Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 64 г. Липецка Старшая группа Разработала: воспитатель Черёмухина М.А. Липецк 2014 Взаимодействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смотр-конкурс «Песочные фантазии» ©МДОУ д.с 4 « Светлячок», г. Переславль-Залесский, Июль,2012.
Advertisements

Игры в песочнице в летний оздоровительный период воспитатель Дворникова Мария Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад.
Изобразительное творчество дошкольников Зачетная работа Головиной Елены Викторовны Куратор группы: Челак Е.Н.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» Проект «Есть ли вода внутри растений?» Воспитатель: Скакодубова И.А.
· Вашему ребенку седьмой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на.
Формирование экологической культуры у детей через проектно-исследовательскую деятельность.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 26 комбинированного вида "Особенности организации изобразительной деятельности в детском.
Дидактические игры для малышей своими руками Презентация подготовлена из опыта работы воспитателя младшей группы – Семеновой Г.И.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Коллективная работа «Новогодняя открытка». Автор проекта: Пронина Станислава Петровна воспитатель МБДОУ Детский сад 9 «Золотой ключик» г. Николаевск-на-Амуре.
Автор – воспитатель ГБДОУ 54 Г.Т. Ибрагимова. Опыты и игры с природными материалами для детей с ОВЗ.
Неделя игр и игрушки 5 группа «Ракушечка» Отделение 1 детский сад «Жемчужинка» ГБОУ школа 463 Воспитатели: Курденкова Т.А. Тремаскина Т.Е.
Sillamäe lasteaed Jaaniussike. Участники проекта: учителя группы KIIRED – Н.Ширяева, И.Пилль, дети и родители. Срок реализации проекта: сентябрь – январь.
ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ГНОМИК». ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ Подготовили: Коленко О.В. Николаева Н.И.
Родителям будущих первоклассников. Готов ли ребенок к школе Тест для родителей Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли вашего ребенка в школе.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 67 Мастер - класс ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Песочница желаний » педагога.
Составитель : Мананникова Ю. А. воспитатель первой младшей группы МБДОУ – детский сад « Колосок » с. Сорочий Лог.
Одно из правил дидактики гласит: «ребенок учится не глазами и ушами, а руками»
Проект Осень- дивная пора.. Автор проекта: Харазова Ф.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Вид.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 64 г. Липецка Старшая группа Разработала: воспитатель Черёмухина М.А. Липецк 2014 Взаимодействие ДОУ с семьей В процессе реализации работы по проекту.

Актуальность проблемы: Неосведомлённость детей о широком спектре использования песка. Цель проекта: Приобщить родителей к знакомству детей с видами песка, использованием песка в различных видах деятельности. Задачи: 1. Активировать взаимодействие родителей с ДОУ в процессе реализации работы по проекту. 2. Познакомить родителей со значимостью совместной деятельности с детьми. 3. Углубить и расширить представления о песке. 4. Развивать творческие способности, фантазию и воображение детей. 5. Развивать наблюдательность, чувство формы, глазомер. 6. Развивать индивидуальность, эмоциональные проявления во всех видах деятельности с песком. 7. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения. Вид проекта: Познавательно - творческий. Продолжительность: Краткосрочный. Участники проекта: Дети старшей группы, педагоги группы, родители.

План реализации проекта: 1. Речевой центр. - Беседа о видах песка и способах использования: «Песок строительный, речной и намывной». 2. Центр книги. - Стихи, пословицы и поговорки о песке. 3. Центр изобразительной деятельности. - Рисование песком на стекле: «Песочные фантазии». 4. Центр «Экспериментальная мастерская». - Опыты и эксперименты с песком. - Наблюдение «Песочные часы». 5. Центр математики. - Логико-математическая игра «Песочница». 6. Центр сюжетно-ролевых игр и драматизации. - Сюжетно-ролевая игра «Пекарня». См. приложение «Игры с песком». - Игра драматизация по сказке «Колобок». 7. Центр музыки. - М/д игра «Веселые маракасы». 8. Центр конструирования. - Изготовление фоторамки. 9. Центр физкультуры. - Упражнения детей в прыжках в дину с разбега в песочную яму. 10. Центр занимательных игр. - Развивающая игра: «Кому, что нужно?» 11. Центр труда. (Открытая площадка). -Строительство горки из песка на участке младшей группы. -Конкурс «Лучшая постройка из песка» (родители и дети). 12. Центр познания. -Конспект НОД: «Песок, его свойства и применение». -Конспект совместной деятельности (экология): «Почва, глина, песок».

Работа с родителями: - Папка-передвижка: «Песочное шоу в домашних условиях». - Консультация: «Как использовать песок в творческом развитии ребенка» - Советы родителям: «Игры с песком и на песке» - Информационный уголок для родителей «Играем и лечимся песком». - День открытых дверей, просмотр НОД: «Песок, его свойства и применение». - Тест на тему : «Песок и глина». Обеспечение проекта: 1. Подборка стихов, пословиц и поговорок о песке. 2. Оборудование для рисования песком на стекле. 3. Математическая игра «Песочница». 4. Развивающая игра «Кому, что нужно?» 5. Материалы для продуктивной деятельности. 6. Пособия и атрибуты для сюжетно-ролевой игры и драматизации. 7. Дидактические карточки: «Человек и песок». 8. Песочные наборы для игр в песочнице.

