Содержание I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка основной образовательной программы 1.1.Введение 1.2.Цели и задачи реализации программы дошкольного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Advertisements

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЧАСТЬ 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования Боярских И.А., воспитатель детского сада «Сказка»
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа государственного бюджетного дошкольного образовательного.
Транксрипт:

Содержание I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка основной образовательной программы 1.1. Введение 1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования 1.3. Принципы и подходы к реализации программы 1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования 2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте 2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования II.Содержательный раздел 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 1.1. Образовательная область «Физическое развитие» 1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 1.4. Образовательная область «Познавательное развитие» 1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2. Содержание коррекционной работы 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 3.1. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом национально-культурных и региональных условий 3.2. Система физкультурно-оздоровительной работы 3.3. Система преемственности детского сада и школы 3.4. Взаимодействие детского сада с социумом 3.5. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников 3.6.Часть, формируемая участниками образовательной организации III.Организационный раздел 1. Материально-техническое обеспечение программы, организация развивающей предметно-пространственной среды 2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3. Режим дня 4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

I.Целевой раздел Нормативно – правовая база Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года 26 «Об утверждении Са НПиН» ) Нормативно-правовыми документами Минобразования России: Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель Основной Общеобразовательной Программы : позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные принципы ООП ДО : Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) Физическое развитие Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. Социально-личностное развитие У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Познавательно-речевое развитие В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком- либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Художественно-эстетическое развитие В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий. В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально- ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

Основные характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Социально-личностное развитие К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства. Для детей 3 х летнего возраста характерна игра рядом. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Познавательно-речевое развитие Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут. Художественно-эстетическое развитие Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений.

Основные характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет). Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Социально-личностное развитие К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Познавательно-речевое развитие Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает развиваться образное мышление. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Художественно-эстетическое развитие На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Дети делают первые попытки творчества.

Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. Познавательно-речевое развитие Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала. Социально-личностное развитие Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Художественно-эстетическое развитие В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Физическое развитие К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Социально-личностное развитие К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Познавательно-речевое развитие Происходит активное развитие диалогической речи. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Продолжает развиваться воображение.У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Усложняется конструирование из природного материала. Художественно-эстетическое развитие В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

Планируемые результаты освоения воспитанниками ООП ДО: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

II. Содержательный раздел. Образовательная деятельность учреждения по реализации ООП ДО. Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Патриотическое воспитание Цель: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу. Задачи: Заложить основы гражданско- патриотической позиции личности; Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города; получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д. Воспитание чувства гордости за земляков; Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Развитие трудовой деятельности Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества). Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности). Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности). Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда). Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Речевое развитие

Развитие речи в режиме дня Утро Дидактические игры Игровые упражнения Сюжетно – ролевые игры Непосредственное общение с ребенком Утро Дидактические игры Игровые упражнения Сюжетно – ролевые игры Непосредственное общение с ребенком НОД Продуктивная деятельность Исследовательская деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальное творчество Физкультурная деятельность НОД Продуктивная деятельность Исследовательская деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальное творчество Физкультурная деятельность Прогулка Наблюдения за объектами природы Экскурсии Художественное слово Экспериментально- исследовательская деятельность Прогулка Наблюдения за объектами природы Экскурсии Художественное слово Экспериментально- исследовательская деятельность Вечер Сюжетно – ролевые игры Игры – инсценировки Театрально – художественная деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность Вечер Сюжетно – ролевые игры Игры – инсценировки Театрально – художественная деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность

Познавательное развитие

Развитие математических представлений Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Задачи: Формировать представление о числе. Формировать геометрические представления. Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях). Развивать сенсорные возможности. Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин. Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.

Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий

Художественно-эстетическое развитие Цель: достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Задачи художественно – эстетического развития

Художественно-изобразительная деятельность Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). Обогащение сенсорно-чувственного опыта. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). Обогащение сенсорно-чувственного опыта. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Музыкальное развитие Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. Развитие воображения и творческой активности. Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. Развитие воображения и творческой активности.

Пение Слушание Музыкально- ритмические движения Игра на детских музыкальных инструментах Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Направления образовательной работы:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг). Задачи: Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте Развитие литературной речи

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско- родительских праздников и др. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

Содержание коррекционной работы Основными целями коррекционной работы являются: обеспечение специалистов образовательного учреждения программой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции детей с нарушением речи; развитие единой комплексной системы медико-педагогической помощи и коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста. З адачи коррекционной работы : овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программи­ровать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития; интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия; включение педагогов в исследовательскую деятельность с использованием традиционных и новейших методик и методов изучения личности ребенка; использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.

