Лекция 2 Психические познавательные процессы. План: 1. Ощущение: сущность, классификация, свойства. 2. Понятие и основные свойства восприятия. 3. Сущность,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Advertisements

Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Презентация по психологии по теме: Воля
Подготовил Голобородько Евгений.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Волевые качества личности Выполнили: студентки 3 курса Малышева Елена, Яковлева Надежда.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Воля человека Выполнила:. Раскрыть : Понятие воля Понятие воля Волевые действия и их характеристика Волевые действия и их характеристика Физиологические.
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
Транксрипт:

Лекция 2 Психические познавательные процессы

План: 1. Ощущение: сущность, классификация, свойства. 2. Понятие и основные свойства восприятия. 3. Сущность, функции и виды внимания. 4. Свойства внимания и их развитие 5. Память, её виды и свойства 6. Процессы и приемы развития памяти 7. Понятие и виды мышления 8. Мыслительные операции и формы мышления 9. Понятие и виды воображения

Инстинкты- это сложные безусловные рефлексы. Импринтинг - это перенос инстинктов на образ или впечатление, воспринятые в определённый критический период развития.

Ощущение: сущность, классификация, свойства Ощущения (от лат. «sensus» - ощущение) – познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Через ощущения человек получает первичную информацию об окружающем мире и самом себе. Этот процесс является основой для других познавательных процессов.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на органы чувств – анализаторы. Анализатор специализирован для приема воздействия определенных раздражителей (зрительный, слуховой, анализатор вкуса и др.). Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире.

Анализатор термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов.

Схема представительства анализаторов в коре мозга

Анализатор состоит из трех частей (И. П. Павлов): 1. рецепторы – периферического отдела анализатора 2. проводящих нервных путей (афферентных – чувствующих и эфферентных – двигательных нервов) 3. центрального отдела анализатора (участка коры головного мозга).

Возникновение ощущений

Ощущения проходят в три этапа: 1. физический процесс раздражения 2. физиологический процесс возбуждения 3. психический процесс возбуждения С психологической точки зрения, возникновение ощущений происходит не в области рецептора, а в определенном участке коры головного мозга.

В зависимости от расположения выделяют 2 вида анализаторов: -внутренние (кинестетический – рецепторы в мышцах и сухожилиях, вестибулярный – рецептор в полости уха) -внешние (зрительный – рецептор глаз, тактильный и температурный – рецепторы кожи, слуховой – рецептор в полости уха, обонятельный – рецептор в носовой полости, вкусовой – рецепторы на поверхности языка).

Ощущения, направленные на получение информации из внешнего мира: -экстероцептивные – это ощущения, которые направлены на получение информации из внешнего мира и являются одним из условий связи человека с окружающей средой. Они делятся на: - контактные - дистантные

-интероцептивные – это ощущения, которые сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. -проприоцептивные – это ощущения, которые обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений.

Свойства ощущения: качества, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию и пороги ощущений. Качество – свойство ощущений, которое определяет специфические особенности ощущения, отличие его от других видов ощущений. Интенсивность - свойство ощущений, которое определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – отрезок времени на котором сохраняется ощущение. Пространственная локализация раздражителей - свойство ощущений, которое определяет нахождение раздражителя в пространстве.

Порог чувствительности: - нижний абсолютный порог чувствительности - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. - верхний порог чувствительности - максимально доступная величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение.

Величина порогов чувствительности обусловлена рядом факторов: -мотивами и интересами -характером деятельности человека -возрастом. Изменение чувствительности зависит от условий окружающей среды и изменения состояний организма.

Адаптация (приспособление) – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием самого раздражителя и изменившихся условий восприятия. Изменения состояний организма ведут к сенсибилизации (чувствительный) – повышению чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Синестезия (совместное чувство, одновременное ощущение) -возникновение ощущений в анализаторе при воздействии раздражителя, характерна для другого анализатора. На данный момент не существует удовлетворительной теории, объясняющей происхождение такого сложного психологического феномена как синестезия.

