно- речевой деятельности читателя 13 уроков развития речи 3 обучающих 2 контрольных 6 обучающих 2 контрольных Процесс совершенствования коммуникативно-речевой деятельности читателя реализуется поурочно и в системе развития речи

Фрагмент тематического планирования курса литературы 5 класса по программе под ред. В.Я.Коровиной III четверть (фрагмент) 1.Л.Н.Толстой. Ясная поляна в жизни писателя. Историческая основа рассказа Кавказский пленник. Выразительное чтение глав были. 2.Война - противное человеческому разуму событие. Составление плана развития событий. Понятие о сюжете и композиции произведения. Образ рассказчика. 3.Развитие речи. Обучающий урок. Подготовка к изложению. Составление цитатного плана характеристики героя. Жилин и Костылин. Смысл названия рассказа Кавказский пленник. 4.Развитие речи. Рубежный контроль (письменно). Изложение фрагмента текста эпического произведения. 5.Саша Черный. Кавказский пленник. Мир художественного произведения и реальная жизнь. Развитие представления о комическом: несоответствие как средство создания комической ситуации. 6.Внеклассное чтение. Сценка как основа ранних юмористических рассказов А.П.Чехова. Выразительное чтение фрагментов юмористических рассказов, подробный пересказ, обсуждение прочитанного. 7.А.П.Чехов. Хирургия. Характеристика героя по его речи. Выразительное чтение рассказа по ролям. Тралкова Н.Б.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования