Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики, как средство формирования личностного развития обучающихся Воропаева Ирина Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
МетодыПроблемно - диалогическиеТрадицион ная методика постановки проблемы Пробуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Транксрипт:

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики, как средство формирования личностного развития обучающихся Воропаева Ирина Михайловна учитель математики МБОУ «СОШ 13» города Обнинска

Понятие проблемно- диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение новых знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Цель – обучить самостоятельному решению проблем Традиционный взгляд на урок: 1. Домашнее задание: «Перескажите…» 2.Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение:«Итак, слушайте внимательно …» 4.Закрепление: «Повторите … Что …? Когда …?» Проблемно- диалогический урок: 1. Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…»; «Что вас удивляет?...»; «Какой возникает вопрос?...»(проблема) 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по данной проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4.Решение: «Как мы можем ответить на вопрос?»

Технология постановки учебной проблемы. Существует три метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учащихся к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся. Подводящий диалог – это диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь и логическое мышление.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы сначала как думали? - А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими заданиями. - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие задания? 5. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими заданиями. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. - Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Приём 2. Урок алгебры 7 класс «Свойства степени с натуральным показателем». Учитель Ученик -Ребята! Посмотрите на выражения, записанные на слайде. Видят выражения: а 3 +а 2 ; а 3 -а 2 ; а 3 а 2 ; а 3 :а 2 ; (а 3 ) 2 - Как вы думаете, какие действия можно выполнить со степенями? Высказывают различные мнения. (Возникла проблемная ситуация) - Вопрос был задан один, а сколько мы услышали мнений? - Мнений было высказано много различных. (Возникло противоречие) - Ребята! Так чего же мы с вами пока не знаем, какой перед нами возникает вопрос? - Записываем вопрос на доске. Формулируют вопрос. - Какие же действия можно выполнять со степенями?

Приём 3. Урок математики 5 класс «Задачи на проценты». Учитель Ученик -Ребята! Давайте представим ситуацию, в магазине цена товара была 200 рублей. Сначала её повысили на 10%, а затем понизили на 10%. Как вы думаете изменилась ли цена товара? Высказывают предположения. (Житейское представление) - Давайте подсчитаем. Цена была 200 рублей, после повышения на 10%, станет 10%=0,1; 2000,1=20, значит, получаем 220 рублей. После понижения на 10%, станет 10%=0,1; 2200,1=22, значит, получаем =198 рублей. 198 рублей. (Возникла проблемная ситуация) - Ребята! Какое предположение вы сказали вначале? - Что оказалось после вычислений? - Цена не изменится. - Цена уменьшилась. (Получили противоречие) - Значит, какие задачи нам надо научиться решать? Записываем тему урока. - Задачи на проценты. (Тема урока)

Приём 4. Урок математики 5 класс «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Учитель Ученик Домашнее задание у вас было записать количество расходов (в рублях и копейках), которые производит ваша семья, оплачивая коммунальные платежи, а для электроэнергии, записать показания счётчика за месяц и стоимость 1 квт/ч. Сейчас я предлагаю вам подсчитать, сколько в среднем семья тратит на оплату коммунальных услуг. Задание. Сумма всех платежей составила: 1)Содержание жилья, вывоз мусора, обслуживание – 775,37 руб. 2)Холодная вода, водоотведение – 660,77 руб. 3)Горячая вода, отопление – 3 062,42 руб. 4)Электроэнергия – 85 киловатт (1 киловатт стоит 3,66 рубля). Итого: ? рублей. Поиск и выделение необходимой информации, высказывают свои предположения. Учащиеся предлагают всё сложить, но замечают, что напротив электроэнергии нет конкретного числа. (Возникает проблемная ситуация) - Ребята! Как вы думаете, что же нам надо сделать? - Умеем ли мы вычислять такое произведение? - Надо вычислить произведение десятичной дроби и натурального числа. - Нет. - Как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Подводящий к теме диалог. Урок математики 6 класс «Разложение на простые множители». Учитель Ученик Посмотрите на примеры, записанные на доске. На доске записано: 60=2235; 25=55; 50=255; 210=307; 45=335; 88=811 -Что заметили общего?- Числа разложили на множители. - В чём различие? - У некоторых чисел все множители – простые числа, а у некоторых нет, но эти множители тоже можно разложить на простые множители. - Какая же тема нашего урока? - Разложение чисел на простые множители.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Приёмы: 1) «яркое пятно» - классу сообщается интригующий материал, связанный с темой, который захватывает внимание учеников (пример: тема урока зашифрована в кроссворде, разгадав который учащиеся открывают тему урока); 2) «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учеников.

Урок математики 5 класс «Проценты». Учитель Ученик - Ребята! Тема нашего урока по своему названию вам хорошо знакома. Покупая молоко на упаковке написано 3,2 … Чего? В магазинах на некоторый товар скидка 30….. Чего? Банк даёт населению кредит под несколько…. Чего? - Отвечая на все вопросы, вы дали один и тот же ответ. Так вот тема нашего урока «Проценты». Процента. Процентов.

Технология поиска решения учебной проблемы. Суть состоит в том, что учитель помогает ученикам открыть новое знание. Существует две возможности для этого открытия: 1) побуждающий к гипотезам диалог; 2) подводящий к знанию диалог.

Побуждающий к гипотезам диалог. Урок математики 5 класс «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Учитель Ученик - Какие есть предположения? - Поработайте в парах и попытайтесь найти решение. Подходит к парам: - Какие есть гипотезы? С чего будете начинать? - Давайте проверим, что у вас получилось? - Значит, как надо выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа? - Давайте сравним с учебником. Высказывают предположения. Работают в парах. Выдвигают гипотезу и пытаются её доказать. Записывают своё решение на доске, обсуждаем и приходим к общему мнению. Формулируют правило.

Подводящий к знанию диалог. Этот метод не требует выдвижения и проверки гипотез. Ученикам задают ряд вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Технология проблемно-диалогического обучения является: 1)Результативной Обеспечивает: качественное усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий. 2)Здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимулирования познавательной мотивации и «открытия» знаний.