Тема проекта «Маршрутами А.И. Солженицына» МКОУ Мезиновская сош им. А.И. Солженицына п. Мезиновский, ул. Строительная, д.42, Гусь-Хрустального района контактный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творчество А. И. Солженицына В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Advertisements

В далеком, 1932 году, на незанятых колхозами землях образовалась Томинская сельскохозяйственная исправительно-трудовая колония. В далеком, 1932 году,
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) Жизнь и творчество.
Школьный музей ОУ СОШ 39 г. Сызрань Визитная карточка Визитная карточка Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена.
Ноябрь 2015 Исследователь: учащийся 10 класса Савельев Никита. Научный руководитель работы: Костанова Д.А КГУ «Кайранкольская средняя школа» С.Кайранколь.
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
Организация краеведческой работы в школе Организация краеведческой работы в школе Из опыта работы Из опыта работы учителя истории и учителя истории и обществознания.
Муниципальное учреждение образования Москаленская средняя общеобразовательная школа 3 Москаленского муниципального района Омской области Барт Н.Н. – заместитель.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Архангельская основная общеобразовательная школа» юридический адрес: Воронежская область, Хохольский район,
Родного края уголок Проектная работа членов кружка «Юный краевед» МОУ «Кукмаринская средняя общеобразовательная школа»
МОУ СОШ 9 «Урал – мой край родной» Проект Выполнили ученики 4-х классов Руководители: Веденькова Л.А., Пролубщикова Н.В.
Программа развития классного коллектива по гражданско-патриотическому направлению «Душу греет сторонка моя…» Автор работы: Оберемко О.А., учитель английского.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Мы живем в России. История нашего родного города» ученика 4-а класса МОУ ПСОШ Исакова Романа Классный руководитель С.В. Евтеева.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ( ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1,
LOGO Исследовательский проект «История одной улицы» Муниципальный конкурс проектов, посвященных 475-летию города Буя « Город Буй, тебя мы славим!» Мир.
Александр Исаевич Солженицын ( ) Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»…
Школьная научно- практическая краеведческая конференция учащихся "Туган як"
Воспитание личности гражданина России МОУ Ореховская СОШ Галичского района Костромской области.
ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ … Автор проекта Миронова Анастасия ученица Савинской основной общеобразовательной школы руководитель проекта Лебедева Н.Л.
Транксрипт:

Тема проекта «Маршрутами А.И. Солженицына» МКОУ Мезиновская сош им. А.И. Солженицына п. Мезиновский, ул. Строительная, д.42, Гусь-Хрустального района контактный телефон: 8 (492-41) факс 8 (492-41)

Используемые источники 1. Произведения русского писателя, лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына; 2. Архивные материалы музея «Жизнь и творчество А.И. Солженицына» МКОУ Мезиновской средней общеобразовательной школы им. А.И. Солженицына; 3. Воспоминания старожилов поселка Мезиновский и учеников А.И. Солженицына; 4. Проект Деминой О.В., заместителя главы МО Гусь-Хрустального района А.В. Кабенкина.

Исполнители проекта Руководители проекта Авторы и исполнители проекта Н.В. Гончарова, директор школы Учащиеся МКОУ Мезиновской средней общеобразовательной школы им. А.И. Солженицына, члены детского школьного объединения «Юные россияне» В.А. Кочеткова, заместитель директора по воспитательной работе Е.П.Колесникова, руководитель музея, учитель русского языка и литературы

Цель проекта: разработать и создать туристические тропы «Маршруты А.И. Солженицына» как воспитательного и образовательного пространства для формирования интереса к историко-культурному и литературному наследию малой Родины и воспитания внимательного и бережного отношения к достижениям старших поколений. Задачи: 1. Популяризация жизни и творчества лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына через организацию научно- исследовательской работы учащихся и учителей; 2. Привитие интереса к занятиям туризма и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности; 3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 4. Вовлечение школьников в атмосферу научного поиска, обучение их методам исследования, накопление ими бесценного научно-практического опыта.

Ожидаемые результаты и социальный эффект Формирование личностного потенциала подрастающего поколения через привлечение к краеведческой работе; Развитие коммуникативных способностей учащихся; Функционирование и развитие туристско-краеведческого маршрута «Маршрутами А.И. Солженицына»; Расширение партнерских связей школы; Пополнение библиотеки исследовательских работ учащихся; Улучшение посещаемости школьного музея «Жизнь и творчеств А.И. Солженицына и памятных мест нашего поселка; Деятельность культурно-краеведческого центра.

