Учитель географии высшей категории «Гимназии 34» г.Ульяновска Колодина И.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Advertisements

Технология критического мышления через чтение и письмо.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Транксрипт:

Учитель географии высшей категории «Гимназии 34» г.Ульяновска Колодина И.С.

« В массе своей учитель учит так, как ему подсказывает учебник» И.Я.Лернер УУД - умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта, включая организацию учебного процесса.

Содержание и методический аппарат учебников Организация работы с текстом виды готового текста учебный справочный публицистический научно-популярный текстовые интерпретации таблицы диаграммы схемы тематических карты иллюстрации на отдельных этапах урока проверка домашнего задания актуализация опорных знаний усвоение новых знаний закрепление изученного материала домашнее задание во время проведения уроков разных типов и форм урок изучения новых знаний урок обобщение и систематизация знаний урок-практикум урок – лекция и т.д.

Элементы учебного программного материала Традиционные Инновационные учебный текст географические источники листы опорных сигналов (ЛОС) планы: простой (информативный) развернутый картинный смысловой стереотипный тезисный таблицы: сравнительно-обобщающие конкретизирующие синхронистические статистические многоуровневый анализ текста (выводы и умозаключения, причинно-следственные связи) ключевые слова (понятия) перепутанные логические цепочки кластеры инсерты денотатные графы синквейны фишбоуны кейс-стади бортовой журнал шляпы мышления моделирование сравнение классифицирование Приемы формирования УУД смыслового чтения и работы с текстом на основе программного материала географии.

Методические приемы Мозговой штурм Перепутанные логические цепочки Ключевые слова Чтение с остановками Различные виды таблиц Верные и неверные утверждения(«верю, не верю») Тонкие и толстые вопросы Дневники Бортовые журналы Кластер Денотатный граф Дерево предсказаний Инсерт Фишбоун Фишбоун («рыбьи косточки») Зигзаг Ромашка Блума Пиктограммы Ментальная Ментальная картина Сиквейн Круги по воде

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно- научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

ПРИМЕР: цепочка последовательности событий по теме 5-6 класса «Вулканы и горячие источники» Образование кратеров Образование жерла от очага Действующий вулкан Извержение магмы Извержение бомб и камней Землетрясение Образование лавы Формирование конуса Уснувший вулкан

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста».

Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 1. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам. 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?« Стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух».

ПРИМЕР: После прочтения всего текста темы «Центральный экономический район», в частях выделены опорные слова: Один из старейших районов РФ, Район – локомотив, База индустриализации страны Столичное положение

Линии сравнения рас Европеоидная МонголоиднаяНегроидная Линии Роберт Фалкон Скотт Рауль Амундсен Команда Снаряжение Опыт Погода Удача составление таблиц обобщающего, сравнительного характера (специфика населения районов, природных ресурсов…);

сказка Линия сравнения басня Автор произведения Жанр произведения Положительные качества героев. Отрицательные качества Линия сравнения млекопитающие насекомые земноводные пресмыкающиеся птицы тело конечности передвижение питание

Концептуальная таблица Линии сравнения АрктикаТундра Географическое положение Освещенность Почва Климат Растительный мир Животный мир Деятельность человека

Трехчастный дневник Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно из данной темы? Что нового я узнал из текста?

Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например: по теме «ККМ" могут быть предложены следующие высказывания: - применение новых материалов значительно снижает цену и вес готовых изделий; - металлургический комплекс в экономике России имеет меньший удельный вес, чем в экономике США; - вместо металла и стекла в машиностроении все шире используют керамику и пластмассы; - 1 т. пластмассы может заменить 16 т древесины; - крупнейшим по объему производства из числа комплексов, производящих конструкционные материалы, в России является комплекс строительных материалов; Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Толстые ?Тонкие ? дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно ли...

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди - графический прием в систематизации материала. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. значение леса место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв

КЛАСТЕР

способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. 1. Выделение ключевого слова или словосочетания 2. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак 3. Дробление ключевого слова, по мере построения граф, на слова "веточки" 4. Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. лес защищает воздух, водоёмы, почву дарит людям место отдыха, аптеку является домом для растений, животных грибов источником древесины, топлива

Ствол дерева – тема или проблема из нее, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Целесообразно использовать на стадии закрепления с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий, поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании,

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки. V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

«+»«-»«?» Самый экономичный вид энергии. Энергия будущего. Радиация. Аварии на АЭС. Сколько в мире АЭС? Как давно человек использует атомную энергию? Сколько аварий было на АЭС в нашей стране? Какая страна в мире лидирует по использованию АЭС?

Для изучения темы «Облака» Класс делится на группы. Количество групп должно быть равно количеству сравниваемых объектов. Для получения новой информации создаются временные экспертные группы, где учащиеся получают новую информацию по одному из типов облаков для каждой группы и составляется мини- кластер, с которым каждый эксперт возвращается в рабочую группу В данном конкретном случае из 3-х мини–кластеров составляется один общий из информации полученной учащимися, и готовится выступление одного от группы с выводами.

Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений. - В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются). К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти (Кто? Что? Когда? Где? Как?) Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений ( почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Закрепление изученного материала. Предлагаю вам нарисовать ментальную карту. То есть "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы будете подводить итоги исследования степи.

Это пятистрочная строфа, которая является эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения любой информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Климат Континентальный, морской Зависит, влияет, формирует Воздушные массы Погода Рельеф Горный, равнинный Формируется, преобразуется, влияет Совокупность неровностей Земная поверхность Почвы Серые, бурые Формируются, питают, разрушаются Поверхностный слой Плодородие Антарктида Далёкая, холодная Храним, изучаем, открываем Южный полюс Континент Москва Златоглавая, белокаменная Управляет, командует, возглавляет Красная площадь Столица 1 существительное 2 прилагательных – выражающие главную мысль 3 глагола – описывающие действия в рамках темы 4 слова – фраза, несущая определенный смысл темы 1 существительное( синоним первого)– суть темы

- графический инструмент, позволяющий наглядно и систематизировано анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые порождают эти следствия или влияют на них). Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone (рыбная кость) для систематизации этого материала.

Уровни формирования смыслового чтения. Умения, развивающиеся и формирующиеся в процессе работы с различными видами текста: составлять простой и сложный план, плановый и тезисный конспект; пересказывать; «свертывать информацию», составлять графический конспект в виде схемы, таблицы; выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание; формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их; находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий; составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста; создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте; расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников.