СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ лекция. План лекции 1.Характеристика глобальной современности. 2.Характеристика современного постиндустриального (информационного)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УДАЧИНОЙ АНАСТАСИИ СТУДЕНТКИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОП-106. Основные понятия, структура и функции социальной защиты.
Advertisements

Социальные модели государства. «Социальное государство» - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную.
закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной.
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Выбор социальной модели государства для России. новой социальной модели государства Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила.
Вопросы для обсуждения : 1. Социально - защитная функция государства. 2. Социальное страхование в РФ. 3. Пенсионная система в РФ.
Выполнил: студент группы ЭМ-05 Леонов Алексей. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Основы медицинского страхования граждан РФ Преподаватель: Помазанова Е.В.
Социальное и экономическое содержание заработной платы и оплаты труда.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Социальное страхование это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема 8. Экономические основы деятельности социальных служб. Предпринимательство в социальной сфере.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
LOGO Социальная и экосоциальная рыночная экономика.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Принципы и модели социального государства Выполнила студентка группы ВЗБЭК-21 ВЗБЭК-21 Абросимова Александра Абросимова Александра.
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ лекция

План лекции 1. Характеристика глобальной современности. 2. Характеристика современного постиндустриального (информационного) общества. 3. Социальная работа за рубежом: социальная работа в США (репродуктивная система); социальная работа в Швеции (радикальная система); социальная работа в Германии (смешанная система).

«Для планирования жизни не лишним являются попытки понять время, в котором живёшь.» С.П.Капица

Всеобщая хронология 13,7 млрд. лет назад – Большой Взрыв. 5 млрд. лет назад – рождение Солнца. 4,6 млрд. лет назад – образование Земли. 3,8 млрд. лет назад – появление на Земле живой материи. 450 млн. лет назад – появление растений. 150 млн. лет назад – появление млекопитающих. 2-7 млн. лет назад – начало антропогенеза тыс. лет назад – появился современный человек.

5-2 млн. до 0,5 млн. лет назад - появление вида Homo erectus. Следы Человека прямоходящего обнаружены в разных местах Южной Африки в породах с определенным геологическим возрастом 0,5 млн. до 35 тысяч лет назад - появился вид Homo sapiens erectus. Человек разумный прямоходящий отличался использованием примитивных каменных орудий труда, огня и коллективным образом жизни

35 тысяч лет назад и до настоящего времени Homo sapiens sapiens. Человек современный реализует свои творческие способности…

С биологической точки зрения, за последние 35 тысяч лет человек не изменился.

ФАЗЫ ИСТОРИИ по И.М.ДЬЯКОНОВУ I фаза – ПЕРВОБЫТНАЯ: 35 тысяч – 12 тысяч лет назад. II фаза – ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ: 12 тысяч – 5 тысяч лет назад. III фаза – РАННЯЯ (ОБЩИННАЯ) ДРЕВНОСТЬ: 5 тысяч – 3 тысячи лет назад. IV фаза – ПОЗДНЯЯ (ИМПЕРСКАЯ) ДРЕВНОСТЬ: 3 тысячи – 1,5 тысячи лет назад. V фаза – СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: 1,5 тысячи – 0,5 тысяч лет назад. VI фаза – СТАБИЛЬНО-АБСОЛЮТИСТСКОЕ ПОСТСРЕДНЕВЕКОВЬЕ: лет назад. VII фаза – КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ: лет назад. VIII фаза – ПОСТКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ (СОВРЕМЕННАЯ): длится уже ~ 50 лет.

Динамика количества поколений людей по фазам исторического развития

Динамика роста числа населения по фазам исторического развития

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1. Проблема нехватки продуктов питания и воды. 2. Проблема нехватки энергоресурсов. 3. Проблема истощения запасов невозобновимых ресурсов. 4. Проблема деградации и загрязнения природы. 5. Глобальные изменения климата. 6. Быстрая индустриализация. 7. Гонка ядерных вооружений. 8. Противоракетная оборона. 9. Хранение ядерного оружия и ядерных отходов. 10. Политическая агрессивность и терроризм. 11. Военные конфликты. 12. Безответственность политиков. 13. Глобализация. 14. Пандемии (СПИД, грипп).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛОБАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОСТИ Стабильность биологической природы человека. Экспоненциальный рост численности населения. Сжатие исторического времени. Обострение глобальных проблем.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ пессимистический – при продолжающемся обострении названных проблем мир подойдет к пределам роста – «красной черте», за которой последует неожиданный, неконтролируемый спад численности населения и сокращение объемов производства. оптимистический – переход к состоянию экономической и экологической стабильности, устойчивой и благоприятной долгосрочной перспективы.

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО (с 90-х годов ХХ века по настоящее время) Важнейшая его характеристика – глобализация: в сентябре 2000 года на «Саммите тысячелетия» (юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН) была подписана «Всеобщая Декларация», закрепившая глобализацию в качестве «мировой идеологии», определяющей современный миропорядок и основывающейся на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе и взаимной ответственности государств. Управление глобализацией осуществляется через международные форумы, например, встречи в Давосе (Швейцария), конференции ВТО, встречи «больших» «восьмерок», «двадцаток» и другие.

