Современный урок русского языка На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в координатах современности Урок в координатах современности На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества.
Advertisements

Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Транксрипт:

Современный урок русского языка На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем … режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т. е. своего плана Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем … режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т. е. своего планаМ.Т.Баранов

Основные требования к уроку русского языка к уроку русского языка Дидактические - постановка целей и задач урока, определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении и др. Дидактические - постановка целей и задач урока, определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении и др. Психологические - учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества и др. Психологические - учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества и др. Воспитательные - воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала и др. Воспитательные - воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала и др. Гигиенические - соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке и др. Гигиенические - соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке и др.

Дополнительные требования к современному уроку русского языка Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект Структура урока должна быть ясной не только для учителя, но и для ученика Структура урока должна быть ясной не только для учителя, но и для ученика Урок должен быть эмоциональным Урок должен быть эмоциональным Урок русского языка должен быть уроком- любованием Урок русского языка должен быть уроком- любованием Урок должен доставлять удовольствие и учителю, и ученику Урок должен доставлять удовольствие и учителю, и ученику

Тема - дана в программе, определяет содержание урока Тема - дана в программе, определяет содержание урока Цели - даны в программе, определяют тип урока Цели - даны в программе, определяют тип урока Тип урока - определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке Тип урока - определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке Структура урока I. Организационный момент I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания II. Проверка домашнего задания 1. Проверка устного домашнего задания 2. Проверка письменного домашнего задания III. Объяснение нового материала III. Объяснение нового материала 1. Наблюдение над языком 2. Формулировка выводов 3. Чтение теоретического материала по учебнику 4. Первоначальное закрепление IV. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений) IV. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных упражнений) 1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений 2. Упражнения на трансформацию, классификацию и т. д. 3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях V. Задание домашней работы V. Задание домашней работы VI. Итог урока VI. Итог урока

Структурный элемент ФункцииСодержание Методы и приёмы Организацион- ный момент Мобилизация учащихся, создание у них рабочего, творческого настроения Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся Слово учителя, беседа, упражне ния Проверка домашнего задания Выяснение степени осознанности усвоения пройденного, проверка правильности выполнения домашней работы Проверка усвоения знаний: ответы на вопросы; применение усвоенных знаний; связное сообщение ученика о языковом явлении; проверка письменного домашнего задания Беседа (опрос) Структурные элементы урока

Структурный элемент ФункцииСодержание Методы и приёмы Объяснение нового материала Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений, обучение школьников умению применять на практике полученные знания Ознакомление с новым речевым или языковым явлением, усвоение алгоритма применения Наблюдение над языком, слово учителя, чтение теоретическо го материала учебника, беседа и др. Формирова ние умений и навыков Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями Выполнение упражнений Упражнения Структурные элементы урока

Структурный элемент ФункцииСодержание Методы и приёмы Задание домашней работы Подготовка к восприятию домашнего задания, разъяснение его сути Задание теоретического материала и практической работы Слово учителя Подведение итогов урока Выяснение степени осознанно сти усвоения учебного материала урока Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа Беседа, слово учителя, упражнения и др. Структурные элементы урока

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Теоретические методы (для объяснения нового) беседа сообщение (лекция) чтение учебника интерактив

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Разбор (моделирование) Теоретико-практические методы (для закрепления) Имитация Диктант Наблюдени е Конструирование (продуцирование) Видоизменение (репродуцирование )

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Практические методы (для развития связной речи) Сочинение Изложение

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для контролирования эвристическая беседа (индукция) объяснительно- иллюстративный исследовательский Методы формирования знаний

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для контролирования конструирование словосочетаний, предложений, текстов используются все методы языковой разбор Методы формирования умений и навыков

Принципы русской орфографии Морфологический Морфологический Фонетический Фонетический Традиционный Традиционный Дифференцированный Дифференцированный Принцип слитного, дефисного и раздельного написания Принцип слитного, дефисного и раздельного написания

Морфологический принцип Заключается в требовании всегда одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д., независимо от произношения этой части в том или ином слове: Заключается в требовании всегда одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д., независимо от произношения этой части в том или ином слове: подбить - подпилить [падб'ит'] - [пътп'ил'ит']

Фонетический принцип Заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать роспись, бездомный бесхозный Заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать роспись, бездомный бесхозный Что произношу, то и пишу вот девиз фонетической орфографии Что произношу, то и пишу вот девиз фонетической орфографии