Классификация ощущений

Понятие и основные свойства восприятия Восприятие (от лат. perseptio – восприятие) – познавательный психический процесс в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Это не сумма ощущений, а качественно новый уровень отражения окружающего мира.

Свойства восприятия: -целостность – свойство, которое определяет отражение в психике целостного образа предмета или явления, в совокупности его качеств и характеристик; -избирательность – свойство, которое определяет зависимость восприятия от интересов, установок и потребностей человека, что обусловливает преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими.

Пример целостного восприятия линий

- предметность - свойство, которое обеспечивает способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами. -осмысленность – свойство восприятия, показывающее, что восприятие человека связано с мышлением, пониманием сущности предмета. - константность – свойство, которое предполагает относительное постоянство образа предмета при изменении условий этого восприятия.

Пример константности восприятия

Зависимость от контраста

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам порядке расположены буквы в слове. Галвоне, чтобы преавя и последняя буквы были на месте. Осатьлыне буквы могут следовать в планом бсепордяке, все-рвано текст чтаитсея без побрелм. Пичрионй этого является то, что мы не читаем кдаужю букву по отдельности, а все слово целиком.

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направленности, в котором они находятся. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Сущность, функции и виды внимания Внимание – это направленность сознания на определенные объекты. Оно включено в другие познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) Функции внимания: - регулирующая; - отбор значимых воздействий;

Способность психики концентрировать свое внимание на объекте базируется на 3 положениях: 1. На принципе доминанты (по А. А. Ухтомскому). 2. На законе взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. 3. На принципе активности мозга. Внимание возникает только при активной мозговой деятельности и общем бодрствовании организма.

Доминанта – это устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга.

Виды внимания непроизвольное произвольное после произвольное

Непроизвольное (без участия воли человека), когда объект сам «заставляет» смотреть на себя (слушать, чувствовать) не зависимо от сознательных намерений человека. Произвольное (с участием воли человека), связанное с сознательно поставленной целью деятельности и волевым усилием. Послепроизвольное – внимание, которое изначально было произвольным, а затем стало не произвольным.

По характеру направленности: 1. Внешне направленное – ориентированное на объекты внешней среды 2. Внутренне направленное – ориентированное на чувства, мысли, переживания субъекта.

Свойства внимания и их развитие 1. Объем внимания – способность одновременно воспринимать несколько объектов и сохранять их в центре ясного сознания (7+-2 единицы информации). 2. Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. 3. Распределение внимания – способность одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах.

4. Устойчивость внимания – обусловлена длительностью сосредоточения на объекте. Оно определяется свойствами нервной системы, мотивацией, личностными особенностями человека, его эмоциональным и физическим состоянием. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Память, её виды и свойства Память – познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она позволяет управлять приобретением и сохранением в сознании полезной информации и её воспроизведением в нужный момент.

Память в системе познавательной деятельности

По характеру психической деятельности Двигательная память – это память на воспроизведение простых и сложных движений (плавание). Образная память – это память на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы, сформированные с помощью процессов восприятия (запах духов). Эмоциональная – это память на эмоции и чувства (стыд за поступок). Словесно-логическая память – это память на мысли и слова (постановка цели).

В зависимости от участия воли: Непроизвольная память – след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Произвольная память – намеренное запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое обычно с помощью специальных приемов.

По продолжительности сохранения образов: Сенсорная (мгновенная) память – удержание информации, воспринятой органами чувств без её какой-либо переработки (0,1-0,2 сек.). Оперативная память – след образа только лишь для выполнения текущих действий. Кратковременная память – сохранение образа после однократного, непродолжительного восприятия и быстрое его воспроизведение (20 сек.).

Долговременная память способна на длительное сохранение следов образа в сознании. Свойства памяти: -Объем – способность сохранять одновременно определенное количество материала (7 единиц информации). -Длительность – время сохранения информации -Быстрота – скорость запоминания -Точность – достоверное воспроизведение содержание информации -Готовность к воспроизведению – способность извлекать информацию с памяти с определенной скоростью.

Процессы и приемы развития памяти Каждый из процессов памяти протекает по особым закономерностям. I. Запоминание – избирательное закрепление образа в памяти. Может быть кратковременным, оперативным, долговременным – в завимости от того, какие задачи «обслуживает» память.

