Формы организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС. Нелинейное динамическое расписание Байдакова Ольга Владимировна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»
Advertisements

Итоговая работа Исполнители: Гревцева Юлия Сергеевна – учитель английского языка, Нечаева Валентина Николаевна – учитель химии ГБОУ «Школа 2084»
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Проект «Нелинейная модель школьного расписания в ОУ»
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
1 Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Ершова.
ФГОС: особенности реализации внеурочной деятельности (выступление в рамках семинара)
Организация внеурочной деятельности, как составляющая социализации личности ребенка на этапе внедрения ФГОС НОО. Руководитель МО начальных классов МБОУ.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 47» г.Оренбург.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
Особенности формирования учебного плана пятых классов на 2013/2014 учебный год Латунова Н.Е.- консультант Самарского управления министерства образования.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
Директор МБУ ИМЦ ОО Р.Ф. Капустина Управление развитием профессиональных компетенций педагогов в условиях введения ФГОС.
ФГОС НОО: методическая работа Совещание директоров
Реализация основных требований ФГОС ООО ©Бодрых О.Р., зам.директора по УВР МАОУ гимназии 32.
«Анализ готовности школы к введению ФГОС второго поколения»
Транксрипт:

Формы организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС. Нелинейное динамическое расписание Байдакова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 9 г. Амурска

Традиционное линейное расписание. «Откуда такое пошло? Знания множились и дробились, всю сумму знаний, казалось, было необходимо усвоить. Так и возникла чересполосица двенадцати школьных предметов без пересечения и накладок». Р.Курбатов «Школа в стиле экшн». понедельник 20 апреля 5 а 5 б 5 в 6 а 6 б 6 в 7 а 7 б 7 в 8 а 8 б 9 а 9 б 10 а 11 а 1 трудмат к мат к гео ОБЖ 40 рус ист.4 1 иска-раистхимобщ трудиструс матрусгеофизматинфхимф-раинфобщ ин.яз ОБЖлит ИЗОлитистфиз матгеорустехнхиминффизмат рус ин.язмат ИЗОлитОБЖфизлитин.язтехнматхимправ физ/ ист 31 20/К. Ш /16 5 героин.язрус ИЗОлит матинфрус ОБЖматф-раин.яз 3520/ ин.яз ф-рагеорусматиструс 20/

Основные идеи нелинейного расписания отказ от единообразия и шаблонности в организации образовательного процесса и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения; выстраивание образовательного пространства, адекватным возрастным особенностям ребенка через создание условий для социального и образовательного самоопределения, позволяющего обучающемуся занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, делать выбор не только в содержании образовании, но и в формах и способах его получения (очное, заочное, экстернат, дистанционное).

• Категорией, регламентирующей внешнюю сторону организации процесса обучения, т.е., определяющую, когда, где, кто и как обучается, является расписание

Изменение традиционных подходов к формированию линейного расписания учебных занятий Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС НОО (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана). Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» Москва, март 2012 года

6 ФГОС - фактор, стимулирующий повышение квалификации Введение ФГОС требует : От учителей – быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности Введение ФГОС требует : От учителей – быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности

Урок остается основным образовательным форматом Доля учителей начальных классов и учителей работающих в основном звене, указывающих в рабочих программах неурочные формы работы – 32% Доля предметов, распределены на неурочные формы занятий – 6,26% (математика, русский, изо, музыка) Вывод: даже если указываются неурочные формы работы, то в очень малом количестве

ФГОС ООО: п Учебный план основного общего образования «Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов». Таким образом, возможная разница количества учебных занятий в разных школах может составлять до 753 часов.

Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО: Примерный учебный план ступени общего образования Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение

«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями». Александр Изотович Адамский, Ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ • Нелинейное расписание: мнения экспертов

Известно, что пики умственной активности приходятся на 11 часов, 15 часов и 22 часа. Поэтому логично (многократно доказано и никем не опровергнуто!) заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой – в 11 или 15 часов. Скептики возразят, что это невозможно организовать. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают себе жизнь, а все трудности (которые, кстати, никуда не исчезают!) цинично перекладывают на хрупкие плечи детей. М.В. Спиваковский «Образовательный взрыв» • Нелинейное расписание: мнения экспертов

Что такое нелинейное (динамическое) расписание? Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным – меняется не реже, чем раз в месяц или недели чередуются, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.

Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ: 1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций; 2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в сетевом взаимодействии Ст. 25. п.3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

урок-мастерская урок-презентация урок-дебаты урок-диспут урок-дискуссия урок-игра урок-экскурсия урок-путешествие урок-прогулка урок-спектакль урок-семинар урок-исследование урок-интервью урок-репортаж урок-пресс-конференции урок-выставка урок-конкурс урок-соревнование урок-викторина урок-подарок урок-праздник урок-смотр знаний урок-конференция урок-«живая газета» • Предметно – классно - урочная система, принятая в российской школе, основана на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков используются в школе? А если убрать слово «урок»?

Каковы возможности нелинейного (динамического) расписания? Нелинейное (динамическое) расписание позволяет: объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка; сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы; снизить утомляемость школьников, которое в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально; повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение новых результатов (УУД).

Нелинейность: урочными и внеурочными формами деятельности, которые могут различаться по неделям, четвертям; Динамичность: концентрацией уроков по предмету на определенном этапе образовательного процесса (погружение); изменением количества учебных занятий в течение учебного года (уменьшение в феврале, увеличение в октябре, апреле) и др. Чем может различаться расписание в течение недели, учебного года?

Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня начальная школа 8.00 – 8.45Подвижная разминка, развивающие игры –11.30Познавательные занятия – 12.30Двигательно-активные занятия, игры – 14.45Творческие занятия, проекты, классные часы. Прогулка, отдых – 16.00Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Кружки, студии, проектные группы Познавательные путешествия, экскурсии. Личное время, игры.

Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня основная школа 8.00 – 8.45Индивидуальные/групповые занятия, консультации 9.00 – 9.20Стартовый сбор. Постановка задач на день – 12.30Посещение предусмотренных общим расписанием занятий по индивидуальным (групповым) планам – 14.30Школьный спорт, социально-полезная деятельность; соци­альные проекты, акции; школьные фирмы, мастерские – 16.30Проектные группы, мастерские, консультации. Самоподготовка. Лидерские программы, клубы эффективного общения. Программы «Открытого университета», «Олимпийского ре­зерва», «Нобелевского резерва» и др …Клубы, творческие студии. Личное время.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 10.6 Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм) Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во классах - 1,5 ч., в классах - 2 ч., в классах - 2,5 ч., в классах - до 3,5 ч.

Если считать проблему многоуровневой, мы что-то зациклились на содержании. Есть еще важные моменты школьного образования, которые требуют пересмотра. Прежде всего, это касается трех вещей: первое нужно кардинально изменить подход к идеологии учебного плана школы. Тот учебный план, который существует на сегодняшний день, не дает возможности выйти за пределы урока, за пределы школы, и поэтому, если учебный план идеологически не изменить, проблема не будет решена. Второе это кардинально изменить идеологию расписания. Главный, кто сейчас управляет расписанием это Сан Пин. Следовательно, если мы будем дальше продолжать расписание делать под эти устаревшие нормы, то никаких проблем мы кардинально не решим. А.Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование». • Нелинейное расписание: мнения экспертов

Проблемы при переходе на нелинейное расписание -Требования Сан ПиН Сложность в составление и динамического и линейного расписания

Проблемное поле внедрения динамического расписания Негативное восприятие новой модели частью родительской общественности Недостаток кадров и материально-технического обеспечения школы НЕГОТОВНОСТЬ большинства педагогов работать в новых условиях Вероятность неадекватного самооценивания учащимися своих учебных возможностей

ЗАДАЧИ Разработать механизм использования ресурса дополнительного образования при проектировании модели динамического расписания для решения кадровых и организационных проблем Активизировать информирование родительской общественности через средства массовой информации и органы государственно- общественного управления

Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина В.В. Путин

Спасибо за внимание!