1 Особенности преподавания предметных областей «Информатика» и «Технология» в условиях введения ФГОС в 2015-2016 учебном году.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Advertisements

Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
«Требования к рабочим программам учителей начальных классов»
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Транксрипт:

1 Особенности преподавания предметных областей «Информатика» и «Технология» в условиях введения ФГОС в учебном году

Педагогические проблемы Переход от предмета центрированной модели обучения к личностно-центрированной; Переход к субъект-субъектным взаимоотношениям между участниками образовательного процесса; Переход к практике ориентации образовательного процесса на достижение планируемых (ожидаемых) результатов образования от практики «обучения по учебнику»

Получаемая информация усваивается следующим образом Лекция – усваивается 5 % информации. Чтение – 10%. Аудиовизуальные средства – 20 %. Демонстрация – 30%. Дискуссии – 50%. Практические действия – 70%. При обучении других усваивается -90% информации.

4 Основная цель российского образования Основная цель российского образования 44 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Стандарт -комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта -минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей -гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану Шаблон – трафарет, лекало Стандарт – установленная норма, минимальные требования Гарантия – обязательства, обеспечение, ответственность

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Учебная деятельность-это самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?

Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?

Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?

Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются методы - групповой, - индивидуальный) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляют коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно на всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Требования к уроку

13 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

14 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

15 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

16 Требования к структуре основная образовательная программа –целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)

Стандарт как совокупность трех систем требований: К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ

БУП основного общего образования для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке ; Вариант 1 Предметные Учебные предметы Количество часов в неделю области классыVVIVIIVIIIIXВсего Обязательная часть Русский язык Филология Литература Иностранный язык Математика 5510 Математика и Алгебра 3339 информатика Геометрия 2226 Информатика 1113 История Обществознание География Основы духовно- 1/00,5 нравственной культуры народов России Физика 2226 Естествознание Химия 224 Биология Искусство Музыка 1113 Изобразительное искусство Технология ФизическаяОБЖ1113 культура и ОБЖФизическая культура Итого:28, ,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) [1

БУП основного общего образования для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке ; Вариант 2 [1 Предметные Учебные предметы Количество часов в неделю области классыVVIVIIVIIIIXВсего Обязательная часть Русский язык Филология Литература Иностранный язык Второй иностранный язык Математика 5510 Математика и Алгебра 3339 информатика Геометрия 2226 Информатика 1113 История Обществознание География Основы духовно- 1/00,5 нравственной культуры народов России Физика 2226 Естествознание Химия 224 Биология Искусство Музыка 1113 Изобразительное искусство Технология ФизическаяОБЖ1113 культура и ОБЖФизическая культура Итого:30, ,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы Основное общее образование (5-9 классы) Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает развитие компетенций в области учебно- исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность, профориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа коррекционной работы

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса, по годам обучения Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; систему оценивания планируемых результатов обучения; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса внеурочная деятельность учащихся по предмету информационные источники. Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы. Структура рабочей программы определяется локальным актом образовательного учреждения На основании требований ФГОС основного общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

Работа по Таблице 1

Технологическая карта для составления рабочей программы. Рабочая программа отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе : ФГОС ; Примерной программы ; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ; программы формирования универсальных учебных действий. п/п Составные компоненты Рабочей программы Источник информации 1. Пояснительная записка - нормативная основа разработки рабочей программы; 1. ФГОС 2. Фундаментальное ядро ООП. 3.«Примерная программа основного общего образования.» М. : Просвещение г Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. - наименование учебной программы (примерной и авторской), на основе которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами библиографического описания; 1.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 2. Авторская программа:

- используемый учебно-методический комплект;УМК (расписать по разделам) - цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний, умений, ключевых компетенций обучающихся; 1. ФГОС 2.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. - обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся; 1. Основная образовательная программа ОУ: а) школьный компонент б) региональный компонент - межпредметные связи учебного предмета;1. Авторская программа: -требования к результатам обучения; 1.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. - количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа; 1. Учебный план ОУ 2..«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. - особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности, виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы контроля. 1. ФГОС 2. Основная образовательная программа ОУ:

2.Учебно-тематический план 1. Учебный план ОУ 2.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 3. Раздел «Содержание учебного предмета» 1.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 4. Раздел «Система оценивания планируемых результатов обучения» 1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение «Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 5. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» 1.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г.(Рекомендации по оснащению учебного процесса) Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 2. Авторская программа:

6. Раздел «Внеурочная деятельность учащихся по предмету» 1. Учебный план ОУ 2. Основная образовательная программа ОУ 3.«Примерная программа основного общего образования.» М.. : Просвещение.2010 г. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. М. : Просвещение.2010 г. 7. Раздел «Информационные источники»Указывается основная и дополнительная учебно-методическая литература для учителя, а также основная и дополнительная учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET- ресурсах.

Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендована, допущена. edu.crowdexpert.ru Могут ли использоваться примерные учебные программы как рабочие программы? Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения или определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Разрабатывается на основе положения, где определена структура

Программы нового поколения проектируются на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками ключевых компетентностей (УУД) или способностей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Совокупность сведений (предметное содержание) Процедуры усвоения способов деятельности школьниками (условия усвоения предметного содержания) и

Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Примерный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа проектируется и разрабатывается (1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и (2) с учетом примерной программы по учебному предмету (курсу).

Начальная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6. содержание учебного предмета, курса; 7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Основная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. содержание учебного предмета, курса; 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Титульный лист Пояснительная записка Общая характеристика программы общая характеристика учебного предмета (курса) цели и задачи изучения учебного предмета (курса) описание места учебного предмета (курса) в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) Основное содержание Тематическое планирование Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); классы (параллели), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы.

В «Пояснительной записке» : дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования; определяются цели и задачи изучения курса; характеризуется место учебного предмета в учебном плане; указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Например: Мир экономики Выпускник научится: понимать и правильно использовать основные экономические термины; распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; характеризовать функции денег в экономике; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться: оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Например: История Древнего мира Выпускник научится: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно-популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя) Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.) Информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.) Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.) Не перечислять учебники и литературу

Аспект содержания Стандартный словесный оборот Актуальность и причины введения учебной дисциплины В настоящее время актуальность приобретает… К числу наиболее актуальных проблем относится… Причины введения курса «__» заключаются в … Необходимость введения курса обусловлена… 2. Роль и место курса в структуре учебного плана Особое место данного курса в профессиональной подготовке … обусловлено … В структуре учебного плана… Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как … Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как…

12 3. Соответствие программы государственному образовательному стандарту ВПО (квалификационным характеристикам выпускников) Данная программа построена в соответствии с требованиями ГОС… Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности (специализации)… Программа разработана с учетом квалификационных характеристик выпускников… 4. Цель и задачи учебного курса. Целью настоящего курса является … Данный курс преследует цель… В ходе её достижения решаются задачи… Основные задачи курса заключаются в … 5. Структура курса Курс предусматривает изучение…, ознакомление… Курс включает следующие разделы (модули):… В курсе освещаются следующие темы (проблемы, вопросы, разделы):… В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы (модули):..

12 6. Особенности изучаемого курса Особенность изучаемого курса состоит в … Специфика данной учебной дисциплины обусловлена… Отличительными чертами данного курса являются… 7. Формы организации учебного процесса Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ… Изучение курса с применением ДОТ предполагает использование таких форм работы, как Интернет-конференции, видео- и слайдлекции, чаты, форумы, консультации и др. 8. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении курса Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий… Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе…

9. Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника В результате освоения курса обучающийся должен знать основные понятия и методы, этапы развития…, принципы организации…, уметь формулировать …, ставить задачу…, проводить…, пользоваться… 10. Объем и сроки изучения Курс «_____» общим объемом __ час. изучается в течение ___ семестров 11. Виды контроля знаний обучающихся и Курс завершается зачетом в ___ семестре и экзаменом в __ семестре. При этом к экзамену студент должен представить…, продемонстрировать..., показать…, провести… Изучение курса завершается экзаменом (зачетом), который включает … Обязательным условием допуска обучающегося к экзамену (зачету) является выполнение… и представление…

Типичные нарушения В пояснительной записке общие фразы, которые не отражают сути Не прописана в локальном акте процедура утверждения Учитель работает по программе, которая не утверждена Нет корректировки программ и экспертизы (актированные дни). Если материал осваивали дистанционно, проверяется результат усвоения Рабочие программы по платным образовательным услугам отражают реализацию стандарта

Организационные модели реализации содержания образования Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в неделю Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Социально е Общеинтелл ектуальное Общекуль турное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструктор ское бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность 1 «Ключ и Заря» Научный клуб 1 «Мы и окружающи й мир» Научный клуб Занимательн ая экология Исследовател ьская лаборатория 1 Компьютерн ая долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 2 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов

Форма тематического плана учебной дисциплины Наименование разделов и тем Макси- мальная учебная нагрузка обучающих ся Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоя- тельная работа обучающихс я Всего Лаборат орные занятия Практич еские занятия

Задание. Сформулируйте определение: Урок – это…. Урок- организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенный срок.

