Дополнительное образование как механизм социализации детей Малышев Константин Викторович, кандидат философских наук, научный сотрудник Департамента науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Advertisements

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Концепция развития дополнительного образования детей Утверждена распоряжением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 сентября 2014 г р от 4 сентября.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Целевая программа Калининского района Санкт-Петербурга «Здоровое поколение» на годы.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
Нормативные документы по реализации современной системы дополнительного образования Капустина О.И. 28 августа 2015 г.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Дополнительное образование как механизм социализации детей Малышев Константин Викторович, кандидат философских наук, научный сотрудник Департамента науки и инноваций Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

Нормативные правовые акты, регулирующие сферу дополнительного образования детей Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р «О Концепции развития дополнительного образования детей». распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. 729-р об утверждении плана мероприятий на годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей». приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Становление новой системы образования Становление новой системы образования сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Новая образовательная парадигма предполагает формирование таких социально-значимых личностных качеств учащихся, как гражданская ответственность, сознательность, инициативность, готовность принимать решения и осуществлять их, умение творчески мыслить, находить способы взаимодействия с окружающими, выбирать профессиональный путь.

Основные изменения в целях и задачах государственной политики в сфере дополнительного образования детей Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р Концепция развития дополнительного образования детей (далее - Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Таким образом, задачи Концепции связаны с пониманием необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии как наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В результате реализации задач Концепции предполагается обеспечить повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

Дополнительное образование детей как инструмент социализации Концепция развития дополнительного образования детей коррелирует с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Указанные концепции выступают совместной основой для разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяют систему фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними. Одним из таких понятий является «социализация». «Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп, общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений».

Социальная функция дополнительного образования детей в системе непрерывного образования Российской Федерации Дополнительное образование детей рассматривается сегодня как фундаментальный фактор социальной идентификации личности на протяжении всей ее жизни и всеохватывающий механизм ее нравственного самоутверждения и самореализации. Дополнительное образование детей практически выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Противоречия развития основных моделей организации дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации между современными требованиями к образованию по обеспечению непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности и слабой интеграцией основного и дополнительного образования как ресурса обновления и развития образования в целом; между необходимостью формирования социальной мобильности учащегося путем расширения сферы дополнительного образования и неэффективной организацией социального партнерства между образовательными организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами; между требованиями современной инновационной экономики и устаревшей техносферой системы дополнительного образования детей.

Сферы деятельности образовательных организаций, подлежащие корректировке 1. Интеграция основного и дополнительного образования как ресурса обновления и развития образования в целом. 2. Расширение социального партнерства между системой образования, организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами как условие формирования социальной мобильности учащегося. 3. Развитие техносферы образовательных организаций как условие соответствия требованию инновационной экономики.

1. Интеграция основного и дополнительного образования как ресурс обновления и развития образования в целом Интеграция основного и дополнительного образований является важным условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. Чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), необходимо разработать модель, которая является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде системы, в которой отражаются их основные характеристики и связи.

2. Расширение социального партнерства между системой образования, организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами как условие формирования социальной мобильности учащегося Формирование новой системы развития партнерских отношений между образовательными организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами помогает: привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы; накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг; направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Развитие социального партнерства между системой образования, организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами должно рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация должна приводить к позитивным изменениям в системе.

3. Развитие техносферы образовательных организаций как условие соответствия требованию инновационной экономики Техносфера как технически и информационно насыщенная реальность оказывает прямое и косвенное воздействие на преобразование человеческой цивилизации. Современное образование обязано учитывать те особенности бытия и деятельности, которые сформировались под воздействием техносферы, через создание и совершенствование техносферы образовательных организаций. Цель развития техносферы образовательной организации – создание условий для технического и технологического развития учреждения в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся, повышения качества дополнительного образования детей, удовлетворяющего потребностям личности, общества, государства.

Уровни развития и модернизации образования 1. Макро-уровень – федеральные нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации; федеральные законы; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; Концепция развития дополнительного образования детей, федеральные государственные стандарты, приказы, др.); государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; образовательная инициатива «Наша новая школа» … 2. Мезо-уровень – региональные нормативные правовые акты, региональные программы развития образования, проекты, технологии, стажировочные площадки… 3. Микро-уровень – образовательная организация, учитель, педагог дополнительного образования.

1. Макро-уровень (федеральный) Внешние признаки рождения институциональных механизмов развития качества образования: введено нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций; введены новые системы оплаты труда, реализующие стимулирующие принципы оплаты труда: оплата за количество и качество труда; внедрены муниципальные (государственные) задания бюджетным и автономным образовательным организациям; реализуется новый Порядок аттестации учителей; апробируются «специальные» федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

2. Мезо-уровень (региональный) 2.1. Какова региональная стратегия развития территории и общества? 1) поддержка образовательных организаций, обеспечивающих стандарт качества образования; 2) поддержка образовательных организаций, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений всех групп обучающихся; 3) поддержка реализации проектов перспективного развития образовательных организаций, разработанных на основе инициативы «Наша новая школа»; 4) поддержка образовательных организаций и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия), в т.ч. поддержка образовательных организаций, реализующих программы, соответствующие международным стандартам; 5) поддержка образовательных организаций и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения) обучающихся; 6) создание стажировочных площадок для распространения лучших практик.

