1 Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности часть 1 Липецк 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
Advertisements

АО ИППК РО Наблюдательный совет автономного образовательного учреждения является коллегиальным органом государственно-общественного управления АУ,
1) повышение эффективности контроля и надзора на рынке микрофинансирования за счет введения второго контура надзора и делегирования части функций за соблюдением.
1.Основные положения об акционерном обществе 2.Образование акционерного общества 3.Уставный капитал акционерного общества 4.Увеличение и уменьшение уставного.
Корпоративное управление в ООО Тема 2.. Нормативная база ГК РФ ст ФЗ от –ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст.32-50)
Устав Кредитного кооператива. Деятельность кооператива.
Деятельность кредитных потребительских кооперативов.
Решение собраний: новый порядок (глава 9.1 части I Гражданского кодекса Российской Федерации) проект ФЗ /4 "О внесении изменений в подразделы 4.
Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж.
Кредитные кооперативы. Что такое кредитный потребительский кооператив граждан Кредитный потребительский кооператив (кредитный кооператив)/КК это некоммерческая.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Деятельность сельскохозяйственных кооперативов регламентируется Федеральным Законом от 8 декабря 1995 г. 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
Актуальные вопросы осуществления крупных сделок и сделок с заинтересованностью Ведущий консультант по вопросам корпоративного права ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.»
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС. Выполнила: Талалова Л. О. УП-115.
Ограничения полномочий директора в хозяйственных обществах Николай Артемьев, магистр права.
Новое в гражданском законодательстве, в части корпоративных отношений для саморегулируемых организаций II Международная конференция «Практическое саморегулирование»
Транксрипт:

1 Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности часть 1 Липецк 2015 г.

2 Введение Это семинар, для тех, кто уже не новичок в кредитной кооперации, для тех, кто знает о деятельности сельскохозяйственного кредитного кооператива достаточно много. Этот семинар для руководителей кооперативов желающих организовать эффективное управление в кооперативе, основанное на правильном применении закона и принципов кооперации в деятельности кооператива. Для тех, кто борется за эффективность деятельности своего кооператива.

3 План семинара 1. Система сельскохозяйственной кредитной кооперации в России на современном этапе. 2. Правовое регулирование деятельности СКПК 2-го уровня. Деятельность СКПК 2-го уровня в соответствии с ФЗ-193 «О сельскохозяйственной кооперации». 3. Цели и задачи СКПК 2-го уровня. Делегирование полномочий в кооператив 2-го уровня – самоограничение или расширение возможностей? 4. Членство в СКПК 2-го уровня. 5. Управление СКПК 2-го уровня. Компетенция, полномочия, ответственность, органов управления кооперативом. Исполнительная дирекция. Оспаривание решений органов управления кооперативом 6. Учредительные и внутренние нормативные документы СКПК 2-го уровня. 7. Система договоров – договоры займа, обеспечения. Особенности для СКПК 2-го уровня. 8. Особенности ПВК по ПОД/ФТ. 9. Противодействие коррупции. 10. Формирование имущества СКПК 2-го уровня. 11. Регулирование и саморегулирование деятельности СКПК.

4 Система сельскохозяйственной кредитной кооперации в России на современном этапе. Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК) Саморегулируемая организация ревизионных союзов Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) Региональный областной (зональный) СКПК Региональная ассоциация сельских кредитных кооперативов Региональный фонд поддержки малого предпринимательства учебный центр Региональный ревизионный союз СКПК 1-го уровня Организационная структура сельской кредитной кооперации Региональный Гарантийный (залоговый) фонд СКПК 3-го уровня Саморегулируемая организация СКПК

6 Общие принципы управления в потребительском кооперативе Современное состояние СКК таково, что представляется возможным диагностировать наличие серьезных проблем: недостаточность экономических субъектов инфраструктуры сельскохозяйственной кредитной кооперации способствующих устойчивому воспроизводственному развитию СКПК; низкая эффективность функционирования (развития) системы. Поэтому организационная структура СКК России не отличается полнотой: в масштабах страны практически незаметна деятельность организаций входящих в ее институциональную структуру и в первую очередь банков и страховых организаций и т.д. Также можно отметить, что далеко не все институты системы СКК развиты, что порождает определенные затруднения в существовании и развитии большинства организаций входящих в систему СКК.

7 Нормативно-правовое регулирование деятельности СКПК Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

8 Федеральные законы 1. Федеральный закон от ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». 2. Федеральный закон от N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 3. Федеральный закон от ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 4. Федеральный закон от ФЗ «О потребительском кредите (займе)» 5. Федеральный закон от ФЗ «О противодействии коррупции»

9 Федеральные законы 6. Федеральный закон от ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 федерального закона "о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации"» 7. Федеральный закон от ФЗ «О персональных данных».