Предполагаемый результат: 1. Желание детей проводить различные манипуляции с песком. 2. Знание детей и родителей о способах использования песка. В различных видах деятельности (в художественном творчестве, строительстве, опытно – экспериментальной деятельности, в медицине, играх и д. р.) 3. Возникновение желания родителей взаимодействовать с ДОУ в процессе реализации работы по проекту. Продукт проектной деятельности: 1. Фоторамки – самоделки. 2. Музыкальная игра «Весёлые маракасы» (бросовый материал + крупный песок и мелкие камушки). 3. Папка-передвижка «Песчаное шоу в домашних условиях». 4. Консультация для родителей «Как использовать песок в творческом развитии ребенка». Итоговое мероприятие: Выставка фоторамок сделанных руками детей с последующем вручением их родителям.

Обеспечение проекта:

Беседа. «Песок строительный, речной и намывной». Цель: Углубить и расширить знания и представления детей о песке. Познакомить детей с видами песка, месторождением и его использовании в различных видах деятельности. Содержание беседы: Песок важнейший природный материал, используемый в различных сферах строительства, промышленности, сельского хозяйства и даже искусства. С помощью песка рисуют картины, делают песочные часы, стеклянные изделия и сувениры. В песочницах играют дети, песком покрывают дороги, песок применяют для строительства домов. Песок может быть морским, карьерным, горным, степным… Он есть везде и он очень разный. От типа песка зависит сфера его использования. Поэтому люди условно подразделяют песок на естественный и искусственный, мелкозернистый и крупнозернистый, округлый и остроугольный, строительный и декоративный. Функции песка определяются исходя из его месторасположения, формы, размера зерен и множества других факторов. Сфера применения песка достаточно широка. Его используют в медицине при лечении различных заболеваний, песком посыпают улицы зимой. Но главная заслуга данной горной породы не в этом. Ни одна стройка в мире не обойдется без него.

З. Александрова Мяч, ведерко и лопатка, Вам приходится не сладко. Если взяли вас гулять, Надо рыть, носить, скакать. По земле зеленый мячик Целый час лягушкой скачет. И лопатке недосуг Раскопала все вокруг. У ведерка дело хуже Воду черпает из лужи. Только в луже вот беда! Не кончается вода! Песочницу наполнили песком На удивленье мягким и сыпучим, И стал наш двор уютнее и лучше, Он светится от радости тайком. Песок коричневее шоколада, Весь день в нем выпекают куличи, Спокойны мамы, малыши их рады, Никто вокруг не плачет, не кричит. В кондитерской песочной пропадает, Пыхтит и месит тесто детвора, Ей на капризы время не хватает, Она теперь работает с утра. Веселые детские стихи о песке, песочных замках и песочнице:

А. Сметанин Мы на пляже вместе с мамой Возвели песчаный замок: Стены, лестницы, бойницы, Башня круто в высь стремится. Перед замком вырыт ров Для защиты от врагов. Через ров проложен мост, У ворот поставлен пост. Вот бы у морской водицы В этом замке поселиться. Жаль, что скоро уезжать… Как его с собою взять? С. Кашлев Мы в песочнице играем, Строим домик из песка, Увлеклись, не замечаем, Что носки полны песка. Принесли воды в ведёрке, Чтобы не сломался дом, Красовался на пригорке, Мы его водой польём. Е. Шамрова Мы на море отдыхали, Там купались, загорали. Я решил построить башню Из густой песчаной каши. Папа смотрит и смеётся: - Как тебе так удаётся: - На песке построить дом? - Не подумал ты о том: - Если набежит прибой - - Смоет весь твой дом водой! - Далеко я башню строю, - Не достать её прибою. - И к тому же - крепкий дом, - Ему волны - нипочём! Дунул с моря ветерок… - Посмотри - волна, сынок! - Ты бросай скорее башню - И спасай одежду нашу! … Дом песчаный смыт волной - Виноват во всём прибой!

А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! Н. Хилтон Я полил песок водой И сложил его горой Папа взял мою лопатку Разровнял на горке грядку Вышел сказочный дворец- Ай да папа молодец! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок. З. Ямпольский Я строю крепость-город, Когда шумит прибой На берегу у моря, Не смыть его водой! Целый день тружусь я тут, Башни крепости растут. Жаль, что город мой пока Из песка! Волна штурмует город, А я с волной борюсь, Мне этот город дорог, Я им не зря горжусь. С башни, словно маячок, Смотрит на море флажок. Жаль, что город мой пока Из песка! Я стану взрослым скоро, Построю города, Ты их разрушить, море, Не сможешь никогда! А пока всё время тут Башни крепости растут. Жаль, что город мой пока Из песка!

А. Орлова Морскими песками Песочницы полны, Я глажу руками Песочные волны. Песочные воды Заманчиво зыбки, Там плавают плавно Песочные рыбки. В песочных волнах Провести я готов Немало счастливых Песочных часов! И может услышу Как где-то на дне Солёное море Дышит во сне. Лепить пироги – это очень легко. Дворцы возводить и лачуги совком, А рядом фигурки лепить. Мы едем туда, где ни леса, ни скал, Мы едем туда где простор из песка Под солнцем… и тысячи спин… Рассыпалась башня в бесформенный ком, Так много воды по соседству с песком. Кто только её натаскал? Мы крепость построим, а рядышком ров. Но ты убегаешь куда-то с ведром. Вода что ли лучше песка?

В. Бредихин Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. Не в радость были песни гроз, Не в радость - дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз - Весь мир песку был скучен... И так ещё сто тысяч лет Хранил бы он унынье, Но был доставлен к нам чуть свет, И не скучает, вовсе нет, В песочнице отныне. М. Ершова Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой – Ребята хоть куда. Везут в машинах красненьких Песок туда-сюда. Бывают столкновения – Но это не беда. Ссора – на мгновение, А дружба навсегда. Большая настоящая Кипит работа тут. И люди работящие В песочнице растут.

