Примерные требования к рабочим программам дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта Лопуга Елена Владимировна, доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Составление программ дополнительного образования.
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Рекомендации по составлению. Обоснование В соответствии с п.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение РФ «Об образовании» образовательное.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель географии Офилат Р. Я.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Транксрипт:

Примерные требования к рабочим программам дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта Лопуга Елена Владимировна, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий АКИПКРО

Виды учебных программ: примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России (Минспорт России), который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному виду спорта; авторская учебная программа – документ, созданный на основе примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует ее экспертиза и апробация.

Виды учебных программ: рабочая программа учебного курса (модуля) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного контингента обучающихся (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа описывает национально- региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Рабочая программа по дополнительному образованию Рабочая программа по дополнительному образованию относится к основным документам, содержащим требования к уровню подготовки учащихся в системе дополнительного образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что рабочая программа по дополнительному образованию относится к компетенции образовательного учреждения.

Рабочая программа по дополнительному образованию является индивидуальным инструментом преподавателя, в котором тот отражает наиболее эффективные для дисциплины формы и методы организации образовательного процесса. Призвана учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, целевые ориентиры образовательной деятельности, инновационные методы, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения и многие другие.

Рабочая программа по дополнительному образованию Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены основные требования к рабочей программе дополнительного образования. Каждое образовательное учреждение внутренним локальным актом может утвердить форму записи, текстовой вариант рабочей программы. Рабочая программа по дополнительному образованию может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе по какой-либо дисциплине. Можно вносить коррективы во все структурные элементы примерной программы, учитывая требования своего учреждения дополнительного образования и особенностей обучаемых.

Рабочая программа по дополнительному образованию - это документ, составленный с учетом особенностей образовательного учреждения системы дополнительного образования и особенностей учащихся конкретных видов и дисциплин; должна давать представление о том, как в деятельности педагога дополнительного образования реализуются различные компоненты государственного образовательного стандарта конкретной дисциплины системы дополнительного образования; - индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы содержание, формы и методы организации образовательно- тренировочного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям примерной (авторской) программы; как основной компонент образовательной программы учреждения дополнительного образования является средством фиксации содержания образования.

Рабочая программа по дополнительному образованию - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования в детском объединении, основывающийся на примерной (модифицированной, адаптированной) или авторской образовательной программе детского объединения; в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы. В данном случае рабочая программа составляется педагогом самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Нормативная база для составления рабочих программ Закон «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Примерные требования к программам дополнительного образования детей Устав учреждения, (созданный на основе Примерного Устава образовательного учреждения дополнительного образования детей, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта) Другие законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей и спортивных школ.

Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); Направленностям дополнительных образовательных программ (спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, профильное обучение, ЮИД); Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: Создание условий для развития личности ребенка; Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; Профилактику асоциального поведения; Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур; Укрепление психического и физического здоровья детей; Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Порядок разработки рабочей программы Рабочая программа составляется ежегодно тренером- преподавателем по определенному виду спорта на учебный год (период, ступень обучения, этап подготовки) и рассчитана, как правило на период с по следующего календарного года. Проектирование содержания осуществляется индивидуально каждым тренером-преподавателем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением по данному виду спорта. Допускается разработка Программы коллективом тренеров- преподавателей одного методического объединения (данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора Учреждения). Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методически материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная рабочая программа.

Содержание рабочей программы Пояснительная записка Годовой учебный план (Учебно-тематический план) Годовой учебный план-график (Календарно- тематический план) Содержание дисциплины План воспитательной работы Требования к уровню подготовки обучающихся Формы контроля Учебно-методический комплект Перечень учебного оборудования и наглядных пособий Поурочное календарное планирование Методические материалы: (литература, интернет- ресурсы, сайт федерации вида спорта, обучающие программы на компакт-дисках и др.)

Титульный лист должен содержать: наименование учреждения; грифы принятия и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения) название вида спорта, для которого написана программа; указание этапа и года подготовки; фамилию, имя, отчество тренера- преподавателя; период на который рассчитана рабочая программа год составления программы.

