МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Advertisements

«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБДОУ д/с 2 «Колокольчик» (ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПРОЕКТ ФГОС ДО) Воспитатель: Т.В. Грудинская 2014 год.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Педагогический совет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» (закон РФ «Об образовании»,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Способы поддержки детской инициативы Государственное бюджетное.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Транксрипт:

МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 Федеральный институт развития образования Министерство образования и науки Российской Федерации

2 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Примерная основная образовательная программа под редакцией Т.Н. Дороновой Научный руководитель Асмолов Александр Григорьевич Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГАУ «ФИРО»

МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -создание предпосылок -создание предпосылок к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире; содействие разным формам поиск активности ребенка - содействие разным формам поиска и активности ребенка; передача ценностей и норм общества - передача ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей. 3

ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО Основной целью Стандартомосвоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом - освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. 4

Основным структурным элементом Стандарта «деятельность» Основным структурным элементом Стандарта является категория «деятельность» 5

ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах общения и деятельности; 2.1 Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности; видам деятельности 2.4 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 6

ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах деятельности 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области); в различных видах деятельности 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка); 7

«образовательная область». В параграфе 2.6 Стандарта появляется ещё одно существенное понятие – «образовательная область». «деятельность» «образовательная область»? указанных образовательных областей реализовываться в различных видах деятельности Как относятся друг к другу понятия «деятельность» и «образовательная область»? (п.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) 8

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ культурно-историческая методология культурно-историческая методология развития; системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход к проектированию ФГОС ДО; культурно-историческая педагогика культурно-историческая педагогика содействия. 9

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства; Инвариантность ценностей и ориентиров дошкольного образования при вариативности средств достижения целей ФГОС ДО; Приобщение к познанию через различные виды деятельности ( игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность); Позитивная социализация и индивидуализация дошкольного образования; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых; Сотрудничество Организации с семьей; Возрастная адекватность образования; Развивающее образование. 10

НОВЫЕ СРЕДСТВА – реструктуризация содержания образовательной деятельности; – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; – рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды; – эффективное взаимодействие детского сада с семьей. 11

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Пояснительная записка 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Сюжетная игра 2.2. Продуктивная деятельность 2.3. Познавательно-исследовательская деятельность 2.4. Игра с правилами 2.5. Музыка 2.6. Чтение художественной литературы 2.7. Физическая культура 12

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной деятельности детского сада 3.2. Взаимодействие с семьей 3.3. Алгоритм тематического планирования 3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды 3.5. Педагогическая диагностика Приложения

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Приложения 1-4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14

Целевые ориентиры- овладевает основными культурными способами положительно относится хорошо владеет способен к волевым может следовать социальным нормам поведения и правилам Целевые ориентиры- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. 15

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель Программы - проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы взаимодействия детей и взрослых. 16

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый подход - предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде. Второй подход - охват бесконечного множества составляющих любой образовательной области (задача довольно сложная для педагога-практика, не говоря уже о родителях ребенка). Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ - традиционные виды детской деятельности 17

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка (распределение привычного содержания занятий, которые имеют смысл для ребенка в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности). 18

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СЮЖЕТНАЯ ИГРА В ПРОГРАММЕ рассматриваются две культурные формы игры: Сюжетная игра и Игра с правилами СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: – свободный выбор и необязательность; – внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности; – обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем. 19

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Работа взрослых разбита в соответствии с типами проекции события в игре: функциональной, ролевой и пространственной. функциональной, ролевой и пространственной. Функциональная проекция Функциональная проекция – осуществление условных предметных действий; Ролевая Ролевая – ролевой диалог со сверстником; Пространственная Пространственная – выстраивание игрового предметного пространства. 20

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИГРА С ПРАВИЛАМИ основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: Целью развития игры с правилами - является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно-смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: – игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость; – игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); – игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих. 21

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Типы занятий : – работа по образцам; – работа с незавершенными продуктами; – работа по графическим схемам; – работа по словесному описанию цели-условия. 22

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направлена на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Культурно-смысловыми контексты: 1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте; 4) путешествие по «реке времени». 23

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МУЗЫКА Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности.Задачи: – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства; – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; – реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. 24

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ самоценное средство развития ребенка развитие у ребенка интереса к чтению следующие задачи: В Программе чтение художественной литературы предлагается как самоценное средство развития ребенка, и основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи: – подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы); – регулярно читать художественные тексты ребенку (детям группы); – использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик. 25

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основной целью является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).Задачи: – приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.); – развитие умения контролировать свои движения и управлять ими; – развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам; – развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера. Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка. 26

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА 27 включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Педагогическая диагностика Нормативные карты развития Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: - учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами ); - учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах 28

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения). 29

30 Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально-мотивационныехарактеристикидеятельности Направления развития 1 уров.2 уров.3 уров. 1)творческаяинициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивнойдеятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива - любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6- 7 лет

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Алгоритм тематического планирования Тематика для планирования : – реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.). – воображаемые события, описываемые в художественном произведении. – события, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета). – субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики). – содержание «Детского календаря». 31

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РППС должна: обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 32

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ПРОГРАММА ПРОГРАММА предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье («Детский календарь»). «Детский календарь» разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): Сюжетная игра и игра с правилами; Продуктивная деятельность; Познавательно-исследовательская деятельность; Чтение художественной литературы. 33

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 34