Пословицы и поговорки о песке: - Песок в море не возят. - Потоп кораблям, песок журавлям. - Холм высок, а все песок без подков не взойдешь. - Этот песок прильнет на носок (тебе отзовется). - Дом высок, да под ним песок. И города рассыпаются, как песок приморский. - Как ни лепи песок, он все рассыпается. - Когда песок на камне взойдет.

Рисование песком на стекле «Песочные фантазии»

Эксперименты и опыты с песком Сыпучий песок Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмот­рите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий. Песок может двигаться Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают спла­вы. Движение песка похоже на течение. Свойства мокрого песка Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намо­кает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. Как передвигается вода в почве Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднима­ется из более глубоких слоев почвы.

Песок и глина Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комоч­ками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стакан­чики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее помес­тить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяс­нили, что песок - рыхлый. Наблюдение «Песочные часы».

Конструирование. «Фоторамка» Цель: Развивать творческие способности, навыки художественного творчества с песком. Совершенствовать навыки работы с кистью. Развивать мелкую моторику рук. Учить доводить начатое дело до конца, убирать рабочие место. Материалы и инструменты: Чтобы изготовить фоторамку из песка необходимо взять сам песок, бумагу или картон (неважно белую или цветную), ножницы, баночку клея ПВА, возможно применение ракушек, веревочек и т. п. материалов. Ход: Картон сворачиваем вдвое. На одной из сторон прорезаем отверстие для фотографии. Затем проклеиваем согнутые стороны вместе с двух сторон, оставив третью для того, чтобы туда можно было поместить фото и вытащить его свободно. На лицевой части рамки рисуем клеем. Рисунок должен быть простым и понятным. Клей можно наносит сразу из баночки, если крышечка с тоненьким горлышком – отверстием или кисточкой. Не давая высохнуть клею, посыпаем его тонким слоем песка. Даем несколько минут подсохнуть рисунку и стряхиваем лишний песок, можно дополнительно украсить ракушками (по желанию).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 64 г. Липецка День открытых дверей для родителей. Разработала: воспитатель Черёмухина М.А. Липецк 2014 в старшей группе

Цель: Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить внимание детей на то, что камушки имеют разный цвет, как и песчинки. Рассказать, что есть такие места, где цвет песка почти белый, на пляжах, усыпанных таким песком, очень приятно отдыхать и загорать. Показ презентации « Человек и песок». Оборудование: Емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, камушки разного цвета, дидактические карточки «Человек и песок». Ход: Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И играть. (песок) Воспитатель – Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? Ответы детей. Воспитатель – Совершенно верно. Давайте вспомним, какими свойствами обладает песок. Ответы детей. Воспитатель – Перед вами стоят емкости с песком. Чем отличается песок в этих емкостях? Ответы детей. Воспитатель – Совершенно верно, но как вы определили, что в одной емкости песок мокрый, а в другой сухой? Воспитатель – Тогда сейчас мы с вами проверим ваши предположения. Выходят двое детей и показывают где мокрый, где сухой песок. -1-

Воспитатель – Давайте потрогаем сухой и мокрый песок, чем отличаются? Ответы детей. Воспитатель – Давайте его понюхаем, в чем отличие? Ответы детей. Воспитатель – Правильно, мокрый песок имеет запах, а сухой нет. Выходят следующие два – три ребенка. Воспитатель – Давайте сравним песок и камушки, которые вы выбрали. Ответы детей. Воспитатель – А сейчас физкультминутка. Начинается разминка Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.) Приседаем мы по счёту, Раз-два-три-четыре-пять. Это нужная работа Мышцы ног тренировать. (Приседания.) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.) Воспитатель – А сейчас я хочу показать вам дидактические карточки «Человек и песок», в которой показано где и как человек использует песок. Внимание на карточки. После просмотра вопросы детям: Какой бывает песок?, Где есть песок?, Где его используют люди?, Где используем песок мы, в детском саду? Предлагаю на прогулке попробовать порисовать песком, согласны? Дети – ДА! -2-

-3-

Конспект совместной организованной деятельности по экологии с детьми старшей группы Тема: « Почва, глина, песок» Цель: Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. Оборудование: Микроскоп, стекла с глиной и песком, стаканчики, песок и глина, подносы, вода, модели. Ход: Воспитатель: - Ребята, здравствуйте. Хочу вам предложить отгадать загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия. «Загадка про «Землю». Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Воспитатель: - Что такое земля? (ответы детей) -У слова земля много значений. Назовите какие вы знаете значения слова земля.( Земля – это наша планета, в землю мы сажаем растения, когда моряки плывут долго и наконец, они видят на горизонте ……(землю), землей называют материк, остров.) -1-

- Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ножками, когда по ней ходим, ее по-другому называют почва. - Скажите, пожалуйста, кому нужна земля или почва? Я вам предлагаю выбрать картинки тех живых существ, которым нужна земля. Игра «Кому нужна почва?» - Бывает почва рыхлая, рассыпчатая, а бывает слипшаяся. От чего же это зависит, а зависит от того чего много в почве песка или глины. Давайте рассмотрим песок и глину. К какой природе относится песок, глина и почва? А чем живая природа отличается от неживой? - Возьмем стаканчик с песком и аккуратно на сыпем немного песка на лист бумаги. Легко ли высыпается песок? Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыпется? (сыпучий) - А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется - песок или глина? Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой мы можем сделать вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины. - Интересно, почему песок сыпучий, а глина слипшаяся, давайте рассмотрим их под микроскопом. (Дети рассматривают под микроскопом, затем рассказывают). - Сначала рассмотрим песок. - Как выглядят песчинки? (они маленькие, круглые), похоже ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются? - А теперь глину. -2-

