Модельные основные образовательные программы для Республики Дагестан Александр Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем, д.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
L/O/G/O Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
ФГОС в начальных классах ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Транксрипт:

Модельные основные образовательные программы для Республики Дагестан Александр Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем, д.п.н., член-корр. РАО

Исполнители работ Кондаков А.М.- руководитель проекта, д.п.н., член- корр. РАО Савинов Е.С., канд. техн. наук – составитель ООП НОО Феденко Л.Н., канд. пед. наук – составитель ООП ООО Логинова О.Б., канд. пед. наук Ковалева Г.Б., канд. пед. наук Карабанова О.А., д-р психол. наук,член-корр. РАО Леонтьева М.Р., канд. пед. наук Данилюк А.Я., д-р пед. наук, член-корр. РАО Абанкина И.В., канд. экон. наук Коллектив Института педагогики им. А.А. Тахо – Годи под руководством Магомедова Г. И.

От ФЗ «Об образовании в РФ» к образовательной программе образовательной организации ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень региона Уровень образовательной организации Порядок разработки ПООП, экспертизы и включения в реестр Примерные основные образовательные программы (федеральный реестр) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам Приказы Минобрнауки России от N 1014 и 1015 Разработка модельных основных образовательных программ Разработка и реализация образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений)

Ключевые особенности модельных программ Единство методологии ценностных установок структуры Соответствуют 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС Разработаны с учетом Примерных основных образовательных программ Использованы действующие ПООП, разработанные под руководством А.М. Кондакова, преемственны им Интегрируются ведущие идеи отечественного и международного образования Обеспечена преемственность и практическая направленность разработок Отражают национальную и этнокультурную специфику системы образования Республики

Школа XXI века Социокультурная (культурно- историческая) концепция Концепция социального конструктивизма Л. Выготский (А. Леонтьев, А. Лурия, С. Рубинштейн и др.) Методологическая основа

Методологическая основа – системно – деятельностный подход Цели образования - развитие личности обучающегося на основе освоения УУД основа развития личности ребенка - умение учиться - познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве умение учиться - компетенция, обеспечивающая овладение новыми компетенциями процесс учения - не только усвоение системы ЗУН, составляющих инструментальную основу компетенций, но и процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта ведущая роль обучения в умственном развитии, которое реализуется, прежде всего, через содержание образования Для чего учить? Чему учить? Как учить?

Психологические способности человека - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, вследствие чего личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной Организация системы учебных действий - основа усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития обучающихся Цели общего образования определяются через систему ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, что позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи Результаты образования - опыт решения ключевых задач. Они представляются в деятельностной форме и «измеряются» в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений Методологическая основа – системно – деятельностный подход

Конструктивистский подход Обучение – активный процесс Знания конструируются в процессе деятельности Обучение - личный опыт интерпретации мира Виды деятельности релевантный учащимся Релевантность Мотивация и вовлечение обучающихся в процесс обучения Провоцирование мыслительной деятельности Углубление предметного, межпредметного, трансдисциплинарного понимания Развитие понимания Предоставление возможности глубокой рефлексии приводит к повышению ответственности за поступки Рефлексия и действие Развитие личностных качеств, межкультурного понимания Межкультурное понимание Для чего учить? Чему учить? Как учить?

Единство требований к структуре программ Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки Программа развития УУД Рабочие программы учебных предметов Программа воспитания Программа коррекционной работы Учебный план План внеурочной деятельности Учебный график Условия реализации ООП Для чего учить? Чему учить? Как учить?

Целевой раздел Планируемые результаты в модельных ООП Планируемые результаты представлены как: инструмент реализации требований Стандарта инструмент организации образовательной деятельности инструмент создания системы оценки 1. Планируемые результаты, отнесённые к общецелевому блоку служат объектом оценки деятельности системы образования (анонимные процедуры ) 2. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится». В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации 3. В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала

