Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11» Семинар-практикум «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Advertisements

Учебно-методическая разработка Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Учитель – логопед: Стрелковская О.Н., Шишлянникова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Дельфин» комбинированного вида» Игры и упражнения на развитие и усвоение.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Одной из важнейших задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Ведь от того, как ребёнок.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Методика Обучения звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
L/O/G/O Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Журавлик» «Роль фонематических процессов в подготовке.
Составитель: Булычева Н. В. – воспитатель МДОУ д-сад с. Кигбаево.
Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Составила учитель-логопед.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11» Семинар-практикум «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового анализа» Старший воспитатель: Мезенцева Наталья Федоровна 2015 год

Цель: Обучение воспитателей методике звукового анализа слов с детьми дошкольного возраста

Задачи: развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия; обучение умению определять место звука в слове; обучение умению подбирать слова с заданным звуком; обучение навыку звукового анализа; закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий); обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.

Актуальность У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Актуальность Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов сразу, без помощи, не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.

«Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки: «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К ) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ ). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии)

Последовательность ознакомления детей с речевыми звуками: 0-2 лет –А О Э П Б М 2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-4 года – С З Ц 4-5 лет – Ш Ж Ч Щ 5-6 лет –Л Р В подготовительной группе – дифференциация звуков: с-ш з-ж ц-ч с'-щ - шипящих и свистящих: с-ш з-ж ц-ч с'-щ в-ф з-с ж-ш б-п д-т г-к - звонких и глухих: в-ф з-с ж-ш б-п д-т г-к Примечание: В норме дети овладевают правильным произношением данных звуков в соответствии с представленной таблицей. Если данные звуки не появляются соответственно возрастным нормам, то с такими детьми работает логопед по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д. I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу») II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.). III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.) IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др. I вид работы - уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Самолет летит» - звук Л и т.д.). II вид работы – дифференциация изолированных звуков («Свистит – шипит», «Свисток – звонок» и т.д.) III вид работы – дифференциация звуков в словах («Солнышко и дождик», «Отбери картинки», «Магазин», «Часы» и т.д.) IV вид работы – дифференциация звуков в речи. (Подвижная игра «Курочка хохлатка» (к-х), песня «В лесу родилась ёлочка» (л-р), «Догонялки» (л-р).

Звуковой анализ – это: Последовательное выделение отдельных звуков в слове; Определение порядка звуков в слове; Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый- мягкий).

Этапы овладения звуковым анализом 1. Изучение гласных и согласных звуков. 2. Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 3. Проведение звукового анализа с использованием фишек. 4. Обучение полному звуковому анализу слова.

Запомните! Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. А, О, У, Ы, Э, И

Запомните! Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ Ж, Ш, Ц БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО МЯГКИЕ ЗВУКИ Й, Ч, Щ

Запомните звуки речи: Гласные: Согласные: [а][э][о][у] [ы][и] твёрдые мягкие звонкие глухие

Тренировочные упражнения ! Называя звуки в словах помните, что: гласные звуки произносятся длительно, нараспев, - гласные звуки произносятся длительно, нараспев, так как воздушная струя не встречает преграды на своём пути, согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, - согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости - зубы: [с] [з] [ц]… губы: [п] [б] [м]… язык: [ш] [г] [р]…

Цветовые обозначения звуков - обозначают согласные мягкие звуки - обозначают гласные звуки - обозначают согласные твёрдые звуки

http://aida.ucoz.ru18 ЗАПОМНИТЕ: звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем! Мы оперируем понятием ЗВУК! Поэтому НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТЕРМИН «БУКВА»!!! И звуки произносите правильно: гласные протяжно, нараспев, а согласные чётко и отрывисто, без никаких призвуков!!! Даже при обучении грамоте в старших группах и звуки, и соответствующие им буквы называются ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Для звукового анализа в дошкольном возрасте берутся простые слова, написание которых не расходится с произношением! Научившись анализировать простые слова (типа: мак, мама, стол…), ребёнок в дальнейшем сможет применить полученные знания и для более сложных слов.

Работа с дошкольниками по формированию навыков звукового анализа Важнейшим компонентом успешной работы детей по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия, создающая в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как - чёткое отделение одного звука от дpугoгo, - установления последовательности этих звуков в слоге и слове, - определение места каждого звука в словах. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей, особенно для тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения.

Поскольку слово представляет собой определённую пространственно- временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, особенно, если в предыдущей возрастной ступени при овладении программным материалом по математике дети не усвоили понятие «ряд». Часто дети не умеют расположить предметы в соответствии с заданием, так как не владеют понятиями: «слева, справа, перед, за, между, в начале, в середине, в конце», не могут найти предмет в ряду. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится основным.

В этом случае используют разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда Например, на материале сказок состав ряда (сказка «Репка») состав ряда (сказка «Репка») Цель: уточнение представлений о составе ряда (порядковый счёт) ряда по величине (сказка «Три медведя») ряда по величине (сказка «Три медведя») Цель: уточнение представлений о величине предметов. Анализ предметного ряда можно отрабатывать и на материале игрушек, предметных картинок, геометрических фигур (одного цвета или разноцветных / одного размера или разных по размеру)… Анализ предметного ряда можно отрабатывать и на материале игрушек, предметных картинок, геометрических фигур (одного цвета или разноцветных / одного размера или разных по размеру)… (учитывая возраст детей) Задания - называть предметы: по порядку: сверху-вниз / снизу-вверх по порядку: сверху-вниз / снизу-вверх справа-налево / слева – направо справа-налево / слева – направо первый слева / справа – последний слева / справа; первый слева / справа – последний слева / справа; в начале ряда – в конце ряда – в середине – между; в начале ряда – в конце ряда – в середине – между; 1-й, 2-й, 3-й …в ряду, 1-й, 2-й, 3-й …в ряду, справа / слева от… Примечание: справа / слева от… Примечание: нужно учить детей ориентироваться в схеме собственного тела: (предложить поднять свою « главную руку», назвать её (правая); сказать, что мы делаем правой рукой; поднять другую руку, назвать её (левая), (рука-помощница). Эти знания закреплять постоянно в режимных моментах и играх.

. Проведение звукового анализа с использованием фишек Красный обозначает гласный звук, Синий – твердый согласный, Зеленый – мягкий согласный. Игры и упражнения: «Звуковое дерево» «Сигнальщики» «Чем отличаются слова?»

Картинный материал для звукового анализа

Схема звукового анализа слова «КОТ»

Схема звукового анализа слова «КИТ»

Обучение полному звуковому анализу слова Игры и упражнения: Вначале этапа дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети могут выполнять звуковой анализ без схем. «Телеграфисты»«Поймай звук «Цветные кружочки» «Разгадай ребус» «Наборщик» «Шифровальщик»

Порядок анализируемых слов Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА)

План анализа слова 1. Произнести слово и послушать его. Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, необходимо убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи. 2. Найти ударный слог и произнеси слово по слогам. Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй – по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6. Третий звук и т.д. 7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов?

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова (3-4 звука) Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ!!! Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому ваше обучение малыша должно быть ГРАМОТНЫМ! Поэтому ваше обучение малыша должно быть ГРАМОТНЫМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!