Работа с объемным текстом Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры филологии ТОГИРРО телефон кафедры : 8(3452) 390289 89224853185 elena medvedeva 15@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с объемным текстом Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры филологии ТОГИРРО телефон кафедры : 8(3452) elena medvedeva
Advertisements

Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Транксрипт:

Работа с объемным текстом Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры филологии ТОГИРРО телефон кафедры : 8(3452)

Объемный текст Параграф учебника Дополнительная литература по предмету для внеклассного чтения ( Внеклассное чтение по предмету ) ПООП ООО, утв г. (1.2.5 Предметные результаты ) Предметные результаты по истории : « применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.» Предметные результаты по географии : « работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации » Предметные результаты по математике : « характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей » 1

Алгоритмы выработки единых подходов при работе с параграфом 1 1) Создать рабочую ( творческую ) группу учителей - предметников, работающих в одной параллели 2) Презентовать свой учебник ( форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений ) 3) Показать, как строятся параграфы ( выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера ) 4) Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника ( несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале …) 5) Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях 6) Отразить в нормативных документах ОУ 7) Продумать проверку данного умения в СВОКО ( ВШК ) 2 1) Создать рабочую ( творческую ) группу учителей - предметников, работающих в одной параллели 2) Обменяться учебниками, познакомиться со структурой и содержанием ( форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений ) 3) Сравнить, как строятся параграфы ( выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, особо отметить задания межпредметного характера ), выделить общее и различное 4) Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника ( несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале …) 5) Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях 6) Отразить в нормативных документах ОУ 7) Продумать проверку данного умения в СВОКО ( ВШК ) 3 1) Создать рабочую ( творческую ) группу учителей - предметников, работающих в одной параллели 2) Изучить общие требования к работе с параграфом 3) Изучить памятки к каждому учебнику по работе с параграфом, выделить общее и различное 4) Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника ( несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале …) 5) Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях 6) Отразить в нормативных документах ОУ 7) Продумать проверку данного умения в СВОКО ( ВШК ) 2

Формы домашнего задания по параграфу Пересказ ( КАКОЙ ?) ( виды пересказов ) Ответы на вопросы ( ДЛЯ ЧЕГО ?) ( типология вопросов ) Составление плана ( КАКОЙ ? ДЛЯ ЧЕГО ?) ( оформление, виды планов ) Конспектирование ( КАК ? ДЛЯ ЧЕГО ?) ( оформление, виды конспектов ) Подготовка к диагностике ( разработка кодификатора, заданий ) Соотнести данные задания по параграфу с п Метапредметные результаты и п. Предметные результаты в ПООП ООО, кодификатором ОГЭ ( ЕГЭ ) и отразить специфику работы в конкретной параллели 3

Работа с параграфом – читательская деятельность по формированию и развитию читательской компетенции как метапредметного результата Работа с параграфом – читательская деятельность по формированию и развитию читательской компетенции как метапредметного результата ПООП ООО ( утв г., п Метапредметные результаты ) квалифицированный читатель Работа с параграфом – читательская деятельность по совершенствованию навыков работы с информацией Работа с параграфом – читательская деятельность по совершенствованию навыков работы с информацией При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Преемственность НОО Работа с параграфом – читательская деятельность, направленная н а овладение СМЫСЛОВЫМ ЧТЕНИЕМ как метапредметным познавательным УУД ПООП ООО Метапредметные результаты Познавательные УУД 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 4

Работа с параграфом – читательская деятельность Работа с параграфом – читательская деятельность ПООП ООО Предметные результаты ЛИТЕРАТУРА определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы… (в каждом классе – на своем уровне); выражать личное отношение …, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне). основные уровни сформированности читательской культуры (виды деятельности: воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные); типы диагностических заданий) ДЛЯСПРАВКИДЛЯСПРАВКИ 4

Работа с дополнительной литературой по предмету АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ 1) Каждый учитель - предметник составляет список дополнительной литературы по своему предмету для конкретной параллели 2) Обсуждение и корректировка списка всеми преподавателями, работающими в одной параллели 3) Спланировать на межпредметном методобъединении систему работу на уроках и во внеурочной деятельности по данному списку 4) Отразить в нормативных документах ОУ и ( или ) разработать межпредметную программу 5

