Государственно-общественное управление как социальный институт защиты детства: к проблеме несоответствия государственного и социального заказов 20 августа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
Advertisements

Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Общая структура управления образовательной организацией, отражающая ее государственно- общественную составляющую.
Государственно- общественное управление школой: от идей к практике Лицей 130 «РАЭПШ» г.Барнаул.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга Состояние и перспективы Санкт- Петербургской региональной системы оценки качества образования (СПб.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие.
«И все-таки, чья это школа?» (Gold, Miles, 1981) Городская инновационная площадка «Организация эффективной модели государственно-общественного управления.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Организация работы по формированию независимой общественной оценки качества предоставления образовательных услуг Л.Ф.Юсупова, депутат районного Собрания.
НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ильина Любовь Петровна- заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
Транксрипт:

Государственно-общественное управление как социальный институт защиты детства: к проблеме несоответствия государственного и социального заказов 20 августа 2015 г. КИПРИЯНОВА Елена Владимировна, д.п.н., директор МБОУ «Лицея 11 г. Челябинска»

Социальный заказ системе образования и государственно-общественное управление Мы исходим из двух базовых посылов: 1. Качество образования – соответствие, в т.ч. социальному заказу (потребностям общества). 2. Государственно-общественное управление – гарантия качества образования. Потребности общества Социальный заказ системе образования ГОУ - стратегия, реализация, контроль исполнения политики

Государственный и социальный заказ Гос. заказ Соц. заказ Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Национальное единство Развитие человеческого капитала Конкурентноспособность Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие. Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние

Качество образования и потребности граждан Хочу отдать своих детей в хорошую школу Хочу учиться в хорошей школе! Хочу работать в хорошей школе!

Что думают родители о «хорошей школе»? "хороший и добрый учитель" или "строгий квалифицированный учитель"; "чистота, тишина, порядок"; "побольше кружков, секций, клубов"; "хотим "пятерки за ЕГЭ" или "не забывать в школе о здоровье детей, не перегружать их!"; "нет несправедливых упреков и придирок к детям"; "как бы поменять учителя, который нам не по душе!"; "пусть преподают то-то, а не преподают то-то!", "почему так много математики, мало права, физкультуры?"; "хотим Марью Петровну вместо Анны Васильевны!"; "хотим знать, куда идут наши собранные на классные нужды деньги"; 1. Участие общественности в управлении образованием. 2. Информационная открытость и подотчетность. 3. Участие общественности в оценке качества образования. Основные вопросы в образовательной практике профессионального школьного сообщества Потребительство? Непрофессионализм? «Неоформленность» социального заказа? Реализация государственной политики!

Социальный заказ носит индивидуальный характер. Гибко меняется в зависимости от потребностей семьи Противоречия образовательной ситуации Государственный заказ носит стратегический характер, сформирован, оформлен в виде ФГОС. Профессиональная компетентность органов управления образованием и образовательных организаций Недостаточная компетентность родительской общественности в области образовательного менеджмента Наличие организаций и программ профессионального обучения Отсутствие организаций и программ профессионального обучения членов ГОУ с целью повышения качества ГОУ и участия в процедурах оценки качества ОО

Актуальность вопроса Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 89, 94, 96, 97 Управление системой образования 1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. 2. Конкретизация ГОУО через несколько специальных процедур «педагогическая экспертиза», «общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» и «информационная открытость системы образования» (ст. 94, 96, 97).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Задачи: включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления; обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур; сосдание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях; сосдание системы мониторинговых исследований качества образования; формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов. Актуальность

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» «… Правительству Российской Федерации совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности». Актуальность

Институт развития государственно-общественного управления образованием Директор - к.п.н. Е.Н. Шимутина

ФЦПРО УС 98,5% (31 суп.)85,5% (РФ)100% БС КПМО Регион. проекты Регион. проекты «Сосдание комплексной модели ГОУ» «Разработка НПБ и методической основы ГОУ» «Обеспечение деятельности УС» «Разработка, апробация и внедрение моделей ГОУ» «Мониторинг внедрения ГОУ и публичная отчетность» «Сосдание федеральной сети участников ГОУ» … «Разработка Пособия для членов школьных УС» «Разработка системы многомодульного обучения членов школьных УС» Внедрение системы государственно-общественного управления образованием в супъектах РФ Расширение общественного участия в управлении образованием «Разработка мер, обеспечивающих внедрение ГОУ в учреждениях ДО и НПО/СПО » 8 супъектов РФ Этапы становления ГОУ

Завершен этап структурирования. Формы государственного общественного управления участников ОП Попечительские советы, Попечительские советы, Управляющие советы, Управляющие советы, Советы школ, Советы школ, Наблюдательные советы, Советы молодых педагогов, Советы молодых педагогов, Советы педагогов ветеранов, Советы педагогов ветеранов, Советы старшеклассников и другие детские организации, Советы старшеклассников и другие детские организации, Ассоциации (советы, союзы) выпускников, Ассоциации (советы, союзы) выпускников, Советы отцов, Советы отцов, Ассоциации (советы, союзы родительской общественности). Ассоциации (советы, союзы родительской общественности).