Целевой раздел Портрет выпускника Начальная школа Любящие свой народ, свой край и свою Родину Уважающие и принимающие ценности семьи и общества Любознательные, активно и заинтересованно познающие мир Владеющие основами умения учится, способные к организации собственной деятельности: мотивированные, знающие, умелые, мыслящими, способные к рефлексии Принципиальные, готовые самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой Доброжелательные, умеющие слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение Гармонично развитые, выполняющие правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Основная школа Любящие свой народ, свой край и своё Отечество Осознающие и принимающие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, заботливые Исследователи, активно и заинтересованно познающие мир Умеющие учиться: мотивированные знающие, умелые, мыслящие, способные к саморегуляции, самоорганизации и рефлексии, способные к инновациям Социально активные, принципиальные ответственные Уважающие других людей, доброжелательные, умеющие сотрудничать Гармонично развитые, осознанно выполняющие правила здорового и экологически целесообразного образа жизни Профессионально-ориентированные Преемственность развитие

Портрет выпускника – преемственность, развитие (пример) Начальная школа: Любознательные, активно и заинтересованно познающие мир Обучающиеся развивают своё природное любопытство и стремятся его удовлетворить, опираясь на широкую мотивационную основу, включающую социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы. Они приобретают навыки поисковой деятельности, проявляют инициативу в обучении. Им нравится активное обучение, и эта любовь к познанию останется у них на всю жизнь. Основная школа: Исследователи, активно и заинтересованно познающие мир Обучающиеся демонстрируют устойчивый познавательный интерес не только к фактам, но и закономерностям. Познавательный мотив их деятельности становится преобладающим, наделяющим смыслом их повседневную деятельность и помогающим осознать и прочувствовать необходимость и ценность труда, учения, творчества. Самостоятельная поисковая деятельность становится для них одной из важных жизненных потребностей.

Планируемые результаты в модельных ООП начального и основного общего образования На уровне начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: двух междисциплинарных образовательных программ – «Формирование универсальных учебных действий» (включая подпрограмму формирования ИКТ- компетентности обучающихся) и «Чтение. Работа с текстом» программ учебных предметов – «Русский язык», "Родной язык", «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» На уровне основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения : четырёх междисциплинарных образовательных программ – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» программ учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика. Алгебра. Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура

Планируемые результаты освоения учебных программ отдельных учебных предметов (перечень) Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ (перечень) Памятка по подбору и оценке качества учебных заданий Пример операционализации итоговых планируемых результатов (НОО) Универсальные общенаучные идеи, подходы, концепты, которые целесообразно использовать Планируемые результаты в модельных ООП начального и основного общего образования

Проектирование образовательной организацией системы планируемых результатов на основе модельной ООП 2 ) систему планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Организация адаптирует итоговые Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ применительно к: этапам образовательного процесса, выделенным образовательной Организацией возможностям отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, системы воспитательной работы и др. 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ: перечни планируемых результатов по всем изучаемым предметам с учётом логики развёртывания учебного процесса во временнóй перспективе (возможно использование УМК, в которых они разработаны) Школе нужна помощь: разработка тематических ПР рекомендаций, обучение педагогов,

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику текущую и тематическую оценку портфолио внутришкольный мониторинг образовательных достижений промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся К внешним процедурам относятся: независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней Компетенция образовательной организации: Описание системы оценки по отдельному предмету фиксируется в приложении к образовательной программе, утверждается локальным актом и доводится до сведения обучающихся и их родителей Описание особенностей оценки по каждому учебному предмету включает: перечень планируемых результатов с указанием этапов (т.е. с указанием класса, раздела или темы) их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика) требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию график контрольных мероприятий

Особенности оценки результатов Оценка личностных результатов Оценка метапредметных результатов Оценка предметных результатов Основным объектом оценки являются: мотивационно-смысловые установки, положительное отношение к школе и к учебе готовность следовать правилам и нормам школьной жизни готовность следовать правилам и нормам морали Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов в начальной школе является сформированность основ умения учиться. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией Организации в ходе внутришкольного мониторинга Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся Формы оценки: читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе; ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией Организации в ходе внутришкольного мониторинга. Внутришкольный мониторинг осуществляется учителем на основе наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной Организацией