10 Нормативные акты Банка России 1. Положение Банка России 444-П от «Об идентификации кредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2. Положение Банка России 445-П от «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11 Нормативные акты Банка России 3. Указание Банка России 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных финансовых организациях». 4. Указание Банка России 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в кредитных финансовых организациях». 5. Указание Банка России 3484-У «О порядке представления кредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом "о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»

12 Нормативные акты Банка России 6. Указание Банка России от У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)». 7. Указание Банка России от У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». 8. Указание Банка России от У «Об отчетности кредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

13 Кооператив 2-го уровня. Цели и задачи. Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

14 Создание СКПК 2-го уровня в соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации». «… два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней… Членами кооператива последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня» (п. 12 ст ФЗ). «…Число членов кредитного кооператива не может быть менее чем 15 граждан и (или) пять юридических лиц» (п. 14 ст ФЗ).

15 Цели кредитного кооператива 2-го уровня построение системы финансовой взаимопомощи для своих членов – кооперативов первого уровня, защита их финансовых интересов; снижение финансовых рисков в деятельности кооперативов; расширение спектра финансовых услуг и повышение их доступности; наращивание объемов и видов финансовых услуг для удовлетворения в них спроса членов кооператива.

16 Задачи кредитного кооператива 2-го уровня обеспечение ликвидности и платежеспособности кооператива первого уровня. перераспределение свободных денежных средств между кредитными кооперативами первого уровня; снижение финансовых рисков в деятельности региональной системы кредитной кооперации; создание резервов, обеспечивающих устойчивое развитие системы кредитной потребительской кооперации; организация и мониторинг кредитной кооперативной системы; поиск источников финансирования и привлечение финансовых ресурсов в систему кредитной кооперации региона;

17 Задачи кредитного кооператива 2-го уровня разработка и внедрение автоматизированной базы данных по заёмным и бухгалтерским операциям кредитных кооперативов. разработка методических материалов, касающихся деятельности кредитных кооперативов. обучение и консультации членов кооперативов первого уровня. разработка единых норма документооборота. представление интересов региональной системы кредитной кооперации в национальных кредитных кооперативных организациях и органах государственной власти

18 Как обеспечить высокую ликвидность? 1. Посредством перераспределения временно свободных средств одних кооперативов другим. Кооперативы 1-го уровня, являясь кредиторами кооператива 2-го уровня, уполномочивают его на проведение кредитных операций со своими средствами. 2. Передача полномочия по формированию фонда финансовой взаимопомощи за счет кредитов банков и займов иных, кредитных организаций. Кооперативы 1-го уровня независимы и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся внутрихозяйственной деятельности, и, конечно, могут также самостоятельно обращаться за средствами в банки и другие организации.

19 Как обеспечить высокую ликвидность? 3. При поддержке региональных администраций может быть создан гарантийный фонд, который облегчит кредитным кооперативам второго уровня решение задач по привлечению средств рефинансирования от сторонних финансовых институтов. В результате появляется возможность расширения финансовой базы кредитного кооператива. 4. Посредством создания специального фонда, обеспечивающего ликвидность кооператива 1-го уровня по привлеченным сберегательным займам от членов (ассоциированных членов) кооператива 1-го уровня

20 Членство в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе. Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

21 Членство в потребительском кооперативе – права членов кооператива. Члены сельскохозяйственного кредитного кооператива вправе: пользоваться его услугами; получать необходимую информацию о результатах работы; участвовать в принятии решений; избирать и быть избранными в органы управления; инициировать созыв общего собрания и вносить предложения по повестке дня; выходить из кооператива с получением стоимости своего пая и займов, предоставленных кооперативу, с учетом начисленных, но не выплаченных процентов по займам.

22 Членство в потребительском кооперативе –обязанности членов кооператива. Члены сельскохозяйственного кредитного кооператива обязаны: принимать участие в общем собрании; солидарно с другими членами нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива; в течение трех месяцев после утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов; соблюдать Устав кооператива выполнять решения общего собрания, Правления и/или Наблюдательного совета; вносить взносы в порядке, установленном Уставом.

23 Членство в потребительском кооперативе – вступление в кооператив. Сделка это действие физического или юридического лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Вступление в кооператив является двусторонней сделкой.