- Теперь расскажите о глине. Видны ли такие же частички, как у песка, какие частички? (очень маленькие и слипшиеся) - Какой мы сделаем вывод, о частичках песка и глины? (в глине слипшиеся, очень мелкие, а песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу). - На столе лежат круги, выложите на панно модель песка и глины. - Интересно, а как в природе проявляются свойства песка и глины, как вы думаете? Представьте две дорожки одна из глины и дорожка, какая….. глиняная, а другая из песка, какая дорожка…..песчаная. Так вот прошел дождь, что будет с дорожками? - Давайте проверим, у нас два стакана, в одном песок, а в другом глина, налейте воды, что вы видите? (песок пропускает воду, а глина нет) - Почему, сквозь песок вода прошла быстрее, через глину медленно? - Так что вы скажите, о том, что будет после дождя на дорожке глиняной и песчаной? - В природе много глины и песка, хочу вам предложить посмотреть, как человек использует их ( просмотр презентации). - вот эти свойства песка и глины позволяют с ними интересно играть. Песком можно рисовать, нарисуйте пальчиком, что хотите (дети рисуют) - А из глины лепить, как из пластилина, возьмете эти кусочки в группу и слепите, что захотите. - Наше занятие закончено, вы все молодцы, на следующем занятии, мы с вами будем разговаривать, какое участие принимают песок и глина в круговороте воды и выучим загадку про Землю. -3-

Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях! Рисование песком, как нетрадиционное направление Изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям. А теперь оно стало доступным Вам и дома! Чем ребенку (а может и Вам) могут быть полезны занятия по рисованию песком? Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность. Но это еще далеко не все! Вы знаете о направлении песочной психотерапии и психокоррекции? Это новый (ему не более 30 лет), но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение. Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы. Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим. И дети и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди. -1-

Что нужно для рисования песком в домашних условиях? 1) Песок. Песок можно «накопать» даже в песочнице во дворе, тщательно его просеять, промыть, прокалить в духовке (в течении 1- 2 часов). Только после этого – можно предложить его ребенку. Было бы здорово найти крупный речной, морской песок – разных оттенков, размеров частичек и структуры. 2) Столик - планшет для рисования песком (с подсветкой) можно сделать и в домашних условиях. Мини-руководство по изготовлению столика (планшета) для рисования песком дома: Лучше, если это сделает мужчина, но и женщине это под силу. Нам пригодится: деревянный ящик (крепкий, плотный, либо сделанный самостоятельно из массива дерева или хороших кусков ДСП), кусок оргстекла (поменьше по периметру чем ящик, оргстекло не бьется, поэтому наиболее безопасно). Хорошо если стекло будет само по себе матовое, но даже если оно прозрачное - это не трудно исправить, оклеив его светопрозрачной цветной или белой пленкой, или с внутренней стороны окрасив краской. Для ножек столка пригодятся небольшие деревянные бруски. Также нужна крепкая строительная изолента, или скотч. Небольшие гвоздики и молоток. В качестве подсветки можно использовать яркий фонарик, настольную лампу, небольшой софит, либо просто любую лампу. 1 шаг. Подбираем или делаем самостоятельно ящик. Он должен выглядеть приблизительно как на картинке. Ширина и длина будущей столешницы - примерно 0,7*1 м. Или на Ваше усмотрение. -2-

2 шаг. Внутри ящика делаем прямоугольное отверстие (куда потом вставится стекло) для планшета. На картинке представлено: как можно сбоку делать отделения для подручных материалов (например, камушков и прозрачных стекляшек для мозаики - дополнения песочного рисунка). Бортики ящика у будущего столика - будут "смотреть" вверх - они предохраняют песок от рассыпания на пол. 3 шаг. Из отшлифованных (чтобы не было заноз на пальцах в процессе эксплуатации) деревянных брусков делаем столику ножки. -3-

4 шаг. Кусок оргстекла приклеиваем строительной изолентой к дереву, прямо в отвертие, которое мы делали на шаге 2. Оргстекло легкое - поэтому должно держаться. Но если делать, что говориться, на века - то стекло можно "пришить" к столику деревянными рейками, с помошью маленьких гвоздей. 5 шаг Делаем подсветку - любой источник света ставим под стол, или с его боку - так, чтобы свет озарял планшет для рисования песком изнутри. Вот и готово! -4-

Начинаем рисовать! Столик с песком готов, включена приятная музыка, шторы задернуты (нужно создать легкую темноту), зажжены свечи. Используйте секреты ароматерапии: ароматы лаванды, кедра, ладана, мандарина, грейпфрута, пачули способствуют творчеству и гармонизации личности. Все готово? Волшебное действо начинается! Мы специально не будем писать сейчас о способах рисования песком, так как это все обязательно родится внутри Вас и Вашего ребенка, при соответствующем настрое. Идеи для рисования песком с ребенком: С помощью живописи на песке можно не только рисовать статичные картинки, можно и нужно делать целую песочную анимацию, «кадр за кадром» воссоздавая сказки, поучительные истории. А чтобы воспитать познавательную активность у ребенка: можно «путешествовать» по разным странам, рассказывая о том, какие люди (традиции), растения и животные там живут. -5-