2. Мезо-уровень (региональный) 2.2. Каковы ожидаемые эффекты реализации региональной стратегии? Максимальная охваченность различными формами образования детей и подростков, проживающих в субъекте Российской Федерации и нуждающихся в разных формах образования. Подготовка востребованных экономикой субъекта Российской Федерации квалифицированных исполнителей и специалистов. Функционирование межведомственных переговорных площадок, где будут: реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты; созданы институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с организациями; созданы условия для развития и реализации потенциала негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей, поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

2. Мезо-уровень (региональный) 2.3. Каков заказ региональной системе образования? 1) обеспечение доступности образования, в том числе для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 2) создание условий для полноценного физического и психического развития детей, в том числе для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 3) повышение качества образования детей для обеспечения равных стартовых возможностей социализации; 4) сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры, в том числе детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 5) развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов; 6) организация психолого-педагогической поддержки семей с детьми, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

3. Микро-уровень (образовательная организация, учитель, педагог дополнительного образования) В чем состоят суть и содержание деятельности учителя и педагога дополнительного образования? Их миссия – создавать модельные пространства будущего. Квалификация – управление средой реализации индивидуальных образовательных программ. Оценочная деятельность – фиксация и представление динамики индивидуального прогресса учеников. Ведущая деятельность: - создание ситуаций, позволяющих ученикам задавать себе ближайшую задачу; - создание условий для рефлексии учащимися результатов и способов осуществления собственной деятельности.

Профессиональная готовность квалифицированного педагога В мотивационно-целевом аспекте: выявлять и делать зримой для обучающихся, воспитанников объективную необходимость получаемых ими знаний, умений и навыков для обеспечения жизнедеятельности; создания условий для самоопределения, саморазвития личности обучающегося. В содержательном аспекте: обеспечивать преемственность между циклами учебных занятий; органически соединять, как в содержании, так и в отдельных учебных занятиях разнородные знания, которые отражают различные стороны одного и того же обучающего процесса; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их социальную поддержку и т.д. В процессуальном аспекте: объяснять и показывать практическую значимость научных и технических знаний; перейти от абстрактных научных знаний к конкретным знаниям и от них к обеспечению жизни и деятельности. В контрольно-оценочном аспекте: проводить мониторинг и прогнозирование изменений в данной специальности; учет результатов при организации образовательного процесса и т.д. В управленческом аспекте: проводить воспитательную работу по формированию социально-устойчивой личности обучающегося, воспитанника; создавать в образовательной организации современную учебно-материальную базу; включать образовательную организацию в целостную систему многоуровневого, непрерывного образования; переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Определяющие принципы модели эффективной социализации детей Определяющими принципами эффективной модели социализации детей являются СИСТЕМНОСТЬ и НЕПРЕРЫВНОСТЬ, которые реализуются образовательной организацией во взаимодействии с: семьей; дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; образовательными организациями дополнительного образования детей; организациями культуры; профессиональными образовательными организациями; организациями молодежной политики и спорта; организациями здравоохранения и социальной защиты населения; общественными объединениями и организациями.

Основные компоненты модели эффективной социализации детей 1. Ресурсное обеспечение, включающее: инновационные образовательные программы дополнительного образования детей, в том числе адаптированные и реабилитационные образовательные программы; обширную справочную и методическую литературу, дидактические материалы; специальное современное оснащение образовательного процесса. 2. Социально-педагогический, учебно-воспитательный, абилитационный, процессы, построенные с учетом активного использования программ дополнительного образования детей. 3. Профессионально-ориентирующая деятельность образовательной организации. 4. Индивидуальная работа с родителями, включающая обсуждение вопросов будущего детей, в том числе профессионального. 5. Контроль деятельности, основное назначение которого состоит в выявлении соответствия результатов реального процесса запланированному и проведение последующих корректирующих мер для достижения поставленных целей.

Ожидаемые результаты реализации модели социализации детей 1. Интеграция: теории и практики; имплементация дидактических концепций; образовательной организации с наукой и производством; проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и профессионального циклов; форм и методов обучения в рамках социального партнерства между системой образования, организациями и предприятиями, общественностью, семьей, социальными структурами; общего и профессионального знания; субъектная интеграция и интеграция формирования профессионально-личностных компетенций; 2. Формирование соответствующей потребностям общества и государства творческой конкурентоспособной личности.

Спасибо за внимание!