Неустойчивость сосданной системы - недостаточно открытый характер формирования органов ГОУ; - риски роста социальной напряженности в педагогической среде и конфликтов с руководителями минимизированы; - растет число прецедентов успешной реализации полномочий; - доминирует формальный подход; -встречаются примеры имитации; -недостаточное понимание родителями процессов модернизации образования; - недостаточность профессионализма в управлении органами ГОУ. Поиск механизмов качества деятельности ГОУ ЧТО ДЕЛАТЬ ?

Сущность Управляющего совета - стратегия, планирование реализации стратегии и контроль Стратегия – программа развития школы Планирование реализации стратегии Контроль, отчетность и коррекция стратегии

Оценка качества деятельности образовательных организаций Система оценки эффективности деятельности образовательных организаций Независимая система оценки Ведомственная оценка Оценка Контрольно- надзорных органов

Система оценки эффективности деятельности общеобразовательной организации требованиям Соответствие деятельности ОО требованиям законодательства Выполнение государствен. задания на оказание государственных услуг Обеспечение высокого качества обучения Кадровое обеспечение образовательного процесса Организация эффективной физ-осд и спортивной работы Обеспечение доступности качественного образования Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда Сосдание условий для сохранения здоровья обучающихся Совершенствование пед. и упр. процессов ОО на основе НСОТ Сосдание системы государственно-общественного управления

ВЦИОМ – социологическое исследование Родители Масштаб активности: «Активно участвую в общественной жизни школы, где учится мой ребенок (вхожу в родительский комитет, попечительский или управляющий совет и т.д.)» - 14%. «Интересуюсь общественной жизнью школы постоянно, по возможности стараюсь участвовать, но не всегда получается» - 44%. «Деятельность школы мне безразлична. Никакого желания что-то менять у меня нет» - 1%. 47% - «родители должны принимать участие в управлении школой» (моложе 45 лет %). Структура активности: «Готов оказываться влияние на школу, если это будет напрямую касаться моего ребенка» - 31,7%. «Иногда я мог бы принимать участие в деятельности органов общественного управления школой» - 39,5%. 40% - «в той или иной мере готовы лично участвовать в оценке работы учителя/школы».

Оцените, пожалуйста, свою информированность (знания) по тем аспектам деятельности школы, которые являются предметом внимания управляющего совета», % 42% родителей - достаточно информации

Причины низкой активности и недостаточного качества ГОУ 1. Представление о ГОУ как очередной «кампании». 2. Неготовность общественного сознания к пониманию партнерства со школой. Школа воспринимается больше как «противник». 3. Слабое развитие волонтерства и благотворительности. 4. Статус общественного управляющего не получил признания. 5. Недостаточная информированность. 6. Непрофессионализм «общественных управляющих». Необходимо профессиональное обучение и сертификация членов ГОУ

Комплекс внешних условий, необходимых для развития ГОУ Автономность, экономическая самостоятельность ОО Четкие правовые нормы и организационные условия Разгосударствление системы образования Диверсификация Наличие «горизонтальных» структур управления Вариативность

Комплекс внутренних условий, необходимых для развития ГОУ Поддержка новых форм управления на уровне муниципалитета, региона Наличие в ОО эффективного опыта сотрудничества, социального партнерства Обучение граждан управлению в сфере образования Сосдание консалтинговых служб Разработка, лицензирование программ обучения участников ГОУ, включение в работу федеральной сети

Повышение удовлетворённости всех супъектов образовательных отношений качеством образовательных услуг. 1. В рамках мониторинга системы качества образования разработать программу изучения общественного мнения о качестве образовательных услуг. Август 2014 г. Заместитель директора по НПВ 2. Организовать интернет-коммуникацию посредством специального блога на сайте образовательного учреждения между супъектами образовательных отношений. Май-август 2014 г. Заместитель директора по иформати- зации 3. Предоставление полномочий и самостоятельности органам общественно- государственного управления, сосданным в ОУ. Информирование и консультативная помощь органам ГОУ. Системно Заместитель директора по НПВ 4. Сосдание новых органов общественно- государственного управления – Ассоциации отцов и др. Сентябрь 2014 г. Директор 5. Сосдание консалтингового ресурсного центра информационной поддержки родительской общественности Декабрь 2014 г. Директор Фрагмент возможного комплексного плана ОО

Системные эффекты деятельности ГОУ Качество Открытость Доверие Снижение конфликтности Активность Ответственность Партнерство Культура управления Ресурсы

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Чарльз Дарвин Благодарим за внимание!