Наряду с песком можно использовать в качестве мозаики - камешки - гальку, светопрозрачные цветные стеклышки (обточенные, безопасные от порезов). Например как на рисунке справа. Эти детали помогут разнообразить занятия рисованием на песке. Приятный на ощупь, чистый и рассыпчатый песок позволит Вам и ребенку легко воплотить на стекле самые фантастические замыслы! Отметим также несколько важных правил совместного с ребенком рисования песком: 1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе. 2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка. 3) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила. 4) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами. 5) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами. 6) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи. 7) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все». Таким образом, созданные в этих несложных правилах творческие занятия рисованием песком помогут Вам воспитать настоящую одаренность! -6-

Ни для кого не секрет, что любой ребёнок любит играть с песком. Во многих дворах есть песочницы, и возле них всегда собираются детишки с лопаточками, ведёрками. Они подолгу могут ковыряться в песке, есть свои секреты, чтобы песок лучше держал придаваемую ему форму. Для постройки замков из песка или скульптуры хорошо подойдёт мелкий песок. Также нужна вода. А чтобы Ваше творение простояло долго, можно воду развести с небольшим количеством канцелярского клея. Если у Вас есть специальные формочки для песка они тоже пригодятся, ребёнок сам найдёт им применение. Неважно где будут проходить Ваши занятия с ребёнком. Пусть это будет песочница во дворе, или собственная песочница на даче, песчаный пляж у моря, или вы оборудуете рабочее место у себя дома. Главное, чтобы Вам и ребёнку было удобно и комфортно. Вот несколько простых примеров, что можно сделать, используя песок. Строим замки из песка. Кто из нас не строил из песка. Это любимейшее занятие детей. Но, к сожалению, замки из песка не долговечны. Но есть возможность немного продлить их существование. Строительство из песка это настоящее искусство. У людей занимающихся этим профессионально есть свои секреты, чтобы песок лучше держал придаваемую ему форму. Консультация: Как использовать песок в творческом развитии ребёнка?

Рисунки из песка. Чтобы заняться рисунками из песка необходимо взять сам песок, бумагу или картон (неважно белую или цветную), баночку клея ПВА. На листке бумаги рисуем клеем. Рисунок должен быть простым и понятным. Клей можно наносить сразу из баночки, если крышечка с тоненьким горлышком-отверстием. Если неудобно, то воспользуйтесь кисточкой. Не давая высохнуть клею, посыпайте его тонким слоем песка. Дайте несколько минут подсохнуть рисунку и стряхните лишний песок. Результат Вам и ребёнку наверняка понравится. Таким образом, можно сделать фоторамку. Особенно если Вы отдыхаете на море, и помимо песка есть небольшие ракушки. Вам понадобится картон (А4), ножницы, клей, песок, ракушки. Картон сворачиваете вдвое. На одной из сторон прорезаете отверстие для фотографии. Затем проклейте согнутые стороны вместе с двух сторон, оставив третью для того, чтобы туда можно было поместить фото и вытащить его свободно. Оформите рамку по описанному выше способу с добавлением ракушек. Ребёнку наверняка понравится его фоторамка, которую он заберёт с собой на память. Эту же технику рисования можно использовать и с купой, отлично подойдёт манка, гречка, пшено. Это ещё один способ развить моторику. Также можно использовать, заранее окрашенный песок. Окрашивать лучше гуашью, после высушить. Сейчас есть в продаже готовые наборы для рисования цветным песком. -2-

Игры с песком Давайте познакомим наших детей с основными свойствами сухого и мокрого песка. Предлагаю вам множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. Предложив ребенку сыграть в эти игры, вы наверняка услышите восторженное согласие. Изучаем свойства песка и « печем куличи » Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно. Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое. Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время. Детям постарше для исследования песка можно датьлупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней. -1-

Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов. Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями. В другой раз возьмите с собой на прогулку набор игрушечной посуды, с которой малыш сможет поиграть в«Столовую». Юный повар будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов. Может быть, ребенок организует и другую игру «Гости», в которой одна кукла пригласит на праздничный обед другую. Задача взрослого подсказать ребенку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию. Показывая ребенку игры с песком, предупредите малыша, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза. -2-

Строительство из песка Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко и лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Машина может быть большой, например самосвал, в нее ребенок будет нагружать песок и отправлять его на игрушечную стройку, а может быть и маленькой, тогда ребенок будет строить для нее дороги и мосты во влажном песке. Покажите малышу, как построить мост. Для этого с помощью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними перекиньте дощечку по такому мосту сможет проехать машинка или пройти куколка. Под мостом вполне может проезжать поезд или плыть кораблик. Чтобы машинка могла выехать на мост и съехать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон. В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и без использования дополнительного строительного материала. Для этого песок насыпьте горкой, а через ее основание параллельно поверхности земли совком или рукой проделайте сквозное отверстие. Если отверстие не делать сквозным, то получится неплохой гараж для маленькой машинки или домик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир. Сочетая разные виды построек дороги, туннели, мосты, песчаные горки, можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка, управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки с заостренными концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его город станет совсем настоящим

Малышу можно предложить построить детскую площадку для кукол, сделав на ней клумбу, скамейку, дорожки. Для этого пригодится и имеющийся под рукой природный материал: шишки, камешки, желуди, веточки, листочки, цветы. Если у вас есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя. Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овцы, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке сидеть сторожевой пес. Дом можно сделать так: отделите от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему желаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала или делается с помощью воткнутых в песок спичек (палочек). Из них можно изобразить в доме окно и дверь. Девочке, пришедшей к песочнице с куклой, наверняка понравится игра в кукольную квартиру, где вся мебель диван, стол (в виде куба), стул, шкаф, а также ванна и плита сделана своими руками из влажного песка с помощью лопатки или дощечки