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО ЭТО общество, в экономике которого приоритетные задачи перешли в область производства услуг, информации и знаний, оставив производство материальных благ в основе экономического базиса. При этом результатом глобализации является повышение не просто материального благосостояния, а прежде всего качества жизни. При этом новое информационное общество оказывается не менее жестко разделенным на социальные группы, чем прежнее индустриальное общество. Критерием нового деления является не собственность на средства производства, а личностные качества человека, в первую очередь способность оперировать информацией и знаниями, создавать новые информационные продукты, или хотя бы их усваивать. Главным источником прибылей становится не материальные предметы, а идеи.

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО Потребители являются объектами социального манипулирования посредством применения таких инструментов, как реклама, маркетинг, пиар, брендинг, продвигающих определенные товары и услуги как «идеальные», полностью соответствующие желаниям покупателей. При этом нередко в качестве продвигаемого «товара» или «услуги» становятся партии или их лидеры. Общество разделилось на три основные группы: 1. Господствующий класс: «технократия», высшие менеджеры, профессионалы, контролируют информацию и знания, «символические манипуляторы». 2. Средний класс (самый разнородный): наемные работники высокой квалификации, низшие менеджеры, госслужащие, конторские служащие, операторы, работники образования, медицины, торговли. 3. Низший класс: работники низкой квалификации, сферы обслуживания, представители отмирающих профессий, «рутинные работники»

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО Общим состоянием большинства людей стала «неустойчивость», представляющая собой комбинированное переживание ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (своего, имущества, всего сообщества). Возникли опасения, что бесконтрольный процесс глобализации, основанный на эгоистических интересах богатейших стран мира, столкнет цивилизацию в состояние хаоса, породит «новое Средневековье».

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО Вспомните историческую цель социальной работы: профилактика социальных конфликтов. Резко активизировались споры относительно последствий глобализации, проблем соотношения бедности и богатства, соблюдения прав человека и т.п., что естественным образом актуализировало вопросы места и роли социальной работы в жизни постиндустриального общества

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ 1. с репродуктивной системой соцзащиты (США, Англия, Канада, Австралия); 2. с радикальной системой соцзащиты ( Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия); 3. со смешанной системой соцзащиты (ФРГ, Франция, Австрия, Италия). В странах 3-го мира с их нищетой и бедностью возникли другие проекты: «исламский социализм», «буддийский социализм» …

Американский опыт социальной работы В Соединенных Штатах Америки существуют давние традиции социальной помощи, зародившиеся еще в XVIIXIX вв. Тогда эту функцию брали на себя церковь, частные лица, общественные благотворительные организации. В XIX в. утвердилось, что социальные работники это люди-энтузиасты, отзывчивые на чужую боль и страдания. Они представляли самих себя или филантропические организации. Государство вплоть до 20-х годов XX в. избегало брать на себя функции помощи нуждающимся.

Система социальной защиты была заложена в 1930-е годы и берет свое начало с момента подписания Ф. Рузвельтом Акта о социальной безопасности и принятием Закона о социальном страховании в 1935 году. В ее основу положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи. Но наряду с этим рузвельтовские начинания в сфере социальной защиты дали государственную гарантию пенсий, которые, в отличие от частных пенсионных программ, гарантируются общенациональным фондом. На государство была возложена забота о безработных, нетрудоспособных, инвалидах, неимущих. Проводилось «огосударствление» таких направлений социальной политики, как страхование по старости и болезням, компенсация потери заработка, предоставление дешевого жилья и др.

Начиная с 1930-х годов и до 1980-х на развитие теории и практики социальной помощи в США немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Либеральная социальная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии «государства благосостояния» со многими социалистическими чертами в социальной политике: появилось право на компенсацию при несчастном случае на производстве, были введены гос пособия одиноким матерям и их детям и т. п. С 1980-х годов на смену либеральным доктринам приходят неконсервативные. Неоконсерваторы настаивают на том, что попытки добиться «равенства результатов» при помощи гос бюрократии, законов и прочих гос механизмов приведут лишь к усилению зависимости индивида от государства и ограничению его свободы, и масштабные социальные меры, помощь неимущим имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных.

Социально-политическая модель, реализуемая в США, входит в американо-британскую группу. В социальной работе проводится жесткому ограничению контингента получателей длительной помощи: в их число должны входить только те, кто не способен работать инвалиды, дети, престарелые, больные. Остальные должны получать ее строго ограниченный период. При этом стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду взрослых трудоспособных бедняков. Важнейшей целью признается укрепление семьи как «противоядие» против бедности. Общим является минимальное участие государства в социальной сфере. Это выражается прежде всего в том, что финансовую основу реализации социальных программ здесь составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

Система социальной безопасности в США состоит из двух блоков: 1. Система социального страхования, рассчитанная на большинство общества. Программы социального страхования обладают высоким статусом социальной респектабельности, поскольку все живущие на зарплату регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Пособия по безработице также считаются заработанными. 2. Система социальной помощи для бедных слоев населения, которые не платят специальных налогов и представляют значительно меньшую часть населения. Значение имеют и возрастные различия получатели пособий по бедности гораздо моложе.