Дифференцирующий (смысловой) принцип Написание реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город) Написание реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город)

Принцип слитного, дефисного и раздельного написания Сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно: Сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно:судмедэкспертсветло-зелёный нарочито весёлый

Традиционный (исторический) принцип Заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. Заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами

«Словарные» слова русского языка

Методы и приемы в обучении написания «словарных» слов Метод языкового анализа - приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания Метод языкового анализа - приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания Зрительное запоминание – вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с разными заданиями, проверка слов по словарю, использование плакатов или таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях Зрительное запоминание – вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с разными заданиями, проверка слов по словарю, использование плакатов или таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях Сравнение и противопоставление тематических групп при заучивании слов (например, сравнение названий домашних животных: "корова", "конь", "собака"), однокоренных слов («путешественник", "путешествие", "путешествовать"), форм слова (стакан – стакана – в стакане), сравнение по значению и т.п. Сравнение и противопоставление тематических групп при заучивании слов (например, сравнение названий домашних животных: "корова", "конь", "собака"), однокоренных слов («путешественник", "путешествие", "путешествовать"), форм слова (стакан – стакана – в стакане), сравнение по значению и т.п.

Методы и приемы в обучении написания «словарных» слов Сопоставление зрительного и слухового образов слов: разные виды слуховых диктантов Сопоставление зрительного и слухового образов слов: разные виды слуховых диктантов Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, вырабатывание словесных ассоциаций: "пальто" - "осеннее пальто", "надел пальто", "пальто большое" Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, вырабатывание словесных ассоциаций: "пальто" - "осеннее пальто", "надел пальто", "пальто большое" Составление предложений с трудными словами, включения их в устные высказывания, другие формы природной речи Составление предложений с трудными словами, включения их в устные высказывания, другие формы природной речи Интересные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, составление стихов з этими словами, загадок, проведение викторин, конкурсов и т.п. Интересные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, составление стихов з этими словами, загадок, проведение викторин, конкурсов и т.п.

Методика усвоения словарных слов Представление слова: а) чтение загадки, отгадывание ее учениками; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь"); г) описание признаков предмета или представление слова-синонима Представление слова: а) чтение загадки, отгадывание ее учениками; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь"); г) описание признаков предмета или представление слова-синонима

Методика усвоения словарных слов Работа над "слуховым" образом слов: Работа над "слуховым" образом слов: - ученики проговаривают слово хором, потом по - одному - производят орфоэпический анализ, определяют «трудное» место: самими детьми ставится орфографическое задание

Методика усвоения словарных слов Записывание слова с «окошком" ("дырой"): дети определяют ударный и безударный слоги, записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и поставив ударение Записывание слова с «окошком" ("дырой"): дети определяют ударный и безударный слоги, записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и поставив ударение Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться любой "сигнал опасности" - например, точка: б. реза Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться любой "сигнал опасности" - например, точка: б. реза После проведения необходимой работы ученики самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, то есть, как оно написано После проведения необходимой работы ученики самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, то есть, как оно написано

Языковой разбор

Фонетический разбор Схема 1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов 2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова. 4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены. 5. Укажите количество звуков и букв.

Образец фонетического разбора 1. от-бе-лить, 3 слога 1. от-бе-лить, 3 слога 2. отбелить, 3-ий слог является ударным 2. отбелить, 3-ий слог является ударным 3. [адб'илит'] 3. [адб'илит'] 4. [а] гласный, безударный; обозначен буквой «о»; [д] согласный, твёрдый (пара [д']), звонкий (пара [т]), обозначен буквой «т»; [б'] согласный, мягкий (пара [б]), звонкий (пара [п']), обозначен буквой "б"; [и] гласный, безударный, обозначен буквой «е»; [л'] согласный, мягкий (пара [л]), звонкий (пара [-]), обозначен буквой «л»; [и] гласный, ударный, обозначен буквой «и»; [т'] согласный, мягкий (пара [т]), глухой (пара [д']), обозначен буквами «т», «ь». 4. [а] гласный, безударный; обозначен буквой «о»; [д] согласный, твёрдый (пара [д']), звонкий (пара [т]), обозначен буквой «т»; [б'] согласный, мягкий (пара [б]), звонкий (пара [п']), обозначен буквой "б"; [и] гласный, безударный, обозначен буквой «е»; [л'] согласный, мягкий (пара [л]), звонкий (пара [-]), обозначен буквой «л»; [и] гласный, ударный, обозначен буквой «и»; [т'] согласный, мягкий (пара [т]), глухой (пара [д']), обозначен буквами «т», «ь» звуков, 8 букв 5. 7 звуков, 8 букв