Проектирование школой системы оценки достижения планируемых результатов Компетенция образовательной организации: 1. Описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся, итоговой оценки, оценки проектной деятельности обучающихся 2. Адаптация инструментария, разработанного на федеральном уровне, для организации: оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга) итоговой аттестации 3. Адаптация (разработка) инструментария для итоговой оценки по предметам, вводимым образовательной организацией 4. Адаптация (разработка) инструментария для организации стартовой диагностики 5 Адаптация или разработка инструментария системы внутришкольного контроля Школе нужна помощь: разработка тематических планируемых результатов, рекомендаций, обучение педагогов,

Критерии оценки индивидуального проекта Рекомендуемые материалы для оценки образовательных достижений учащихся основной школы Схема анализа и оценки сценария урока. Материал для самодиагностики Материалы для диагностики по учебным предметам: примеры спецификациий и демоверсий; инструктивные материалы Проектирование школой системы оценки достижения планируемых результатов

Содержательный раздел. Проектирование содержания образования Программа развития УУД включает разделы: 1. Понятие УУД, их функции, состав и характеристика; планируемые результаты их освоения; связь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. 2. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся. 3. Оценка успешности формирования и развития УУД.

Компетенция образовательной организации Центральное место при проектировании содержания образования занимает вопрос о том, как содержание связано с усвоением универсальных учебных действий Образовательная организация: уточняет связи УУД с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью конкретизирует использование типовых задач, направленных на развитие УУД обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий посредством реализации программ отдельных учебных предметов Содержательный раздел Проектирование содержания образования Школе нужна помощь: разработка заданий для формирования и развития УУД на уроках по каждому предмету и во внеурочной деятельности, рекомендаций, обучение педагогов

Использование ИКТ учащимися Примеры учебных исследований Пример входного диагностического теста, позволяющего оценить готовность ученика к проведению исследований Система заданий, направленных на формирование УУДИспользование ИКТ учителями Содержательный раздел. Проектирование содержания образования

Рабочие программы учебных предметов Рабочие программы включают: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели НОО (ООО) с учётом специфики учебного предмета, курса 2) общую характеристику учебного предмета, курса 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 6) Содержание учебного предмета, курса 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Рабочие программы учебных предметов В модельных ООП представлен Конструктор рабочих программ с аннотацией каждого раздела и рекомендациям по разработке Компетенция образовательной организации Разработка Рабочих программ учебных предметов ( на основе Конструктора, представленного в ПООП) Могут использоваться выпущенные издательствами рабочие программы учебных предметов, отражающие специфику выбранных для преподавания учебников Школе нужна помощь: обучение школьных команд

Рабочие программы учебных предметов, включая тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Рабочие программы учебных предметов «Родные языки» и «Родная литература», разработанные авторами - Института педагогики им А.А. Тахо-Годи под редакцией М.Р. Леонтьевой Рабочие программы учебных предметов

Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Программа включает: Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Основные направления и ценностные основы Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Оценка эффективности реализации образовательной организацией духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Важная задача воспитательной работы - моделирование условий, в которых обучающиеся могут проявить свои жизненные позиции Создавать ситуации, предоставить учащимся возможность демонстрировать: осознанность - понимание ценности и красоты мира и людей ответственность -осознание ответственности за свое обучение, развитие ; самодисциплина, ответственная гражданская позиция уверенность - ощущение уверенности в себе, в своих силах, отсутствие страха применить то, что выучили, и принять соответствующее решение и/или сделать выбор взаимодействие -способность взаимодействовать, сотрудничать, вести за собой или работать в команде, в зависимости от ситуации креативность - обладание творческим мышлением, творческим подходом к различным проблемам любознательность -интерес к учебе, миру, людям и различным сообществам эмпатия - способность представлять себя на месте других, чтобы понять причины их поведения или эмоций, принимать и анализировать точки зрения других энтузиазм- способность получать радость от учебы, труда, социального служения, коммуникации независимость - думать и действовать независимо, формировать свои собственные суждения, основанные на весомых фактах, отстаивать свою точку зрения честность - способность проявлять честность и чувство справедливости уважительное отношение - уважение к себе, другим и миру вокруг толерантность - понимание различий, существующих в мире, отзывчивость к потребностям других Обучение школьных команд, помощь в разработке Программы и моделировании педагогических условий, в которых обучающиеся могут проявить свою жизненную позицию

