История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Раздел 1. Лекция 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое объединение учителей истории и обществознания Вязниковского района представляет предмет ИСТОРИЯ ГОД.
Advertisements

Методическое объединение учителей истории и обществознания Вязниковского района представляет предмет ИСТОРИЯ ГОД.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Тестовое задание. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры : А) фольклористика Б) лингвистика В) археология.
Что изучает история Древнего мира?
Вспомогательные исторические дисциплины. (ВИД) Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Археология – наука, изучающая историю общества по материальным.
Здравствуйте, меня зовут ….. С вами я буду изучать новый для вас предмет.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Социальное познание. Особенности социального познания Часть общества Изучает общество Общество изучает само себя, через деятельность входящих в него людей.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Вспомогательные исторические дисциплины Элективный курс Учитель истории Баранова Ольга Тимофеевна МОУ «СОШ 7»
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Кандидат исторических наук Воробьева Светлана Евгеньевна.
Этапы развития исторического знания. Этапы развития исторического знания. Михнева Н.В. учитель истории и обществознания МОУ «Гимназии 1» г. Новоалександровска.
Транксрипт:

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Раздел 1. Лекция 1

Что объединяет эти изображения?

Исторические источники Вещественные (предметы материальной культуры, памятники старины музейных коллекций) Письменные (документы, летописи, воспоминания, рукописные и печатные книги, архивные и библиотечные источники) Письменные источники по Древней Руси: Летопись, список Повесть временных лет Летописный сборник, свод Списки «Повести временных лет: Новгородский, Ипатьевский, Хлебниковский, Погодинский, Троицкий, Лаврентьевский, Академический Лингвистические Этнографические Устные, фонические (звуковые), видовые (фольклорные, этнографические записи традиционных культур)

Изучение истории позволяет: Не повторять ошибок прошлого Воспитать гражданина и патриота Развивать духовно-нравственный мир и национальное самосознание школьника Осуществлять социализацию в последующей жизни

Социализация через изучение истории Умение самостоятельно извлекать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать её. Овладение умением совместной деятельности, навыками контроля и оценки её и своего вклада. Творческое решение учебных и практических задач Овладение монологической и диалогической речью

Что такое история? Геродот - отец истории ( 484 – около 425 г до н. э.) Галикарнас (Бодрум) – родина Геродота История в переводе с греческого: расследование, узнавание, установление

История это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях.

Предмет науки история История – наука о прошлом

История – наука о настоящем человечества

Неоднозначность предмета истории социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. материалисты: закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ (Этот подход отдает приоритет экономике, обществу а не людям при объяснении причинности). либералы: человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. известный французский историк Марк Блок: историю – наука о людях во времени. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка.

Природа Человек Общество История – это процесс развития и взаимодействия человечества и природы.

Многообразие объектов изучения История Экономика Политика Социальные отношения Духовная жизнь Объектом изучения исторической науки является человеческое общество.

Пирамида исторических наук

антропология археология генеалогия геральдика историография нумизматика ономастика палеография сфрагистика топонимика фольклористика хронология этнография Вспомогательные исторические дисциплины

Функции истории 1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая закономерность, прослеживающаяся на протяжении определенного времени) общественного развития. 2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений) 3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития) 4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел)

Содержанием истории служит исторический процесс Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

ОЭФ

Практическое занятие 1. Часть 1. Структура и тенденции исторического процесса. Государственность восточных славян и Киевская Русь План: Наука. Отличие естественных и общественных наук. Признаки науки. Признаки истории как науки. Объект, предмет, источники истории. Основные элементы исторического процесса и критерии его анализа. Периодизация исторического процесса. Особенности его типов и стадий. Причины, обстоятельства и ареал смены типов и стадий культуры. Общественно-экономическая формация. Формация и цивилизация как основные характеристики исторического процесса. Кризисы. Особенности и проблемы российской цивилизации Государственность восточных славян и Киевская Русь. Этногенез восточных славян. Появление государства и первые правители. Отношения с Хазарией. Христианизация Руси. Общественный строй. Распад Киевской Руси.