Запоминание бывает: Смысловое (логическое), при котором ведущими являются процессы мышления. Механическое, реализуемое в результате многократных и однотипных повторений. Ассоциативное, когда образ связывается с каким-либо другим образом.

II. Воспроизведение – процесс восстановления закрепленного в памяти образа без предварительного повторного восприятия. Виды воспроизведения: -Узнавание – воспроизведение образа при повторном восприятии -Реминисценция – явление улучшения воспроизведения информации через некоторое время после её получения (2-3 дня после заучивания)

- Припоминание – это преднамеренное (произвольное) воспроизведение материала в соответствии с поставленной целью и задачей. - Воспоминание – это воспроизведение при отсутствии самого объекта.

III. Сохранение – более или менее длительное удерживание в памяти некоторых сведений. IV. Забывание – процесс постепенного уменьшения способности припоминания и воспроизведения образа, хранящегося в долговременной памяти. Забывание нельзя противопоставить запоминанию. Оно помогает разгрузить память.

Закономерности запоминания: Чем выше уровень самостоятельности, проявляемой человеком в процессе своей профессиональной деятельности, тем быстрее развивается память. Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Чем сильнее материал осмыслен логически, тем легче его запомнить. Запоминание улучшается при наглядности материала, когда участвуют многие виды памяти.

Интересный материал, вызывая эмоции, способствует развитию памяти. Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. Выявлено, что несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом.

Запоминание лучше при структурировании материала на относительно законченные фрагменты и их повторении в течение растянутого времени. Существенный эффект – в вербальном «озвучивании» запоминаемого материала и его эмоциональной окраски. Выделение наиболее важных моментов в смысловой структуре текста способствует запоминанию.

Понятие и виды мышления Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения объективной действительности. Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта.

Благодаря мышлению человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает возможность расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем.

Мышление неразрывно связано с речью. На каком языке Вы сейчас думаете? За каждым словом закреплено значение. Значение – это всегда обобщение. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь помогает мыслить.

Основные признаки мышления: Обобщенность (сжатая модель действительности) Опосредованность Целенаправленность и произвольность (наличие цели и силы воли) Социальная обусловленность.

Функции мышления: Понимание (раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности) Решение проблем и задач Целеобразование (процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности) Рефлексия (осмысление знания, анализ его содержания, самопознание).

Виды мышления: 1. По содержанию мышления: наглядно-действенное ( решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов ) наглядно-образное мышление ( характеризующийся опорой на представления и образы ) абстрактно-логическое ( характеризующийся использованием понятий, логических конструкций ) 2. По характеру решаемых задач: практическое теоретическое

3. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (шаблонное) продуктивное (творческое) мышление

Мыслительные операции и формы мышления Формами логического мышления являются: Понятие – это мысль, обобщающая наиболее характерные и существенные признаки предметов и явлений действительности. Суждение раскрывает содержание понятий, отражая связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – форма мышления, при которой из нескольких суждений образуется новое. Суждения и умозаключения – это основа понимания. Понимание чего-либо – это умозаключение (или суждение), приводящее к познанию связей между предметами и явлениями и переживаемое как удовлетворение познавательной потребности.

Понятие: железо Суждение: железо – это метал Умозаключение: золото, чугун, железо, медь плавки. Следовательно, все металлы плавки.

Примеры понятий, суждений и умозаключений Все деревья – растения. Клен – дерево. Клен – растение.

Операции мышления: Анализ – мысленное расчленение познаваемого объекта на отдельные составляющие (свойства, части, признаки). Синтез – мысленное соединение отдельных элементов объекта в единое целое. Сравнение – установление сходства или различия между объектами познания.

Абстрагирование – игнорирование в познаваемом объекте всего несущественного и выделение только важного, значимого. Обобщение (генерализация) – выделение значимого общего в объекте. Конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию, положению (от общего к единичному). Классификация – группировка объектов по каким-либо признакам.