24 Порядок вступления в кооператив Лицо, вступающее в кооператив, подает письменное заявление Правление принимает решение о принятии в члены кооператива Наблюдательный совет утверждает решение правления Лицо, вступившее в кооператив, вносится в реестр членов кооператива Лицо, вступающее в кооператив, оплачивает паевой взнос

25 Основания прекращение членства в кооперативе. Уставом кооператива может устанавливаться срок, в течение которого подавший заявление продолжает «числится» членом кооператива, при отсутствии такового срока в уставе - по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива заявления о выходе. Добровольное прекращение членства в кооперативе на основании заявления.

26 Основания прекращение членства в кооперативе. Исключение производится во внесудебном порядке, порядок исключения в сельскохозяйственном потребительском кооперативе определяется уставом (п. 3 ст. 17). Член кооператива может быть исключен только по окончании текущего финансового года. Основания для исключения члена кооператива заложены в уставе. Исключение члена кооператива

27 Основания прекращение членства в кооперативе. Пай ликвидируемой организации: выплачивается ликвидируемому юридическому лицу напрямую, если эта организация «успевает» попасть под сроки выплаты выходящему члену кооператива; выплачивается учредителям (участникам), имеющим вещные права на имущество юридического лица или обязательственные права в отношении этого юридического лица, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 63 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

28 Основания прекращение членства в кооперативе. Передача пая другому члену кооператива или третьему лицу. Передача пая третьему лицу, не являющемуся членом кооператива, допускается только с согласия кооператива. Приобретение права на пай не означает автоматическое приобретение членства в кооперативе.

29 Право на участие в управлении кооперативом Реализация права на управление складывается из: права на получение информации о деятельности кооператива, права на пользование услугами кооператива. Наиболее существенным проявлением права на управление кооперативом является участие члена кооператива в общем собрании. В связи с этим необходимо соблюдать порядок созыва общего собрания, доведение информации о проведении собрания до всех членов кооператива. Нарушения требований Закона, допущенные при созыве и проведении общего собрания членов, нарушают права членов на участие в управлении кооперативом. (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2013 г. 14АП-10305/12, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2013 г. 14АП-10305/12, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2012 г. 14АП-5286/12).

30 Общее собрание членов кооператива. Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

31 Общее собрание – высший орган управления кооперативом. Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива (ст. 20 Закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

32 Вопросы исключительной компетенции общего собрания общего собрания утверждение Устава, внутренних документов (положений) кооператива, внесение изменений и дополнений к ним; выборы председателя кооператива и органов управления и контроля; утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей, порядка их возврата членам кооператива при выходе из кооператива; определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования; порядок распределения прибыли кооператива и убытков между членами кооператива; отчуждение основных средств кооператива, совершение с ними сделок; вступление кооператива в другие организации, а также выход из них; реорганизация и ликвидация кооператива; определение условий и размера вознаграждения членов правления и (или) председателя кооператива, компенсации расходов членов наблюдательного совета кооператива; привлечение к ответственности членов правления и (или) председателя кооператива, членов наблюдательного совета кооператива.

33 Общее собрание как реализация демократических принципов управления По определенным вопросам кворум для принятия решения определяется как две трети от числа членов кооператива. А именно, утверждение устава кооператива, внесение изменений и дополнений к нему; установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей, порядка их возврата членам кооператива при выходе из кооператива; порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива; совершение сделок, если решение по этому вопросу законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива.

34 Общее собрание, как реализация демократических принципов управления Созыв членов на общее собрание должен осуществляться не позднее, чем за 30 дней до его проведения. До каждого члена кооператива должна быть доведена информация о повестке дня, дате, времени и месте проведения собрания. Она направляется члену заказным письмом и (или) если это разрешено Уставом, публикуется в средствах массовой информации. Кворум на общем собрании достигается в том случае, если на нём присутствует как минимум 25% от числа членов кооператива, если иное не установлено уставом.

35 Общее собрание как реализация демократических принципов управления При проведении общего собрания для подсчета голосов по предложению наблюдательного совета кооператива избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек из числа его участников (присутствующие на собрании). В состав счетной комиссии не могут входить члены правления кооператива, члены наблюдательного совета кооператива, председатель кооператива или выдвигаемые кандидаты в эти органы управления кооперативом. Счетная комиссия на основании итогов голосования составляет протокол об итогах голосования.