традиционный и современный, комбинированный (без доминирующей цели), синтетический или безэтапный, адаптивный или эффективный, интегрированный или бинарный, нестандартный, проблемный, развивающий, эвристический, инновационный, личностно-ориентированный и даже классический. Хороший – какой это урок? Урок как целостная дидактическая система

Отбор учебного материала !!! Все наносное, необязательное, ту шелуху, которой оброс современный урок, необходимо безжалостно отсеивать как излишество и перебор

Выбор методов и приемов обучения !!! Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания. «Метод» и «способ» - это слова синонимического ряда. Урок как целостная дидактическая система

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке !!! Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которой учитель добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы

Оценочная деятельность на уроке !!! Контроль – это процедура получения информации о деятельности и ее результатах. Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированной цели. Оценить – значит, установить степень, уровень или качество. Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении. Отметка – это результата процесса оценивания, его условно - формальное выражение, то есть выражение в баллах.

Урок и домашнее задание !!! Домашнее задание должно быть: - логическим продолжением прошедшего урока и началом следующего - оптимальным по объему - вариативным по содержанию - и прежде всего необходимым самому ученику.

Рефлексия (прием обратной связи) !!! В конце урока учитель просит поднять руки тех, кто сможет ответить на подобранные разноуровневые вопросы. Первый вопрос – для выявления уровня знаний стандарта Второй - повышенного уровня Третий – творческий уровень. Количество поднятых рук будет свидетельствовать о результативности усвоения главной идеи содержания учебного материала.

Шаблон анализа урока Соответствие цели урока учебно - тематическому плану : да нет Каждый учащийся знает цель урока : да нет Учебная деятельность строится по алгоритму : да нет Количество этапов в алгоритме : ___ Время урока использовано полностью : да нет Информационная оснащенность урока : да нет Организационная подготовленность урока : да нет Техническая подготовленность урока : да нет Разнообразие форм учебной деятельности учащегося : ___ Отсутствие конфликтных ситуаций на уроке : да нет Фиксация результативности урока : да нет Удовлетворенность учителя уроком : да нет

Формирование универсальных учебных действий 900igr.net

В чем заключается задача школы ? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний ; умение связать новые знания с жизненным опытом.

Надпредметные компетенции ученика : способы получения информации ; умение работать в группах и самостоятельно ; умение принимать решения ; умение проявлять творческие способности ; умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности ; использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.

Универсальные учебные действия Близкие понятия : общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.

Группы универсальных учебных действий : 1) личностные ; 2) регулятивные, включая саморегуляцию ; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково - символические ; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования ; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно - образовательную среду.

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллектив- ный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учени- ками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделиро- вание Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаи-модействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и бук- венной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

4.Конструиро- вание нового способа действия. Построение ориентирован ной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят кол- лективное иссле- дование, конст- руируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильно- стью выпол- нения спосо- ба действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют исполь- зовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль.Диагностическая работа (на выходе) :организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно- оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по резуль тату

Тема урока:Тип урока: Цель:Задачи: Планируемые результаты Предметные МетапредметныеЛичностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя:Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя:Содержание деятельности учащихся 1. Актуализация необходимых знаний: 2. Мотивация познавательной деятельности: 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Дополнительные творческие задания: Диагностика достижения планируемых результатов: Самоанализ Достижения ЗатрудненияПредложения Структура технологической карты урока

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

Второе. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Слова-ориентиры для определения целей урока Традиционный («знаниевый») подход Компетентностный подход Понимать требования Научить формулировать цели Знать (сформировать знание о…) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний Систематизировать Научить систематизировать Обобщать Научить выявлять общее и особенное Научить выполняь определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Научить выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научить применять Проверить Научить приемам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

Третье. 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4. Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются уже на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные,общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные, целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные, планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует) Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные, коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Пятое. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что- то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое. Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; Как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? и т.п.»

Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Соблюдение единого орфографического режима Обеспечение активного учения каждого школьника

Плюсы современного урока Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений

Плюсы современного урока Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию). Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Включение компьютеров в педагогические технологии. Дифференциация домашних заданий. Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Плюсы современного урока Обеспечение благоприятных гигиенических условий. Обеспечение эстетических условий Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Имидж учителя. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения. Оценка и самооценка работы учителя

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Портфель достижений ученика Инструменты динамики образовательных достижений ГИА ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях

Информационное обеспечение введения ФГОС Обсуждение www. isiorao.ru Официальные документы

Творческих успехов !