Проект Справочный материал по теме «Глагол». Содержание: Раздел I. Из истории создания глагола. Раздел II. Глагол как часть речи. Раздел III. Морфологические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Advertisements

Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
Глагол
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Общее грамматическое значение Морфологические признаки (постоянные, непостоянные) Синтаксическая роль Общее грамматическое значение Морфологические признаки.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Слайды к урокам русского языка в 3 классе по программе Л.И. Тимченко учитель начальных классов МОУ «Гимназия 17» г. Электросталь Московской области Симоянова.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Обобщение знаний о глаголе. Спряжение глагола определяется по его неопределенной форме: -ить – II спряжение; -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, уть – I спряжение.
Транксрипт:

Проект Справочный материал по теме «Глагол»

Содержание: Раздел I. Из истории создания глагола. Раздел II. Глагол как часть речи. Раздел III. Морфологические признаки глагола. Раздел IV. Правила правописания глаголов. Раздел V. Это интересно.

Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Раздел II. Глагол как часть речи. Глагол Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? играть прийти играть прийти

Раздел III. Морфологические признаки глагола. Инфинитив Инфинитив (лат. infinitivus (modus) неопределённый) неопределённая форма глагола Что делать? читать

Вид Вид совершенный Завершенность действия что сделать? запеть несовершенный Длительное или повторяющееся действие что делать? мечтать

Спряжение глаголов Спряжение глаголов I спряжение Все глаголы не на-ить Исключая брить, стелить II спряжение Все глаголы на-ить Исключая гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть

Переходные и непереходные глаголы Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет - им. сущ. В.п. Читаю книгу Пишу письмо Смотрю фильм Непереходные глаголы – все остальные Войти в дом Шёл лесом

Наклонение Изъявительное Сослагательное (условное) повелительное

Изъявительное наклонение

РОД Прошедшее время Читала работал Сослагательное (условное) наклонение играл бы играла бы

Единственное Единственноепечатает Множественное Множественноеразговаривают ЧИСЛО

ЛИЦОЛИЦО Единственное число 1 лицо Я ЛЕЧУ 2 лицо ТЫ ЛЕЧИШЬ 3 лицо ОН, ОНА, ОНО ЛЕЧИТ Множественное число 1 лицо МЫ ЛЕЧИМ 2 лицо ВЫ ЛЕЧИТЕ 3 лицо ОНИ ЛЕЧАТ

Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.

Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.

Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.

Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.

Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.

Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»