Программа коррекционной работы Компетенция образовательной организации Разрабатывает программу, включающую в себя взаимосвязанные направления: диагностическое коррекционно-развивающее консультативное информационно-просветительское Определяет и реализует механизмы выполнения программы: сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций взаимодействие специалистов общеобразовательной организации Ресурсный центр – коррекционная школа Школе нужна помощь: обучение школьных команд, нормативное обеспечение, разработка моделей, рекомендации

Организационный раздел ООП. Учебный план Предметные области Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее обр. Филология Русский язык. Родной язык «Русский язык и литература». «Родной язык и литература» Литературное чтение. Лит. чт. на родном яз. Литература. Родная литература Иностранный язык Иностранный язык. Второй ин. яз. «Иностранный язык» «Второй ин.язык» Математика и информатика Математика.«Математика: алгебра и начала матанализа, геометрия» Алгебра Геометрия Информатика«Информатика»

Организационный раздел ООП. Учебный план Предметные области Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее обр. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Общественно- научные предметы Обществознание и естествознание (Окружающий мир) ОРКСЭ История России.«История» («Россия в мире») Всеобщая история«Экономика» Обществознание.«Право» «Обществознание» География Естественно- научные предметы Физика«Физика» Биология«Биология» Химия«Химия» «Естествознание» Искусство Технология Физическая культура, экология и ОБЖ Физическая культура Физическая культура. ОБЖ. «Физическая культура» «ОБЖ» «Экология»

Фрагмент Примерного плана внеурочной деятельности НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ Р Е Г У Л Я Р Н Ы Е В Н Е У Р О Ч Н Ы Е З А Н Я Т И Я Форма Класс Количество часов в неделю Ответственные Секция «Спортивные игры на свежем воздухе» 1 1 Бассейн 2,3,4 1 (3) Корригирующая гимнастика Детский туристский клуб «Рюкзачок» Шахматы Секция «Футбол-хоккей» Занятия в группе продленного дня 1-4 По плану Классные часы и иные внутриклассные мероприятия 1,2,3,4 По плану Деятельность по темам исследований «Кто я», «Как мы организуем себя» и др. 1, 2, 3, 4 По плану Учителя, классные руководители

Н Е Р Е Г У Л Я Р Н Ы Е В Н Е У Р О Ч Н Ы Е Д Е Л А Форма Класс ВремяОтветстве нные Общешкольный день здоровья Спортивная игра «Веселые старты» Команды 1-4 кл Военно-спортивная игра «Зарничка» Команды 1-4 кл.1.11 Шахматный турнир , 23.11, Семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Спортивная игра «Взятие снежного городка» Соревнования «Первая лыжня» 1-2; «Масленица»: традиционные народные игры, забавы, конкурсы Легкоатлетический кросс «Весна Победы» Фрагмент Примерного плана внеурочной деятельности НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Учебные планы в модельных ООП Начальная школа Основная школа Представлены 5 вариантов учебных планов, в том числе : для школ, в которых обучение ведется на русском и (или) родном языке, в том числе тех, в которых в I – IV классах осуществляется обучение на родном языке для школ, в которых обучение ведется на русском неродном языке и родном нерусском языке, с изучением родного (аварского, даргинского, лакского, лезгинского, кумыкского и табасаранского) языка как предмета для школ с углубленным изучением русского языка и культуры для школ с изучением второго иностранного языка для школ с углубленным изучением математики Представлены 3 варианта учебных планов, в том числе: для школ, в которых обучение ведется на родном языке, русский язык изучается как предмет; для школ, в которых обучение ведется на родном (аварском, даргинском, лакском, лезгинском, кумыкском и табасаранском) языке, русский язык изучается как предмет; для школ с углубленным изучением русского языка, родной язык изучается как предмет.

Организационный раздел Система условий реализации ООП В соответствии с требованиями Стандарта раздел модельной ООП, характеризующий систему условий, содержит: нормативные основания и модели для самоанализа и описания кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов модель обоснования необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы описание основных механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий модель системы оценки условий

Примерный перечень учебного оборудования для НОО и ООО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!