ПАШКОВИЧ Т.Ф., методист высшей категории центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»
Метод (от др.-греч. μέθοδος путь исследования или познания, от μετά- + δός «путь») систематизированная др.-греч.μετά-систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели задачи цели
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения, воспитания и развития; методике организации учебно – воспитательной работы (содержание, принципы, методы, организационные формы) Исходным моментом для педагогического исследования является проблема ( противоречие между какими – либо явлениями внутри объекта изучения ).
Эффективный педагогический опыт (буквально, «движущийся, находящийся впереди») – это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов
Инновационный педагогический опыт: создается чаще всего в искусственных условиях, существует как некая «модель», которая затем переносится в практику при создании определенных условий; носителями данного типа опыта выступают не отдельные педагоги, а целые педагогические коллективы – проектные команды
Инновационный педагогический опыт воплощает в себе тот самый новый тип взаимоотношений между педагогической наукай и образовательной практикой, который характеризуется терминами «практико- ориентированная наука» или «наука- ориентированная практика»
самая высокая степень проявления педагогического опыта, который характеризуется системой перестройки педагогической деятельности на основе внедрения новой образовательной модели;
Компетенция - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности субъекта, заданная по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. А.В.Хуторской
Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт
Исследовательская компетенция являет собой гармоничный синтез компонентов: мировоззренческого; мотивационного; когнитивного; технологического; креативного; рефлексивного
Формирование инновационного педагогического опыта предполагает сформированность его исследовательской компетенции педагога * - четкое представление целей, результатов предстоящей деятельности; * - овладение педагогическим исследованием как методом формирования инновационного педагогического опыта; * - наличие комплекса средств (схем, алгоритмов и т.д.), применяемых для выявления, изучения и обобщения опыта; * - наличие теоретических знаний, обеспечивающих процесс концептуализации результатов инновационной деятельности.
Проблемные аспекты формирования инновационного педагогического опыта: * - отсутствие диагностики, позволяющей выявить затруднения педагога в работе с эффективным и инновационным педагогическим опытом; * - размытость представлений о типах педагогического опыта и механизмах его технологизации; * отсутствие ценностно-смысловых ориентаций; * - отсутствие методического сопровождения процесса работы педагогов с педагогическим опытом; * - невостребованность выявленного педагогического опыта; * - отсутствие реальной заинтересованности педагогов в оформлении педагогического опыта; * - отсутствие возможностей для повышения квалификации педагогов, ориентированных на развитие рефлексивных умений и обеспечивающих становление педагога как субъекта собственной деятельности,
Инновационный педагогический опыт обобщается с целью создания оптимальных и эффективных условий для повышения профессионального уровня педагогических и управленческих кадров согласно их информационным, научно- методическим, психологическим, педагогическим запросам для решения актуальных образовательных и воспитательных проблем
Реализация инновационного проекта в учреждении образования – это наука- ориентированная практика коллектива педагогов, реализующих инновационный проект
По результатам реализации инновационного проекта руководитель учреждения образования оформляет справку по согласованию с консультантом (консультантами) инновационного проекта в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Глава 4 Порядок организации и проведения инновационной деятельности Пункт 24
1. Определение темы педагогического исследования (она не может повторять полностью тему инновационного проекта) 2. Цель 3. Задачи 4. *Принципы 5. * Ресурсы и средства для проведения исследования (материальные, информационные, математические, логические, языковые) 6. Определение целевой группы
7. План деятельности (содержание) 8. Определение критериев (показателей) оценки результатов инновационной деятельности в соответствии с критериальной базой ИД, периодичности фиксации результатов 9. Выбор диагностического инструментария (совместно с педагогом-психологом) 10. Определение методов анализа результатов ИД 11. Выбор формы фиксации и предоставления результатов (справка, инновационный опыт, статья, выступление, тезисы и т.д.)
Министерство образования Республики Беларусь ______________________________ Область ______________________________ район _______________________________ наименование Г УО ДНЕВНИК педагога, осуществляющего инновационную деятельность, ____________________________________________ Ф. И. О., предмет учебный год
Памятка педагогу, осуществляющему инновационную деятельность (1-я страница) Инновационная деятельность педагога по внедрению модели обучения (программы, образовательной технологии) организуется в рамках общего проекта и с учетом специфики его предмета, класса и т. д. Каждый педагог принимает участие в инновационной деятельности на добровольных началах и работает с четким соблюдением нормативного правового обеспечения, а также требований проекта, программы и принципов инновационной деятельности. Обязательные условия успешной организации инновационной деятельности педагога: принятие идеи, четкое осознание цели и задач проекта; знание критериев и показателей эффективности процесса для определения результатов инновационной деятельности; тщательная подготовка необходимых условий и выполнение всех действий согласно программе инновационной деятельности по достижению цели проекта; постоянная социально-психолого-педагогическая диагностика процесса и результатов инновационной деятельности; сотрудничество с психологической, методической и медицинской службами; объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности; ответственность педагога за организацию и результаты инновационного процесса.
2-я страница Тема инновационного проекта (всего учреждения образования): Цель инновационного проекта (всего учреждения образования): Тема педагогического исследования Цель: Задачи: Руководитель проекта Консультант(ы) проекта
3-я страница Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности педагога
4-я страница Календарный план работы в рамках инновационного проекта п/п Содержание деятельности Сроки выполнения Приме чания
5-я страница Фиксация результатов педагогического исследования Критерии ПоказателиДата фиксации Диагности ческий инструментарий Результат Вывод Здоровье учащихся Наличие знаний о здоровом образе жизни Сформиров анность навыков здорового образа жизни
6-я страница Аналитико-диагностическая деятельность Дата ЧТО СДЕЛАНО ( ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЕМ, деятельность, обеспечивающая развитие субъектов ) Результат Примечание Личностное профессиональное развитие (самообразование, повышение квалификации, презентация инновационного педагогического опыта) Работа с учащимися Взаимодействие с социумом
Последняя страница (после завершения учебного года фиксируются кратко основные итоги работы и выводы) Итоги инновационной деятельности педагога. Выводы. Подпись руководителя проекта.
1. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования от Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: РИВШ, с. Новиков, А. М. Методология образования / А. М.. Новиков. - М. : «Эгвес», – 488 с. 3. Пашкович, Т. Ф. Диагностико-аналитикая деятельность в ходе реализации инновационного проекта / Т. Ф. Пашкович // Народная асвета. – С. 7 – Пашкович, Т. Ф. Управленческое и организационно-методическое обеспечение развития исследовательской компетенции педагогов в учреждении образования / Т. Ф. Пашкович // Пачатковае навучанне. – С.3 – Пашкович, Т. Ф. Педагогический опыт как образовательный продукт и профессиональная ценность / Т. Ф. Пашкович // Народная асвета. – С.3 – 6 6. Конаржевский, Ю. А. И. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», – 224 с. 7. Ломов, А. И. Докладная записка, справка, служебное письмо и служебная записка – что это такое и как их написать / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. – С. 33 – 39.
Благодарим за совместную деятельность. Успехов Вам в осуществлении инновационной деятельности!