ФГОС ООО В книге для учителя представлены следующие актуальные аспекты развития читательской культуры школьников : возрастные особенности ; трудности адаптации при переходе из начальной в среднюю школу. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие в логике стандартов нового поколения. Специальный раздел книги посвящен актуальным педагогическим проблемам, поддержки и развития чтения. В качестве возможного способа решения данных проблем предложена надпредметная программа приобщения к чтению. Особое внимание уделяется воспитательному потенциалу чтения. Подчеркивается необходимость сохранения и развития преемственности в чтении разных поколений. В помощь классному руководителю предложена разработка образовательного проекта " Книжное дерево моей семьи ", " Время открытий ", « Большая энциклопедия шестиклассника », ориентированного на взаимодействие учеников, педагогов и родителей. книги классному руководителю 5 ФГОС НОО

- Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ( И. О. Загашев, С. И. Заир - Бек ) - Система филологических задач по пониманию текста ( Л. Г. Борисова ) - Методика развития информационной грамотности ( О. Н. Мяэотс, О. Громова ) - Технология скорочтения ( М. А. Зиганов ) - Методика структурно - логического анализа текста ( Н. И. Козлов ) - Методика « Быстрое чтение » ( О. А. Андреев ) - Методика развивающего чтения ( И. И. Тихомирова ) - Технология формирования информационной культуры личности ( Н. В. Збаровская, Н. И. Гендина ) - Стандарты оценки качества чтения PISA ( понимание текста ) - Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения ( Э. А. Орлова ) - Технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология продуктивного чтения ( Н. Н. Светловская ) - Технологии читательского развития, акмеологическое чтение ( В. А. Бородина ) - Стратегии смыслового чтения ( Н. Н. Сметанникова ) - Чтение как инструментарий метапредметной деятельности ( Ю. Н. Гостева ) - Успешное чтение ( Т. Г. Галактионова ) Технологии и методики организации и оценки читательской деятельности

Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах : как реализовать ФГОС Данное учебное пособие посвящено актуальной проблеме сегодняшнего образования - развитию умений текстовой деятельности, формированию умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе. Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Эти задачи должны решаться силами учителей всех предметов основной и старшей школы. Для них и предназначено данное пособие. В пособии рассматриваются актуальные вопросы компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения. Подробнее : учебное пособие информацией стиля СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ 7 Стратегии предтекстовой деятельности Стратегии текстовой деятельности Стратегии послетекстовой деятельности Стратегии работы с объёмными текстами Стратегии компрессии текста Общеучебные стратегии Стратегии развития словаря Мониторинг качества чтения и понимания текста Первая группа заданий ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения. Вторая группа проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т. е. подтекстовую информацию ; называть время или место действия, персонажей текста ; определять род занятий, основные качества героя ; приводить примеры, подтверждающие проявление характера ; делать выводы. Третья группа концептуальные вопросы проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей ; формулировать свои впечатления и объяснять их ; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста. Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр ; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста. Самомониторинг проводит сам обучающийся

Сравните несколько определений, выберите рабочее понятие для своего ОУ, РМО Учебная стратегия – это набор действий, который предпринимает обучающийся, для того чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее. ( Н. Н. Сметанникова ) Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам. Стратегия читателя – увидеть замысел автора текста, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть. Активное чтение – вдумчивое, сосредоточенное чтение, ориентированное на поиск ответов на заранее поставленные вопросы, предполагающее последующую рефлексию. Смысловое чтение – вид чтения, нацеленного на понимание читающим смыслового содержания 7

Условия для развития читательской компетенции Межпредметное взаимодействие по формированию читательской компетенции (например, «Основы смыслового чтения и работа с текстом») Организация методической работы педагога по формированию читательской компетенции как метапредметного умения например, Поэтапная реализация единого режима работы школы с текстовой информацией ( объемным текстом, с параграфом учебника, планом, пересказом ) в конкретной параллели ( в 5 классах ) 8

Поэтапная реализация единого режима работы школы по работе с текстовой информацией : 1. Актуализация проблемы и целеполагания 2. Обучение специалистов 3. Выработка стратегии, плана действий и технологий обучения чтению. 4. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией. 5. Рефлексия и подведение итогов. 8

1. Актуализация проблемы и целеполагания Оценка состояния проблемы : Первичная диагностика навыков осмысленного чтения и читательских интересов школьников, родителей, педагогического коллектива ; оценка имеющихся ресурсов ; формулирование цели ; создание модели ( портрета ) читателя - школьника 8