Играя с влажным песком, ребенок может делать постройки по собственному замыслу, а может пользоваться планом, который вы ему предложите, нарисовав его здесь же на песке или дав ребенку в руки настоящий чертеж. Малыш может проявлять свою фантазию в самых разных играх. Предложите ему: «Построй дворец для своего любимого сказочного героя, а потом укрась его ракушками, цветами и узорами». Если детей несколько, то можно устроить конкурс «Чей дворец лучше». Построить дворец и даже замок из песка с высокими башнями и шпилями можно и весьма необычным способом. Для этого надо набрать полведерка песка, а затем налить туда же воду, доведя строительную смесь до консистенции манной каши. Капая большими каплями или выливая струйкой мокрый песок на свою постройку, можно наращивать ее вверх в форме башни. Строительную смесь из песка с водой можно поместить в полиэтиленовый мешок, у которого отрезан уголок, и выдавливать ее через отверстие. Последний способ напоминает украшение торта кремом с помощью кулинарного шприца. Этим же методом украшают уже готовую постройку или праздничный торт для куклы. Существует и еще один оригинальный способ лепки из мокрого песка. Его можно сравнить с работой скульптора. Высокой горкой насыпается сухой песок, верху делается углубление и туда струйкой льется вода. Затем сухой песок отгребается, внутри остается заготовка из хорошо Увлажненного песка. Далее с помощью совка или дощечки, выполняющих роль резца, необходимо удалить лишние слои песка, для того чтобы создать настоящее произведение прикладного искусства.

Уважаемые родители! Вот и прошел еще один год пребывания вашего ребенка в детском саду. Впереди нас ждет замечательная летняя пора. Мы очень надеемся, что в этот период малыши отдохнут, окрепнут, узнают много нового и интересного, проведут это теплое и солнечное время в играх и общении друг с другом и с вами, дорогие взрослые. Многие из вас запланировали провести часть летних каникул на берегу реки или моря. Поэтому я бы хотела предложить вашему вниманию идеи игр на песке и с песком. Ведь игра с этим природным материалом приносит массу положительных эмоций, позволяет в непринужденной, увлекательной форме вспомнить пройденный материал, лучше узнать окружающий мир неживой природы. Подвижные игры: «А ну-ка попади!». Положите на песок надувной круг. Дети с расстояния 1,5 – 2 метра (расстояние можно увеличить) по очереди бросают мяч, стараясь попасть в центр круга. Взрослый фиксирует попадания на песке. По сигналу игра прекращается и дети, подсчитав количество очков, объявляют победителя. «Прыг – скок».Начертите на песке «ручеек» - две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга (от 30 см до 1 метра) Предложите детям перепрыгнуть через «ручеек», отталкиваясь двумя ногами, но так, чтобы «ножки остались сухими» (заступать за линию нельзя) «Переправа». Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и квадраты и предложите ребёнку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, из квадрата в квадрат, малыши должны не оступиться, чтобы не угодить в « воду». « Лиса в курятнике». До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий – «лиса», все остальные игроки – «куры». Лиса остаётся за пределами круга, куры располагаются в круге. Ведущий даёт сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать кур. Выбегать за пределы круга курам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных кур. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше кур. «Кто быстрее». На одной линии рисуются круги ( по числу играющих), в каждый из которых кладётся одинаковое количество игрушек камешков, шишек. На расстоянии 5 – 10 м от кругов чертится один большой прямоугольник. Перед началом игры каждый ребёнок стоит у своего круга. По сигналу ведущего (взрослого) дети должны взять из круга одну игрушку и, передвигаясь бегом, отнести её в прямоугольник, а затем вернуться за другой. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут перенесены. Выигрывает тот, кто быстрее других сумеет справиться с заданием. Игры с песком и на песке

Игры, направленные на развитие познавательных способностей: «Узнай по контуру». Точками изобразите на увлажненном песке простой предмет (облако, рыба, листочек, снеговик, утка и т.п.). Предложите ребенку соединить точки и назвать получившийся предмет. «Трудные виражи». Нарисуйте на увлажненном песке дорожки разной формы. В конце дорожки выложите домик из палочек. Ребенок должен провести машинку к домику по всем изгибам, стараясь держаться в пределах ограниченных линий. «Выложи фигуры». Нарисуйте на увлажненном песке геометрические фигуры и попросите ребенка выложить их по контуру с использованием мелких камней и ракушек. «Веселые превращения». Нарисуйте на увлажненном песке несколько кругов. Попросите ребенка дорисовать фигуры так, чтобы получились предметы круглой формы (таким же образом обыгрываем другие геометрические фигуры). «Повтори узор». Нарисуйте на увлажненном песке квадрат (20Х20), выложите узор в этом квадрате, используя природный материал (камни, ракушки, листочки, палочки, шишки) или небольшие предметы. Попросите ребенка внимательно посмотреть, запомнить и постараться выложить такой же узор в своем квадрате. У детей постарше можно уточнить пространственное положение того или иного предмета в квадрате. «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Я загадку загадаю, Отвечать не торопись! Постарайся ту отгадку на песке изобразить. «Узнай на ощупь» Закопайте любую игрушку, но так, чтобы ребенок не видел, какую именно. Предложите ребенку на ощупь узнать свою игрушку. Хорошего Вам отдыха и положительных эмоций!