принцип индивидуализации учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка принцип признания каждого ребенка полноценным участником образовательного процесса принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка принципы интеграции усилий специалистов принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала принцип постепенности подачи учебного материала принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях Коррекционная работа в детском саду строится на основе следующих принципов:

Комплексное обследование детей Взаимодействие с воспитателями группы. Формы взаимодействия: -составление планов работы; -консультации и др. Взаимодействие с воспитателями группы. Формы взаимодействия: -составление планов работы; -консультации и др. Педагогический процесс Деление детей на подгруппы Распределение детей для индивиду- альной работы Проведение занятий /подгрупповых, индивидуальных/ Отслеживание динамики развития речи и коммуникатив- ной деятельности /середина года/ Содержание коррекционной работы Коррекционно-образовательный процесс С детьми С педагогами С родителями Работа по составленному плану

Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий Основной целью работы является развитие духовно- нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края. Задачи: - формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии; - формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии; - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта; - воспитание гражданско-патриотических чувств. Основной целью работы является развитие духовно- нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края. Задачи: - формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии; - формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии; - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта; - воспитание гражданско-патриотических чувств.

В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей Образовательная область Направления работы «Физическое развитие»Предусматривает включение в образовательный процесс мордовских народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств «Социально-коммуникативное развитие» Включает ознакомление с народами, населяющими Мордовию, их национальными праздниками, традициями и обычаями; ознакомление с мордовскими пословицами о труде, с производством в Мордовии; ознакомление с природными факторами Мордовии, опасными для человека и способами поведения в них. «Познавательное развитие»Знакомство с улицами родного города, с городом Саранском – столицей Мордовии; с гербом, гимном, флагом Мордовии; природой родного края. «Речевое развитие»Предполагает знакомство с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей одежды и предметов обихода мордвы. «Художественно-эстетическое развитие» Ознакомление с мордовским народным творчеством; ознакомление с мордовским музыкальным фольклором и произведениями композиторов Мордовии.

Система физкультурно- оздоровительной работы Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: - охрана жизни и здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - формирование правильного отношения к занятию физкультурой. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: - охрана жизни и здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - формирование правильного отношения к занятию физкультурой.

Основные принципы физкультурно- оздоровительной работы: принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.

Система преемственности детского сада и школы Совместное проведение мероприятий, праздников Детский сад Детский сад Начальная школа Изучение программы Взаимопомощь Обмен опытом Изучение работы учителя Совместные методические объединения Изучение работы воспитателя Посещение уроков в первом классе воспитателями Совместные педагогические советы Посещение занятий в подготовительной группе учителями Цели: сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребёнка как личности Результат преемственности: Продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентно – учебной деятельности и внутренней позиции школьника Результат преемственности: Продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентно – учебной деятельности и внутренней позиции школьника Цель: формирование практических умений и навыков чтения, письма, счёта и навыков учения Результат преемственности: всестороннее общее развитие ребёнка, способствующее расширению его потенциальных возможностей Помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе

Взаимодействие детского сада с социумом Структурное подразделение «Детский сад 13 комбинированног о вида» МОУ «Гимназия 1» Республиканский театр кукол Рузаевский краеведческий музей Городская ПМПк Выставочный зал Центр эстетического воспитания детей «Тяштеня» Центральная детская библиотека Другие дошкольные учреждения Детская поликлиника

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников Формы сотрудничества с семьёй Наглядные Индивидуальная работа Коллективные Тематические выставки Папки-передвижки Папки-рекомендации, информационные листки Видеофильмы Библиотека для родителей Выставки Педагогическое общение Посещения на дому Индивидуальные консультации Анкетирование Индивидуальные просьбы, поручения Родительские собрания, заседания родительского комитета Семинар-практикум Коллективные консультации Дни открытых дверей Заседания круглого стола

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга Группа Педагоги (Ф.И.О.) Результаты программы Физическая культура Речевое развитие Развитие математических представлений Развитие экологических представлений Предметный мир Рисование Лепка Аппликация Музыка Социально- нравственное развитие Конструирование % % % % % % % % % % % 1-ая младшая группа 2-ая младшая группа Средняя Группа Старшая группа Старшая группа с ФФН Подгот. группа С ОНР Итог Сводная таблица результатов проведения педагогической диагностики

Часть, формируемая участниками образовательной организации Цель: реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка- дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.

III. Организационный раздел Предметно – развивающая среда структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» Кабинет заведующей Методический кабинет Музыкально - спортивный зал Кабинет логопеда Групповые помещения Коридоры структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида » Медицинский кабинет «Зелёная зона» участка

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Перечень программ, пособий, технологий

Режимные моменты Группы 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая Старшая с ФФН Подгот. с ОНР Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Игры и свободное общение детей Организованная образовательная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры Подготовка к обеду, обед Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры Подготовка к полднику, полдник Занятия воспитателя по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей Игры, досуги, кружки Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к ужину, ужин Самостоятельная деятельность, общение по интересам Игры, уход домой Режим организации жизни детей на холодный период года

Режим организации жизни детей на теплый период года Режимные моменты Группы 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая Старшая с ФФН Подгот. с ОНР Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Игры, подготовка к прогулке, занятию Развивающие образовательные ситуации на игровой основе на прогулке Подготовка к второму завтраку, второй завтрак Прогулка (наблюдения, подвижные и сюжетно - ролевые игры, игры с водой и песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима, свободная деятельность) Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, игры, водные и закаливающие процедуры Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки Подготовка к ужину, ужин Игры. Уход детей домой

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Участие детей в муниципальных мероприятиях, акциях и фестивалях План спортивных праздников и развлечений План музыкальных развлечений и праздников