1. Пояснительная записка Тип программы (типовая, унифицированная, адаптированная, авторская). Вид программы (образовательная, досуговая); Направленность программы; Возраст детей, участвующих в реализации данной программы; Принципы набора детей в объединение, формирования групп; На основе какой конкретной программы (примерной, авторской, модифицированной) разработана программа; Отличительные особенности данной программы от других программ, Новизна, актуальность, педагогическая сообразность, Основные цели и задачи этапа и года обучения;

1. Пояснительная записка Особенности методики преподавания данного вида спорта; Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); годовая и недельная нагрузки групп каждого года обучения, количество часов, на которое рассчитана программа); Методы и формы обучения; Ожидаемые результаты и способы определения их результативности; Формы подведения итогов реализации программы; Итоги апробации программы за прошедшие годы, творческие и иные достижения как отдельных обучающихся, так и всего коллектива; Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса, педагогическое обеспечение, охрана здоровья и жизни детей во время образовательного процесса).

Содержание программы 2. Годовой учебный план (Учебно-тематический план) включает в себя основное содержание всех разделов/тем этапа и года обучения на который рассчитана рабочая программа с указанием времени на их освоение. 3. Годовой учебный план-график (Календарно- тематический план) включает в себя помесячное распределение количества часов всех разделов/тем этапа и года обучения на который рассчитана рабочая программа, планируемые и фактические даты проведения занятия.

Содержание программы 4. Содержание дисциплины отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий), процентное соотношение распределение количества часов разделов/тем от общего объёма учебных часов, рассчитанных на этап и год обучения на который рассчитана рабочая программа.

Содержание программы 5. План воспитательной работы культурно-массовые мероприятия; спортивно-оздоровительные; спортивно-массовые мероприятия; беседы воспитательного характера и др.

Содержание программы 6. Требования к уровню подготовки обучающихся что должен освоить обучающийся на данном этапе и годе обучения данному виду спорта 7. Контрольно-переводные нормативы контрольные нормативы для данного этапа и года обучения

Содержание программы 8. Учебно-методический комплект 1. Рабочая программа 2. Рабочая тетрадь тренера-преподавателя 3. Журнал учёта групповых занятий 4. Учебное оборудование: секундомер и т.п. 9. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий Опись используемого в учебном процессе спортивного инвентаря с описанием мест проведения занятий

Содержание программы 10. Поурочное календарное планирование: общая характеристика тренировочных занятий; тренировочные средства и общая продолжительность; интенсивность; упражнения; методические указания. 11. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. 12. Дополнительные методические материалы: Литература, интернет-ресурсы, сайт федерации вида спорта, обучающие программы на компакт -дисках, используемые тренером-преподавателем в учебном процессе и др.

Порядок принятия и утверждения рабочей программы Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 октября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: Обсуждение Программы на заседании Педагогического совета; Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов (не является обязательной). Утверждение директора приказом по учреждению. Первый экземпляр рабочей программы и электронная копия передаются тренером-преподавателем заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Второй экземпляр рабочей программы используется тренером-преподавателем в учебном процессе для ведения журналов учёта групповых занятий. При несоответствии Программы установленным требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

В процессе реализации программы возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности группы, темпов освоения программы и других ситуаций Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом, курирующим данное направление, утверждены директором учреждения и отражены в Листе дополнений и изменений.

Записи в журнале учета групповых занятий, журнале индивидуального обучения ведутся строго в соответствии с календарно – тематическим планированием. Допускается частичное уплотнение отдельных тем в силу производственной необходимости.

Тренер-преподаватель обязан на каждое учебно-тренировочное занятие иметь поурочное планирование, которое должно соответствовать особенностям группы и этапа обучения. Не допускается подмена индивидуального поурочного планирования печатными изданиями, так как они не учитывают особенности группы, индивидуальный стиль педагога, условия тренировочного процесса.