2. Обучение специалистов ознакомить с методами, приемами, заданиями, с помощью которых возможно формирование метапредметных УУД : смысловое чтение и работа с текстом. формирование компетенций педагогов по проектированию вопросов, заданий, уроков ( занятий ), направленных на формирование метапредметных умений ( смыслового чтения и работы с текстом ). Повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин Учитель - методист чтения Организация образовательных курсов и консультаций для родителей, чтобы они помогали детям в повышении уровня общей ЧК 8 ПРИМЕР структурной организации межпредметного взаимодействия по формированию и развитию читательской компетенции

Курc для учителей «Грамотность чтения в предметных областях средней школы» (для учителей-предметников 5 (5-9, 5-11) классов) «Чтение +» ТОГИРРО Консультирование Педагогическое сопровождение Методическое сопровождение (задайте вопрос специалистам ТОГИРРО) 8

3. Выработка стратегии, плана действий и технологий обучения чтению : основные принципы принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками ; принцип межпредметной интеграции ; принцип диалогичности при работе с текстом ; принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению ( другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода ); принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами ; принцип непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования ; принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей ; принцип оптимального соотношения технологического и культурно - символического аспектов обучения. Обязательным элементом работы с текстовой информацией должно быть создание вторичных текстов ( рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т. д.), социально и личностно значимых для ученика. 8

4. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией в учебной деятельности ( через стратегиальный подход к чтению, работу с текстовой информацией на уроках всех предметов и т. д.) во внеклассной деятельности ( через уроки поддерживающего чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, организацию работы литературных гостиных, театральных кружков и студий, совместную работу со школьной библиотекой, создание школьного пресс - центра или школьной газеты и т. п.) во внешкольной деятельности ( через организацию совместной работы с другими культурно - воспитательными институтами : библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями ; создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т. д.). Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по реализации единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы. Также необходимо помнить, что для достижения высокого уровня читательской компетенции, в первую очередь, необходимо научить школьников работать с учебной литературой, для чего необходимы следующие действия : коррекция учебных планов с учетом введения единого режима работы учреждения с текстовой информацией ; создание банка дидактических материалов по предметным областям ; создание ( выбор ) инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности школы по данному направлению 8

5. Рефлексия и подведение итогов Обобщение опыта работы своих учителей ( школьный, муниципальный, региональный, федеральный уровни ) Что делается в регионе по повышению читательской компетенции школьников ? 8

Организация работы предметников в ОУ, в сети ОУ ( РМО ) АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНИКОВ 1) Изучить кодификатор и спецификацию диагностической работы ( ОГЭ, ЕГЭ, РСОКО ) 2) Выделить умения, которые недостаточно сформированы у детей 3) Соотнести эти умения с ПООП ООО ( Метапредметные результаты ) ( заполнить таблицу 1) 4) Установить соотношение между умениями с другими предметными областями ( таблица 2,3) 9

Организация работы предметников в ОУ, в сети ОУ ( РМО ) ТАБЛИЦА 1 ПООПумения ОГЭ кодификаторзадания выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей ; представлять информацию в сжатой словесной форме ( в виде плана или тезисов ) и в наглядно - символической форме ( в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов ); 2.1 АУДИРОВАНИЕ и ЧТЕНИЕ адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения ( цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию ) 3.1 ПИСЬМО воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( план, пересказ, изложение ) 1 изложение Письменный ответ 9

Организация работы предметников в ОУ, в сети ОУ ( РМО ) ТАБЛИЦА 2 ПООП УУДумения ОГЭ кодификатор РЯумения ОГЭ кодификатор ОБЩ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям ; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки ; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи ; 3.2 Создавать тексты различных стилей и жанров ( отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление ) 3.3 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения 3.4 владеть различными видами монолога и диалога 3.5 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста ( логичность, последовательность, связность, соответствие теме …) 3.6 адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности : к прочитанному, услышанному, увиденному - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки ; человека как социально - деятельное существо ; основные социальные роли - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов ( включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства ) - приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений ; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм ; деятельности людей в различных сферах - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 9 ПООП УУДумения ОГЭ кодификатор РЯумения ОГЭ кодификатор ИСТ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности ; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. - создавать письменные « клишированные » и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств ; 3.3 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения 3.4 владеть различными видами монолога и диалога 3.5 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста ( логичность, последовательность, связность, соответствие теме …) 2.5 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, Терминов 2.6 давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников 2.7 использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ ( в том числе сочинений ) ТАБЛИЦА 3

Чтение – один из истоков мышления и умственного развития В. А. Сухомлинский Чтение - « способ своего интеллектуального развития » Д. С. Лихачев … читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить В. А. Флёрова