Реализация проекта Разработаны маршруты экскурсий «Тропами А.И. Солженицына»: - «Станция Торфопродукт»; - «Базарец»; - «Жилсектор»; - «Дом Матрены Захаровой»; - «Третий участок»; - «Школы третьего участка»; - «Фабрика «Изоплит»; - «Клуб фабрики «Изоплит»; - «Поселковый совет»; - «Мезиновская средняя общеобразовательная школа» им. А.И. Солженицына. Собраны экспонаты для дома – музея «Матренин двор; Расширены партнерские отношения школы; Проведены районные и областные конференции и литературно-краеведческие чтения, посвященные творчеству русского писателя, лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына; Увеличение охвата учащихся экскурсионно - краеведческой деятельностью до 85%; Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность свыше 50 %.

МАРШРУТ 1. СТАНЦИЯ ТОРФОПРОДУКТ «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию, - напишет позже в своём рассказе «Матрёнин двор» писатель А. И. Солженицын». По приказу Владимирского областного отдела народного образования учитель математики А. И. Солженицын в августе 1956 года прибыл на станцию Торфопродукт. «Торфопродукт ? Ах, Тургенев не знал, что можно по - русски составить такое ! » Это было старое серо - деревянное здание, с небольшим помещением для приезжающих пассажиров. Станция Торфопродукт была узловой, через неё проезжали поезда : с одной стороны - на Черусти и Москву, с другой - на Муром, Арзамас, Лениногорск, Нижний Новгород. В поездах по железной дороге сотни семей отправлялись на распахивание целинных земель. Солженицыну не спалось на станционной скамье и он чуть свет побрёл по посёлку».

МАРШРУТ 2 БАЗАРЕЦ « Мне не спалось на станционной скамье, и я чуть свет опять побрёл по посёлку. Теперь я увидел крохотный базарец. По рани единственная женщина стояла там, торгуя молоком. Я взял бутылку, стал пить тут же». Это была небольшая площадь из двух длинных деревянных столов. Продавали молоко пораньше, после утренней дойки, пока оно было парным. За многие десятилетия это место претерпело изменения, но до сих пор сюда приезжают торговать из близлежащих сёл: Овинцы, Демидово, Шевертни. А торговцы чаще всего некоренные жители. Многие городские жители из Москвы, Московской области, Владимирской области приехали сюда жить. Женщина, продавшая учителю Солженицыну молоко, рассказала, что «… за бугром – целый край идёт деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово – всё поглуше, от железной дороги подали, к озёрам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». А.И.Солженицын попросил эту женщину отвести его в деревню, чтобы подыскать избу.

МАРШРУТ 3. ДОМ МАТРЁНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ЗАХАРОВОЙ «Дом Матрёны стоял, неподалёку от Базарца, с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда то могучие и проредилась их обвертка». Почему Солженицын выбрал именно дом Матрёны ? В домиках тридцатых и пятидесятых годов, которые находились в посёлке, нельзя было увидеть внутри перегородки, доходящей до потолка, а в деревне, куда они пришли, не было комнаты отдельной, везде было очень тесно. «Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттеснил от света любимые Матрёнины фикусы. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами.

МАРШРУТ 4. ЖИЛСЕКТОР Каждый день учитель математики А. И. Солженицын шагал от дома Матрёны на работу в Мезиновскую среднюю школу. Находилась она на Жилсекторе. Жилсектор – это большая жилая часть посёлка Мезиновский. Здесь находилось несколько деревянных двухэтажных и одноэтажных домов. Жителей было очень много. В семьях было от трёх до восьми детей. Были и те, которые приезжали на сезонные работы на Мезиновское торфопредприятие. Детей школьного возраста было очень много, кроме того, были и ученики из близлежащих деревень, которые закончили семилетку и решили продолжить учёбу в Мезиновской средней школе. Школа была десятилетка. Это было старое, одноэтажное, деревянное здание, с печным отоплением. В каждом классе по 45 – 46 учеников Место где располагалась средняя школа

МАРШРУТ 5. ТРЕТИЙ УЧАСТОК «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные, худо штукатуренные бараки тридцатых годов и с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых. Над посёлком дымила фабричная труба. На третьем участке проживало большинство взрослого населения, которые трудились на фабрике «Изоплит». Здесь же находилась контора фабрики «Изоплит», две рабочих столовых, два магазина, три школы в одном здании и клуб фабрики «Изоплит». Уже позже, спустя годы, началось строительство каменных домов не только от фабрики Изоплит, но и от Горьковской железной дороги. До сих пор в домах барачного типа, уже старых и прогнивших, проживают жители участка. Дом 1933 года постройки.