Социальное страхование в США Федеральные программы социального страхования финансируются из специальных фондов. Согласно закону 1935 г., наемные рабочие и служащие вносят определенную часть из зарплаты в виде налога на соцстрахование. Из собственных доходов платят и лица, работающие не по найму: врачи, юристы и т. д. Свою долю вносят и работодатели. Соответственно пенсии и иные пособия по социальному страхованию получают представители всех классов и слоев общества, причем размер пособий зависит от размера суммы, уплаченной в страховые фонды. Основой пенсионной системы является Общая федеральная программа. Важнейшим компонентом системы социального страхования является программа медобслуживания пенсионеров «Медикер». Схожую с системой социального страхования компенсационную роль выполняет федерально-штатная система страхования по безработице, введенная в середине 1930-х годов.

Социальная помощь в США Социальная помощь в США включает несколько крупных и множество (до 70) мелких программ. На федеральном уровне управление ими осуществляют министерства здравоохранения и социальных служб, труда, жилищного строительства и городского развития, образования, сельского хозяйства и ряд других ведомств. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и др. Законодательно в США установлен критерий получения помощи в рамках системы социальной поддержки неимущих, для чего в свое время было введено понятие уровня бедности. ФИЛЬМ «Социальная защита в США» 3 мин.

Немецкий опыт социальной работы В начале XX века в Германии социальная работа формировалась на основе двух течений: профессиональной и благотворительной деятельности. В ее основе лежали милосердие со стороны конфессиональных организаций, благотворительная деятельность со стороны привилегированных слоев населения, самоорганизация рабочих обществ самопомощи, женское движение, законодательная деятельность государственных органов. Социальная помощь в стране предоставляется в двух аспектах: помощь в особенных жизненных ситуациях ( оказание помощи по уходу за престарелыми, в случаях болезни и т. д.), помощь жизненными средствами ( уплата хозяйственных расходов и предоставлением одноразовых пособий). За выполнение закона несут ответственность ведомства земель по социальным вопросам.

Социальная работа в Германии представлена различными на­правлениями: консультационная работа по проблемам семьи, оказание социально-педагогической помощи, работа в детских домах и домах для подростков, социальная работа в здравоохранении. Большую роль современная социальная работа играет в организации досуга подростков и работе на улице. Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Его важнейшие ветви: медицинское страхование, страхование несчастного случая, пенсионное страхование и страхование по безработице. Его задача: охрана и восстановление здоровья и работоспособности застрахованных и финансовая помощь в случае болезни, уменьшенной трудоспособности или старости.

Три сектора системы социального обеспечения в Германии Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией из фондов социального страхования. Подавляющее большинство социально застрахованных являются таковыми в принудительном порядке. Размер их (обязательных) взносов зависит от их доходов. Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или его принадлежностью к определенным группам населения. Государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами. Третий сектор: социальные выплаты производятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости вне зависимости от уплаченных им взносов, финансируется полностью за счет государства, то есть за счет налогоплательщиков.

Три уровня защиты старости в Германии Первый уровень защиты в старости: все те отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательными для определенного круга лиц (рабочих и служащих, чиновников, фермеров, и других профессиональных групп (врачи, юристы, учителя и др.). Второй уровень защиты в старости: дополнительное обеспечение по старости от предприятий (добровольная форма). Третий уровень защиты в старости: забота о своей старости частным способом (добровольная форма). В основном для этого приемлемы все формы создания частного капитала. Сюда, например, относятся покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг или заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах, хотя в действительности эти формы создания капитала часто направлены на другие цели, а не собственно на обеспечение в пенсионном возрасте. Типичной же формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании. ФИЛЬМ «Социальная сфера в Германии» 13 мин.

Шведский опыт социальной работы Швеция ведущая европейская страна с ориентирами на высокое социальное обеспечение и защиту населения. Социальная политика Швеции отражает принцип всеобщего благосостояния населения. Осуществление скандинавской модели социальной политики идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта. Основное бремя расходов на социальные нужды берет на себя правительство, и ставит главными целями полную занятость населения и выравнивание доходов независимо от пола и социального положения. В Швеции высокие пенсии, бесплатное высшее образование …

Огромную роль в Швеции играют социальные работники, имеющие профессиональное образование. Они составляют штаты всех социальных учреждений страны: организации социального благосостояния, центры социальной реабилитации в отношении неблагополучных семей, трудных подростков и молодежи, пожилых людей, инвалидов, алкоголиков и наркоманов, системы уголовно- исправительной работы, в армии и полиции. По сути, на каждом государственном или частном предприятии трудится социальный работник. Плоды социальной политики Швеции налицо. В первую очередь, это повышение продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья населения. Кроме того, достаточно высок уровень грамотности и низок уровень безработицы. ФИЛЬМ «Социальная сфера в Финляндии» 9 мин.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