Понятие и виды воображения Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. Процесс воображения неразрывно связан с другими познавательными процессами: ощущением, восприятие, памятью, мышлением.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение - познавательный процесс имеющий в своей основе аналитико- синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.

Функции воображения: Познавательная (способствует расширению и углублению знаний) Антиципирующая (функция предвосхищения) (образы воображения предваряют восприятия и действия) Регулирующая (образы воображения позволяют управлять своим восприятием) Эмоционального воздействия (влияют на эмоциональную сферу)

В зависимости от участия воли выделяют следующие виды воображения: Активное (произвольное) воображение, «рисующее» образы по желанию Пассивное (непроизвольное) воображение, формирующее образы спонтанно, помимо воли и желания человека.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, имеющих личную и общественную ценность. Воссоздающее воображение основано на создании образов, соответствующих описанию.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Пассивное преднамеренное воображение представляет собой создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов (сновидения, галлюцинации).

Сновидения представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации – это феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания.

Формы воображения: мечта – продукт воображения, имеющего под собой слабо обоснованную возможность, реализация которого отложена на неопределенное время. сновидения – пассивный вид воображения, вызываемый эмоциональным отношением человека к пережитому. грезы – фантазии, устремленное в очень далекое будущее. галлюцинации – фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.

Приемы и способы воображения: агглютинация – «склеивание», соединение в единых образ, казалось бы, несовместимых элементов. акцентирование – искусственное выделение части из целого и придание ей ведущей роли в образуемом образе (болтун). типизация – формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем» (Обломов).

Приемы и способы воображения: гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение (одноглазый циклоп) схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними (национальный орнамент).

Общее понятие об эмоциях и их классификация Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристальным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Человек переживает разные эмоциональные состояния. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.

К. Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

Особенности эмоций: Они вызывают определенное физиологическое изменение Связаны с готовностью к совершению поступка Эмоции связаны с сознательным переживанием В эмоциях есть познавательный компонент, они включают память, мышление и др.

Функции эмоций: 1. Приспособительная (адаптивная) 2. Сигнальная (экспрессивная) 3. Регулятивная 4. Коммуникативная 5. Оценочная 6. Побуждающая 7.Стабилизирующая

По знаку эмоции делятся на Положительные эмоции (радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности. Отрицательные (печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; Амбивалентные эмоции (ревность как сочетание любви и ненависти) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

По модальности (качеству) эмоций радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности; удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей; гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта; презрение - отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций и поведения субъекта с жизненными позициями и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности; стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные (собственно эмоции и аффект) и устойчивые (настроение, чувства, страсть, стресс), в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы).

Эмоциональные состояния: 1. Собственно эмоции 2. Чувства 3. Аффекты 4. Настроение 5.Стресс

Собственно эмоции отражают личное отношение человека к самому себе и окружающему миру в различных формах переживаний: - стенические, побуждающие активность человека, дающие силы, бодрость и др. - астенические, вызывающие пассивность, бездеятельность.

Эмоции – это непосредственное, временное, но пристрастное переживание какого-либо постоянного чувства в данной ситуации. Внешне эмоции проявляются в характеристиках голоса (тоне, силе, громкости, скорости речи), мимике, жестах, позах, походке человека.

Чувство – довольно устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам и явлениям. Они характеризуются: -субъективностью -социальной детерминированностью Виды чувств: -нравственные -интеллектуальные -собственно эмоциональные -эстетические

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе (патриотизма, дружба, любовь, совесть). Интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного.

Чувства имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы. Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами (любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям).

Чувства наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Характеризуются: устойчивостью и длительностью. Страсть – это устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо.

Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности является увлечение. Однако оно непостоянно и кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Настроение – это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску. Настроение: -полярно (бодрость - подавленность) -внешне выражено (мимика, поза и др.) -заразительно (от личности к группе) -личностно обусловлено (темперамент и др.) -оно не предметно, а личностно -оно является общим состоянием

Аффект – это кратковременное, но сильное психическое переживание, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств и сопровождающееся изменением функции внутренних органов. Изменяется сознание человека, нарушается самоконтроль, затрачивается огромная внутренняя энергия.