36 Требования к протоколам общих собраний. В протоколе общего собрания должны содержаться следующие сведения: 1) наименование кооператива и информация о его месте нахождения; 2) место, дата и время проведения общего собрания членов кооператива; 3) дата извещения о проведении общего собрания членов кооператива и дата представления материалов, прилагаемых к повестке дня общего собрания членов кооператива; 4) общее число членов кооператива на дату извещения о проведении общего собрания членов кооператива, число присутствующих на общем собрании членов кооператива и ассоциированных членов кооператива с правом решающего голоса. При проведении собрания уполномоченных - число избранных уполномоченных и число присутствующих на этом собрании уполномоченных; 5) отметка о правомочности (неправомочности) общего собрания членов кооператива; 6) объявленная повестка дня общего собрания членов кооператива; 7) фамилия, имя, отчество и должность лица, выступающего на общем собрании членов кооператива, и основные положения его выступления; 8) результаты голосования по вопросам повестки дня общего собрания членов кооператива, решения, принятые и объявленные на этом собрании.

37 Органы управления и контроля в кооперативе. Семинар «Создание СКПК 2-го уровня. Особенности их деятельности» Липецк 2015 г.

38 Правление кооператива. Правление кооператива - исполнительный орган кооператива. Создание правления в сельскохозяйственном кооперативе не является императивом, поскольку законом предусмотрена возможность избрания только председателя сельскохозяйственного кооператива вместо правления, в том случае, если количество членов кооператива менее 25 человек (ст. 26 Закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

39 Полномочия и порядок реализации решений правления. Можно сгруппировать вопросы компетенции правления кооператива по нескольким, характерным группам: прежде всего, на правлении кооператива лежат вопросы членства в кооперативе (прием заявлений о приеме и выходе из членов (ассоциированных членов) кооператива, предварительное рассмотрение вопроса об исключении и т.д.); организационные вопросы, также компетенция правления кооператива (формирование повестки дня общего собрания членов кооператива и его созыв); финансово-экономические вопросы (предоставление займов, выплата дивидендов, определение рыночной стоимости не денежных взносов и т.д.); хозяйственные вопросы, регулирование текущей деятельности кооператива (заключение различных хозяйственных договоров, рассмотрение, совместно с наблюдательным советом заключения ревизионного союза и т.д.).

40 Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Законом (ч. 1 ст. 19) отнесен к органам управления кооператива, хотя его функции скорее контролирующие. В потребительском сельскохозяйственном кооперативе Законом предусматривается обязательное создание наблюдательного совета. Число членов наблюдательного совета не должно быть менее трех. Но устав кооператива может предусматривать и другой минимум членов наблюдательного совета. Члены наблюдательного совета в обязательном порядке должны быть членами кооператива. Избираются они на общем собрании членов кооператива, это исключительная компетенция общего собрания. Отчитывается наблюдательный совет также перед общим собранием членов кооператива (п. 2 ч. 2 ст. 20). Порядок принятия решений наблюдательным советом определен в уставе кооператива.

41 Полномочия и порядок реализации решений наблюдательным советом. В общем перечне полномочий наблюдательного совета кооператива можно выделить несколько групп: оперативные полномочия - полномочия наблюдательного совета по созыву общего собрания членов кооператива, если это необходимо в интересах кооператива. Представление интересов кооператива в случае, если к правлению кооператива предъявлены исковые требования, приостановление деятельности правления кооператива, до избрания нового, или до отмены такого приостановления общим собранием членов кооператива; финансовые полномочия - это полномочия по проверке финансовой деятельности правления кооператива путем ревизий, а также путем соответствующих заключений по итогам таких ревизий. Наблюдательный совет докладывает общему собранию членов кооператива результаты проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании заключения и рекомендаций наблюдательного совета общее собрание членов кооператива принимает решение по утверждению этих финансовых документов.

42 Полномочия исполнительного директора. Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания членов кредитного кооператива и правления кредитного кооператива, осуществляет руководство текущей деятельностью кредитного кооператива. Исполнительный директор подотчетен правлению и общему собранию членов кооператива. В функциях, осуществляемых Директором, выделяются два основные направления: Обеспечение выполнения решений общего собрания и правления. Руководство текущей деятельностью Кооператива. К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью кооператива, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания и правления. Директор без доверенности действует от имени кооператива, в том числе.

43 Разделение полномочий. ч. 1 ст. 53 ГК - учредительным документом юридического лица «… может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц» В уставах должны быть предусмотрены варианты: исполнительный директор и председатель кооператива уполномочены выступать от имени кооператива (уполномочены действовать совместно); либо должно быть предусмотрено разделение полномочий (действия не зависимо друг от друга). В выписке из ЕГРЮЛ в графе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» должна быть отражена информация о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица.