Карл Густав Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» Наша память хранит воспоминания об играх с песком. Удивительно то упорство, с которым каждое новое поколение детей строит песочные города. Летом на границе песка и воды ребятишки находят себе самые увлекательные занятия. Строят каналы, замки, плотины, подземные ходы, творят ландшафты неведомых земель. Ведут войны, придумывают истории. Взрослые иногда с увлечением им помогают. Останавливает только необходимость соответствовать имиджу взрослого, которому негоже играть как детям. В чем причина такого глубокого интереса к песку? Наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство – самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры – песок – такой шершавый, послушный, текучий и засасывающий – рождает множество ощущений и ассоциаций… Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки как – то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием «Игра в детстве». Эту работу не мог оставить без внимания К.Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 году на немецком языке, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга «Песочная терапия». Песок продолжает привлекать психотерапевтов разных направлений. Сегодня его используют в качестве одного из методов работы специалисты во всем мире и в нашей стране – Москве, Подмосковье и Петербурге. В столице один из энтузиастов этого необычного лечебного метода – Олег Эрнестович Паппе, который консультирует в Психологическом центре Министерства образования Московской области. Он и рассказал нам более подробно об «играх на песке». -1-

-2- Как проводится «песочная терапия»? Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. «Некоторые считают, что этот метод ведет к психоанализу, но на мой взгляд, это – самостоятельный метод терапии», - говорит Олег Эрнестович. Как же проходят сеансы «песочной терапии?» Олег Эрнестович называет себя психотерапевтом психоаналитического толка и в работе старается следовать предписаниям юнгианской «песочной терапии». А в ней многие параметры работы жестко определены. За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые оптимальные характеристики, при соблюдении которых лечение проходит наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, в которой играет ребенок, ее размер и высота бортиков. Для игры дети могут использовать игрушки, которые имеются в кабинете терапевта. Существует перечень необходимых наборов фигурок. Среди них – деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т.д.). Д. Кальфф использовала также символические, этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету – это тоже имеет значение. Рядом с песочницей ставится ведро воды. Ребенок может использовать ее для игры, если захочет. Психотерапевт говорит ребенку: «Прошу тебя построить свой мир, какой ты хочешь, используя песок и фигурки». Он показывает, что на песок можно ставить фигурки, которые находятся в шкафу. Если песок сгребать в кучи, то обнажится дно, выкрашенное голубым цветом, и это тоже похоже на водоем. «Создаваемая работа должна рассказать о том, что не можешь передать словами», - подчеркивает терапевт. Он не руководит игрой в песочнице, он внимательно наблюдает, как ребенок играет, его задача – создать атмосферу безопасности, благожелательности и доверия во время сеанса. Это необходимо для того, чтобы пациент ослабил сознательный контроль над процессом игры и мог свободно отдаться творчеству.

Сама процедура игры с песком носит лечебный характер. «Психотерапевт – сопровождающий, он присутствует для того, чтобы ребенок мог создать сам своей души», говорит О.Э. Паппе. Терапевт может делать определенные выводы для себя о том, что происходит с ребенком, ничего не интерпретируя в слух. Он ведет протокол, в который заносит последовательность обустройства ландшафта, используемые предметы, особенности работы ребенка в песочнице – строит ли он мир в глубину песка (отверстия и туннели, закапывает и раскапывает предметы) или работает по его поверхности, использует ли воду, как использует пространство песочницы. Ребенок копает, лепит и рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит. Он не задумывается, как, с чем и почему играет. Однако для терапевта все несет определенную информацию о нем. Созданный ребенком ландшафт является «рельефом его души»: во время игры свой внутренний мир он выносит во внешнее пространство и обыгрывает его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существует мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф. С точки зрения юнгианской психологии, в течении курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 40 минут. Когда ребенок закончил свою работу, психотерапевт, фиксирует картину мира, который построил ребенок: фотографирует или зарисовывает песочницу. Созданный ребенком ландшафт не сохраняется для следующего занятия. Каждый раз, приходя к терапевту, ребенок создает мир заново. Олег Эрнестович перед началом курса терапии беседует с родителями, разговаривает с ребенком. Семья проходит психологическое тестирование, направленное на выявление стиля воспитания в семье и «болевых зон» ребенка. Терапевту нужно заранее уяснить для себя, каков характер взаимоотношений членов семьи. Родители на сеансах песочной терапии не присутствуют. Что же происходит во время игры ребенка в песочнице? Игра – не только форма общения детей между собой. В игре можно преодолевать свои внутренние проблемы, можно развиваться, формировать свое «Я». -3-

-4- Чтобы стало более понятным, как ребенок может преодолеть свои проблемы, играя с песком, О.Э. Паппе привел пример из собственной практики. Однажды к нему за консультацией обратилась семья, в которой был приемный ребенок. Родители жаловались на повышенную агрессивность мальчика. Доктор Паппе предложил, чтобы он прошел курс песочной терапии. На первом занятии мальчик создал ландшафт, где был холм и ручей. На холме стоял дом, который сгорел. В низовьях ручья была закопана пожарная машина и скорая помощь. Жизнь ребенка в семье приемных родителей была вполне благополучной. Но символическая картина, которую он создал, была драматична и взывала о помощи. Мальчику не говорили, что он приемный. Но корни его агрессивности были здесь. На следующем сеансе он стал строить дом. Дом тоже был полон символов. Первый этаж мальчик соорудил из золота и там жила змея, второй этаж заполнил конфетами, третий – оружием. Четвертый этаж («где я живу», - сообщил ребенок) сгорел полностью. Рядом с домом стоял танк. Но ребенок не собирался на этом завершать свою работу. Он пошел дальше и сообщил терапевту, что хочет восстановить сгоревший этаж. На следующем занятии они строили дом, его новый дом. Мальчик соорудил цементный завод, и танк привозил цемент на стройку. Терапевт анализировал символические картины, созданные мальчиком, с точки зрения юнгианской психологии. Он сделал вывод, что в процессе терапии произошла динамика символов, мальчик преодолел внутренний кризис. По словам родителей, поведение сына стало менее агрессивным. При этом психотерапевт не излагал своих интерпретаций ни ребенку, ни его родителям. Доктор считает, что проблемы этой семьи во многом вызваны тем, что от мальчика скрыли правду его происхождения. Однако родители небыли готовы к решительному объяснению. Более того, они считали, что если мальчик узнает правду, то это нанесет ему душевную травму и заставит страдать. «Но он и так страдал. Ничего не забывается: ребенок помнит свою прежнюю семью, но эти воспоминания вытеснены в бессознательную сферу. Неосознанное тревожит его. Агрессивность и тревожность мальчика – результат утраты родителей в младенческом возрасте». Терапевт не настаивал, чтобы приемный ребенок узнал правду, он посоветовал родителям все обдумать и принять решение самостоятельно.