Аффект характеризуется: -быстрым возникновение -очень большой интенсивностью переживания -кратковременностью -бурным выражением -безотчетностью -диффузностью

При аффекте теряется чувство реальности. Человек перестает себя контролировать и не осознает действия. Возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Человек совершает беспорядочные движения и действия. Или в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Аффективные проявления: - положительных эмоций (восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного смеха) - отрицательных эмоций (ярость, гнев, ужас, отчаяние). Чаще имеет яркие внешние проявления. После аффекта наступает упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на ситуации опасности, стыда и др. Это не специфический ответ организма на предъявленные к нему ситуативные требования.

Стадии развития общего адаптационного синдрома: 1) стадия тревоги 2) стадия сопротивления 3) стадия истощения

Эмоциональное перенапряжение приводит к состоянию, называемому ДИСТРЕССОМ – истощению, болезни организма. Приятные формы стрессовых переживаний, т.к. стресс любви, творчества, восторга, вдохновения – называются «ЭУСТРЕССОМ», т.е. приятным стрессом.

Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции. Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета задержите дыхание. Затем сделайте плавный выдох на счет Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе. Прочувствуйте это напряжение. Резко сбросьте напряжение делайте это на выдохе. Сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы, связанные с воздействием словом Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы. Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Последовательность работы с самоприказами следующая: Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Способ 2. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования. 1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. 2. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»; «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». 3. Мысленно повторите его несколько раз. Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Воля – это психический процесс сознательного управления деятельностью и поведением, проявляющийся в преодолении препятствий при достижении поставленных целей. Это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, двигаться к цели. Понятие и функции воли

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости.

Препятствия бывают двух видов Внешние - объективные трудности самого дела, его сложность, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы, природные препятствия; Внутренние - субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно преодолеть лень, усталость, страх (вредные привычки, желания, от которых следует воздерживаться)

Волевое усилие – это состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, моральные и интеллектуальные силы человека. Воля может быть: - интровертированная – направленная на достижение внутренней уравновешенности; - экстравертированная воля направлена в сферу внешней активности, на преодоление трудностей через организацию других людей.

Функции воли: – побудительная (проявляется в стимулировании желательной активности); - тормозная (проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности). Воля – это высшая ступень умения управлять собой.

Волевое действие имеет следующую структуру: 1. Постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Человек взвешивает все мотивы, происходит «борьба» мотивов. 2. Мысленное планирование, т.е. с помощью каких средств добиться цели. 3. Исполнение, совершение действия. Здесь человек сталкивается с внешними трудностями.

Этапы волевого процесса: – появление потребностей как основы человеческой активности, как состояния неудовлетворенности личности существующим положением; – осознание цели и оценка имеющихся возможностей её достижения;

- появление мотивов достижения цели и борьба; В волевом акте мотив имеет три стороны: он выступает как источник активности; он показывает направленность мотива, ради чего реализуется именно такое поведение; он является средством саморегуляции поведения и деятельности человека. -принятие решения на достижения цели; -реализация решения.

Воля тесным образом связана с интересами, потребностями, способностями, чувствами человека, характером и др.

Волевые качества личности - Сила воли -Стойкость воли -Целеустремленность -Решительность -Смелость -Настойчивость -Самостоятельность -Выдержка -Мужество -Дисциплинированность

Сила воли – степень необходимого усилия, проявленного ради достижения желаемой цели. Стойкость воли – уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых человеком при достижении цели на протяжении достаточно заметного времени.

Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой цели, готовности отдать все силы и способности для её достижения. Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов её достижения.

Смелость – это способность человека преодолевать чувство страха, учитывая при этом грозящие опасности. Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способность достигать поставленной цели, преодолевая различные препятствия на пути к ней.

Выдержка – волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать физические и психические проявления личности, препятствующие достижению цели. Мужество – это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела.

Самостоятельность – это волевое св-во личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели и находить пути их достижения. Дисциплинированность – это волевое св-во личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами.

1. Воля есть продукт общественно- исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности. 2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств. 4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно- смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.