44 Оспаривание решений общего собрания - правовая природа споров. Обжалования решения общего собрания в судебном порядке: ст. ст – ГК РФ, ст ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Первый критерий для обращения в суд – нарушение Закона. Второй критерий для обращения в суд - нарушение прав и законных интересов заявителя указанным решением общего собрания. Требовать признания судом недействительным решения общего собрания может только лицо, не принимавший участия в голосовании, либо голосовавший против принятия такого решения (ч. 1 ст ФЗ). При нарушении волеизъявления также лицо, голосовавшее за принятие решения или воздержавшийся от голосования (ч. 3 ст ГК РФ).

45 Оспаривание решений общего собрания – недействительное решение. 193-ФЗ оперирует только понятием «недействительное решение» общего собрания, при этом, не выделяя какие решения оспоримыми. Согласно ст ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным или оспоримым, при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.

46 Оспаривание решений общего собрания – ничтожное решение. Согласно ч. 7 ст ФЗ решения общего собрания кооператива не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке, если они: приняты без необходимого для принятия решения большинства голосов членов кооператива; приняты по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания, за исключением случая, если на общем собрании присутствовали все члены кооператива.

47 Оспаривание решений общего собрания – ничтожное решение. Согласно ст ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.

48 Оспаривание решений общего собрания. При принятие решения о досрочном освобождении от обязанностей председателя (исполнительного директора) кооператива без оглашения ревизионного заключения При нарушении сроков и порядка созыва собрания При нарушении кворума общего собрания Решение общего собрания может быть оспорено в суде При ненадлежащем уведомлении членов кооператива

49 Оспаривание решений органов управления. Закон «О сельскохозяйственной кооперации» - ч. 2 ст закрепляет за членами (ассоциированными членами) кооператива право на обжалование решений правления и наблюдательного совета кооператива, принятых с нарушением Закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава кооператива, и нарушающее права и законные интересы члена (ассоциированного члена) кооператива. Порядок и основания для обращения в суд члена (ассоциированного члена) кооператива для оспаривания решений органа управления и (или) контроля аналогичны порядку и основаниям для обжалования решений общего собрания, рассмотренным выше.

50 А что можно оспорить? Во-первых, исключение из кооператива (ч. 7 ст ФЗ). Оспариваться такое решение правления и/или наблюдательного совета будет по мотивам отсутствия оснований, предусмотренных Законом или уставом кооператива для исключения из членов (ассоциированных членов) кооператива. Члены правления наблюдательного совета кооператива могут обжаловать такие решения, как собственно члены кооператива, поскольку они могут быть исключены только по решению общего собрания (ч. 3 ст. 17 Закона).

51 А что можно оспорить? В-третьих, член кооператива может оспорить решения правления и наблюдательного совета, на основании которых совершаются сделки, отнесенные к компетенции правления или совместного решения правления и наблюдательного совета (ч. 3 ст. 38 Закона). Или оспорить совместное решение правления и наблюдательного совета о совершении сделок кооператива, в которых присутствует конфликт интересов (ч. 6 ст. 38 Закона). При этом необходимо отметить, что сами сделки, совершенные на основании таких решений будут признаны недействительными, только если они оспариваются одновременно с оспариванием решений органов управления и контроля кооператива (ч. 8 ст. 38 Закона).

52 А что можно оспорить? Во-вторых, решения органов управления кооператива, затрагивающие имущественные интересы члена кооператива. Так член кооператива может оспаривать решение правления по передаче пая гражданину, не являющемуся членом потребительского кооператива, поскольку как член кооператива пользуется преимущественным правом покупки такого пая (ч. 5 ст. 16 Закона).

53 Взаимодействие органов управления кооперативов различных уровней. Организация деятельности организаций второй ступени на тех же демократических принципах, что и первой ступени: добровольное и открытое членство, демократический контроль, экономическое участие членов, самоуправление и независимость, доступность информации о деятельности кредитного кооператива для его членов, солидарная и субсидиарная ответственность членов кооператива. Взаимодействие органов управления кооперативов, являющихся членами кооператива второго уровня, и собственно самого кооператива второго уровня строится на принципах корпоративного управления.

54 Взаимодействие органов управления кооперативов различных уровней. Немаловажную роль в обеспечении эффективной реализации принципов деятельности кредитных кооперативов играет внутренний контроль в кредитных организациях, целями которого являются: эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении ссудо-сберегательных операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления кредитными рисками. Таковым контролем в системе кредитной кооперации может быть надлежаще организованный мониторинг деятельности кооперативов первого уровня, организуемый кооперативом второго уровня.