МАРШРУТ 6. УЗКОКОЛЕЙКА Туда и сюда сквозь посёлок была проложена узкоколейка и паровозики, густо дымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами», мужчины и женщины работали на узкоколейке по ремонту дороги. Эта работа так и называлась «Узкол».

МАРШРУТ 7. ШКОЛЫ ТРЕТЬЕГО УЧАСТКА В начале пятидесятых годов детвора буквально «повалила» в школы. На третьем участке работали три школы : начальная ( позднее семилетняя ), средняя и вечерняя школа рабочей молодёжи. Все они были расположены в одном здании. Это было бывшее здание – общежитие сезонных рабочих предприятия. В школе было печное отопление, низкие тяжёлые парты, учеников было очень много. Начальной школой руководила Никишина Нина Петровна. В каждом классе было от 35 – 40 человек. Позднее начальная школа была преобразована в семилетнюю и директором стал Мелин Леонид Алексеевич, учитель математики и физики. На Третьем участке проживало много молодёжи, днём работали, а вечером учились. Рабочий день у них был с восьми утра до четырёх вечера. Взрослые ребята с удовольствием получали среднее образование. Многие из которых, в дальнейшем, получили техническое и высшее образование. Территория на которой находились три школы

МАРШРУТ 8. КЛУБ ФАБРИКИ ИЗОПЛИТ Недалеко от школы находилось здание клуба фабрики «Изоплит» – это был культурный центр для молодёжи. Культурным и образовательным центром для молодёжи на Третьем участке стал клуб фабрики «Изоплит». Это было небольшое деревянное старое здание с очень бедной материальной базой. Посадочных мест не хватало, дети ютились на полу прямо у экрана ; фильмы были чёрно - белые. Известно, что в клубе фабрики «Изоплит» читались лекции на различные темы, одну из которых было предложено прочитать учителю математики А. И. Солженицыну. Тема лекции : «Атомная энергия на службе у человека». В своей лекции А. И. Солженицын рассказал об устройстве атомной электростанции и её преимуществе над другими электростанциями. Кроме того, очень подробно Солженицын рассказал о том, как применяется атомная энергия в капиталистических странах, а именно в военных целях и в борьбе народов всего мира за запрещение атомной бомбы. Лекция была очень интересная. Слушателей был полон зал.

МАРШРУТ 9. ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ На сегодняшний день старое деревянное здание поселкового Совета закрыто. Второго февраля 1957 года в Мезиновском поссовете была проведена регистрация брака между Солженицыным А. И. и Решетовской Н. А. Первая жена А. И. Солженицына. Решетовская Н. А. приехала к А. И. Солженицыну в октябре 1956 года. Этот день стал днём воссоединения двух горячо любимых людей. Они решили снова стать семьёй. Но это событие произошло позже. Во второй раз, приехав к Александру Исаевичу, Наталья Алексеевна долго и с удовольствием беседовала с Матрёной Васильевной Захаровой. Уже в третий раз второго февраля 1957 года Александр Исаевич и Наталья Алексеевна Решетовская отправились в Мезиновский поссовет, чтобы зарегистрировать свой брак. В свидетельстве о браке, выданном поссоветом написано : «Гражданин Солженицын Александр Исаевич 1918 года рождения город Кисловодск и гражданка Решетовская Наталья Алексеевна 1919 года рождения город Новочеркасск Ростовской области вступили в брак 2 февраля 1957 года». Повторная бумага о регистрации брака была оформлена 19 февраля 1957 года в городе Рязани.

МАРШРУТ 10. МЕЗИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С 1955 года на месте вырубленного леса вырос новый красивый жилой сектор – СМУ. О строительстве новой школы А. И. Солженицын, конечно же, знал и фотографировался рядом с новостройкой. В данном здании Солженицын не работал. В 1994 году, спустя 37 лет, А. И. Солженицын уже лауреат Нобелевской премии присутствовал на торжественной линейке и выступил перед первоклассниками Мезиновской средней школы. Провёл урок нравственности, в кабинете литературы 14, сегодняшнем музее. 11 декабря 2003 года к 85- летию русского писателя А. И. Солженицына и нашего земляка на здании школы была открыта мемориальная доска, а в кабинете литературы 14 торжественно открыт литературно - - краеведческий музей «Жизнь и творчество А. И. Солженицына», который работает и развивается по сегодняшний день.

Используемые источники 1. Произведения русского писателя, лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына; 2. Архивные материалы музея «Жизнь и творчество А.И. Солженицына» МКОУ Мезиновской средней общеобразовательной школы им. А.И. Солженицына; 3. Воспоминания старожилов поселка Мезиновский и учеников А.И. Солженицына; 4. Проект Деминой О.В., заместителя главы МО Гусь-Хрустального района А.В. Кабенкина.