Школьный учебник: предмет для спора или игра интересов? ОНЛАЙН-СОВЕЩАНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273-фз Выступление на педагогическом совете г. зав.библиотекой.
Advertisements

« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Нормативные правовые основания использования электронной формы учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела.
О деятельности администрации ОУ по вопросу формирования заказа на учебники на учебный год Информационно-диагностический центр управления образования,
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Нормативные правовые основания использования учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела развития образовательных.
Правовой инструментарий экспертизы как механизм качества авторских педагогических разработок Астапенко Е.Л. методист МУ «Информационный методический центр»
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Нормативно-правовые основания обеспечения учащихся учебной литературой.
С чего начать? Закупка электронных форм учебника.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Особенности программно-методического обеспечения УП Н.И.Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО.
Page 1 Рабочие программы. Page 2 Нормативная база Статья 28. Закон «Об образовании в РФ» -к компетенции ОУ относится разработка и утверждение образовательных.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Транксрипт:

Школьный учебник: предмет для спора или игра интересов? ОНЛАЙН-СОВЕЩАНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПАЛАТАМИ

Учебник – книга для обучения какому-либо отдельному (???) предмету (С.И. Ожегов). Учебник – книга, содержащая систематическое изложение (???) знаний в определённой области (Википедия).

Учебник – основное средство обучения Образование Ученик Учитель Учебник

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Обходит ряд вопрос (создание учебников – дело государства или коммерциализированных издательств?). Сегодня фактически НМС по учебникам работает только с предложениями от издательств. Государство не формулирует госзадание (особенно критична ситуация в спец. (коррекц.) образовании и в области изучения русского языка как неродного). - Содержит ряд противоречивых формулировок. - Ставит заведомо невыполнимые задачи.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. 4. Организации для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников…; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий… Как правило, закупку учебников производит не сама организация, а некий региональный оператор. Образовательная программа первична! Федеральный перечень учебников – это возможность за счет бюджетных средств на 5 лет закупать учебную литературу. Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009 г Перечень организаций формировался и будет формироваться при проведении выборочной экспертизы учебных пособий (экспертизе подлежат не более 5 % учебных пособий издательства).

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников…, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, … бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Бесплатно – это гарантированное конституционное право! Понимая, что оно не исполняется, книгоиздатели придумали понятие учебно-методического комплекса (УМК), включающего, кроме основного учебника, рабочие программы, методические материалы, рабочие тетради, задачники, контрольно-измерительные материалы, словари и даже иногда учебное оборудование. Учебник перестал быть самодостаточным, что подталкивает закупать за счет средств родителей дополнительную литературу.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.

Результаты анкетирования 1. Преподавая предметы в параллели, Вы работаете: по одному учебнику – 70 % двум – 30 % трем или более – 0 % 4. Назовите три слабые стороны учебника, которым Вы пользуетесь: сокращение дидактического материала учебные ситуации далеки от проблемных несовременный материал для уроков развития речи

5. Почему этот учебник является основным в Вашей работе? этот учебник коллегиально выбрали родители – 0 % это мой личный выбор – 30 % этот учебник определила администрация – 20 % этот учебник есть в школе – 50 %

10. Какими учебно-методическими ресурсами Вы пользуетесь дополнительно, работая с выбранными Вами учебниками по предметам? примерными рабочими программами – 45 % рабочими тетрадями – 50 % дидактическими материалами – 40 % диагностическими материалами – 60 % аудио приложениями – 30 % медиа материалами – 25 % электронными ресурсами – 40 %

Вопрос внедрения электронных учебников Право выбора организации или ученика (родителя), каким учебником пользоваться??? - Электронная образовательная среда максимально дружественна современному школьнику по заложенным в ней возможностям. Однако в преддверии нового учебного года напомню слова Почетного работника образования, врача Владимира Базарного: «Здоровых школьников у нас больше нет. Есть недообследованные. Это – национальная катастрофа!». - Печатный учебник внутренне систематизирован и даже концептуализирован. Что с ним получается в электронном виде? Он разложен по различным категориям: по уровням образования, по темам, по форме и типу хранения, по содержанию с указанием вида материалов – текст, видеозапись, аудиоматериал, материал может быть объяснением изучаемого явления, для контроля, для повторения. И вроде в этом нет ничего плохого. Но, с философской точки зрения, в новой среде учебник оказывается как бы разделенным и разрезанным на части, он фрагментирован (есть такое понятие «квантование текста»!) – не приводит ли это к разрушению личности?! Не целостной личностью управлять в разы легче!!!

Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки РФ - Создан в начале 2014 года согласно новому Порядку формирования федерального перечня учебников. - По новым правилам, экспертизы учебников проводятся не только для включения учебников в Федеральный перечень, но и для исключения из него. Статистика: в самом начале работы Совета в Федеральном перечне было около 3000 единиц учебников, сегодня в половину меньше. Решения Совета до сих пор оспариваются издательствами в судах. Основной вопрос: не уходят ли из Федерального перечня хорошие учебники? что необходимо сделать в ближайшее время для обеспечения объективности и справедливости решений данного Совета? 1. В Федеральный перечень входят исключительно учебники, представляющие завершенную предметную линию ??? 2. Сводить счеты необходимо не с издательствами в целом, а с конкретными продуктами издательств. Есть в конце концов понятия презумпции невиновности, права на ошибку. 3. Совет должен выбирать экспертные организации и назначать экспертов.

Достижения - Под напором некоторых депутатов Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ удалось добиться проведения экспертизы учебников не за счет средств правообладателей. - Создание силами Минобрнауки РФ специального сайта поддержки Федерального перечня учебников.

Движение Минобрнауки РФ к открытости – сайт поддержки Федерального перечня учебников

Предложение от Комиссии по развитию науки и образования ОПРФ Создание портала (сайта, страницы сайта, страницы в социальных сетях) «Народная экспертиза учебников»

Предыстория проекта Сайт приглашал педагогов и всех заинтересованных к участию в работе сайта Федерального Совета по учебникам Министерства образования и науки РФ. Каждый желающий мог, предварительно зарегистрировавшись на сайте, беспрепятственно оценить качество учебников по предложенным критериям, дать комментарии к поставленным оценкам, задать вопросы или высказать пожелания относительно качества какого-то отдельного учебника из Федерального перечня прямо на странице, которая представляла всю информацию об интересующем вас учебнике. Мнения и отзывы было очень важны прежде всего для авторов учебников!

Структура и содержание портала Цель портала – формирование системы общественно-государственной (народной) экспертизы учебников. В отличие от сайта Минобрнауки РФ, целью которого по сути является исключительно информационное и организационно- методическое сопровождение деятельности Научно-методического совета по учебникам. Куратор портала – Комиссия по развитию науки и образования ОПРФ. В отличие от сайта Минобрнауки РФ, куратором которого назначено само Минобрнауки РФ. Наполнение портала: реальные (независимые) отзывы зарегистрированных пользователей, сканы (фото) страниц из учебников для аргументации позиций, автоматизированное выстраивание рейтингов учебников, мнения СМИ об учебниках и т.д. В отличие от сайта Минобрнауки РФ, на котором размещаются официальные документы, открытые сведения об издательствах и экспертных организациях, осуществляется поиск учебников, проводится консультационная работа и т.д.

Вопрос о единых (базовых) учебниках Миф о децентрализации западноевропейского образования. Польша Учебников много. Но Стандарт среднего образования в Польше довольно жесткий, и отступать от него нельзя. Все учебники проходят серьезную (!) экспертизу, причем абсолютно открытую: публикуются не только отзывы, но и имена давших их экспертов. Понятно, что «протолкнуть своего автора» при такой системе немыслимо. Германия Единой системы среднего образования в Германии нет, но есть общегерманский научный консенсус по трактовке основных понятий, культурных явлений, исторических событий и пр. В школьном курсе последовательно обозначены сначала знание фактов, а затем умение ими оперировать.