-5- Юнгианцы и «песочная терапия». Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. «Тот, кто собирается изучать душу, не должен путать ее с сознанием, иначе он скроет предмет исследования от собственного взора», - писал он. Не только ярко осознаваемы мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного – то, что с нами когда – то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где – то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - «архетипы». Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями. Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из его идеи и образа. Они получают материальное воплощение – в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет – не почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен – тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние. Только неосознанное бессознательное – источник комплексов, искажающих самосознание. Дора Кальфф исходила из гипотезы своего учителя, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Она утверждала, что в процессе «песочной терапии» происходит развитие самосознания пациента. При этом ландшафты, создаваемые взрослыми клиентами, отражают те же стадии психического развития, что и работы детей. Современник и ученик К.Г. Юнга, Эрик Нойманн, более подробно разработал представление об этапах развития сознания. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание.

-6- Человек отрабатывает свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис. Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий «песочной терапии». Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение. Все подвергается анализу терапевта – фигуры и постройки, формы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами. Именно благодаря такому анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента. Когда клиент говорит, что уже хватит работать, значит, процесс самоисцеления завершен. В результате «песочной терапии» проходит тревога, страх, искажающее поведение, эмоции устраняются. «Песочники» всех стран объединяйтесь! «Мы бы хотели создать среду общения психолога, использующих в своей работе «песочную терапию», а так же обучать желающих работать по нашей программе. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации», - говорит Паппе. Вы уже поняли, что доктор О.Э. Паппе – поклонник и энтузиаст «песочной терапии». Он призывает психологов идти вместе с ним.

-7- Программа «Игры на песке». О.Э. Паппе собирается в дальнейшем больше времени уделять «песочной терапии» как самостоятельному методу лечения, работая по традиционной юнгианской методике. Но время ставит свои задачи. И сегодня совместно с Е.Е. Клопотовой доктор Паппе разработал развивающую программу «Игры на песке» для дошкольников. Цель программы – не только способствовать разрешению психологических проблем ребенка, но и готовит его к школе. Поэтому программа включает в себя развивающие игры, в которых ребенок приобретает новые знания, развивает необходимые школьником умения и навыки. Хотя по образованию О.Э. Паппе – врач, он не сразу пришел к психотерапии. Одно время он работал школьным психологом, а заодно и учителем. Его внимание привлекли дезадаптирующие явления в школе. Он пришел к выводу, что школьное обучение лишено творческого начала. «Ребенок должен видеть смысл в обучении, а это возможно при эмоциональном сопереживании учебному процессу. А его в школе как раз и нет. Когда нет смысла в обучении, происходит простое запоминание информации. Исследования показали, что багаж знаний и понятийный блок у великих ученых – например, А.Маслоу, А.Эйнштейна – не больше, чем у коллег. Однако великих отличает значительно более высокий уровень творческого развития.к сожалению, сегодня в школе много внимания уделяют развитию интеллекта, приобретению определенного багажа знаний, а творческие способности учащихся остаются низкими, - сетует Паппе. – Наша прграмма как раз и направленна на развити способностей к самостоятельной работе, к творчеству и самопознанию». «Развивать всегда лучше, чем обучать», - добавляет он. Программа предназначена для групповой и индивидуальной работы в детских садах и школах. Основная деятельность дошкольника – игра, в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытие, творит. «Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души полный фантазий и реальностей, - говорит О.Э. Паппе. - Именно поэтому в основу программы положены психотерапевтические техники «игры песок», сказкатерапия, символ драмы, техники Монтессори и игротерапия». Дети сочиняют сказки, строят города на песке, приобретают понятия буквы, слова, цифры, геометрических форм». Программа, созданная в Областном психологическом центре, предоставляет детям возможность в игре, при корректном професиональном руководсте решить свои психологические проблемы, получить навыки социального сотрудничества. Программа не требует от специалиста глубины проработки материала, необходимого в юнгианской психологии. «Мы ставим перед собой узкие задачи: обучение и развитие в коллективных играх в песочнице».

1. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика. Тест на тему : «Песок и глина» Глина - сыпучий материал, ему можно придать другую форму. Песок -пластичный материал,плохо сохраняет форму. Глина -рыхлый материал,он легко мнётся, продавливается. Песок -мягкий материал,хорошо пропускает воду. 2. Из перечисленных признаков полезных ископаемых выбери верные. твёрдое рыхлое Песокпластичное Глина сыпучее плотное непрозрачное вязкое мягкое не имеет запаха имеет запах хорошо пропускает воду 3. Соотнеси названия горных пород с веществами, которые человек из них изготавливает. песок Стекло, цемент, бетон Кирпич, керамическая плитка, фарфоровая посуда глина

(родители и дети)