План разбора по составу 1. Выделить окончание и основу - слово изменить: добрый доброго добрым; основа добр-; окончание - ый - слово изменить: добрый доброго добрым; основа добр-; окончание - ый 2. Определить, из чего состоит основа - сопоставить однокоренные слова: - сопоставить однокоренные слова: добрый – доброта – одобрить; корень – добр-, приставки и суффикса нет добрый – доброта – одобрить; корень – добр-, приставки и суффикса нет 3. Выделить корень, затем, если есть, приставку и суффикс Добрый

План словообразовательного анализа 1. Дать толкование лексического значения данного слова Например: прибрежный находящийся рядом (около) с берегом Например: прибрежный находящийся рядом (около) с берегом 2. Составить словообразовательную цепочку Например: прибрежный береговой берег Например: прибрежный береговой берег 3. Выявить часть слова, от которой образовано данное слово, затем часть слова, при помощи которой оно образовано Например: прибрежный – суффиксально- приставочный способ словобразования Например: прибрежный – суффиксально- приставочный способ словобразования

Схема разбора простого предложения 1. Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения 2. Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 3. Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) 4. Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное)

Схема разбора простого предложения 5.Охарактеризовать предложение по наличию- отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое) 6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен 7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым

Образец разбора простого предложения Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова) Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое Главные члены: ремесло подлежащее, выражено существительным; существует простое глагольное сказуемое, выражено глаголом Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Схема разбора сложносочинённого предложения 1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) 3. Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного 4. Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними 5. Составить графическую схему сложносочинённого 5. Составить графическую схему сложносочинённого предложения предложения 6. Объяснить расстановку знаков препинания 6. Объяснить расстановку знаков препинания

Образец разбора сложносочинённого предложения Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада (А. Ахматова) [ ], но [ ]. [ ], но [ ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) 3. Определить главное и придаточное предложения, найти их границы 4. Составить схему предложения: задать вопрос от главного к придаточному; указать в главном слово, от которого зависит придаточное; охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово); определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.)

Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма [ ], (отчего) [ ], (отчего) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы 4. Составить схему предложения: задать вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого за­висит придаточное охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.) 5. Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное)

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему летний тёплый воздух недвижим, почему природа настороже Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему летний тёплый воздух недвижим, почему природа настороже [сущ., (на котором ), глаг.], (почему), (почему). [сущ., (на котором ), глаг.], (почему), (почему). Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему) Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная) 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение) 6. Составить схему предложения

Образец разбора сложного предложения с разными видами связи [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернутъея на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернутъея на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) [] []> и> {(союз чтобы), [сущ.], (которая)}. [] []> и> {(союз чтобы), [сущ.], (которая)}. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть простое предложение, II часть простое предложение, III часть сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть простое предложение, II часть простое предложение, III часть сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

Мини – учебник по русскому языку

Методико-педагогические основы мини-учебника Объем мини-учебника не должен превышать возможностей учеников Объем мини-учебника не должен превышать возможностей учеников Обязательное сопоставление его з действующей учебной программой Обязательное сопоставление его з действующей учебной программой Предвидение заданий для диалога с разной целью (ученик - учитель, ученик - ученики, ученик - ученик) Предвидение заданий для диалога с разной целью (ученик - учитель, ученик - ученики, ученик - ученик) Введение заданий для фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы; заданий на свободный выбор Введение заданий для фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы; заданий на свободный выбор Предвидение способов дифференциации материала с учетом уровня развития детей, соотношения заданий на тренировку и творческое использование, обеспечение доступности, систематичности и достаточности упражнений Предвидение способов дифференциации материала с учетом уровня развития детей, соотношения заданий на тренировку и творческое использование, обеспечение доступности, систематичности и достаточности упражнений Система заданий для обучения разным способам познания Система заданий для обучения разным способам познания В текстах-опорах, разнообразных заданиях должны быть ссылки на внутрипредметные и межпредметные связи В текстах-опорах, разнообразных заданиях должны быть ссылки на внутрипредметные и межпредметные связи

Принципы формирования содержания мини-учебника Опора на знания, полученные на уроках украинского языка Опора на знания, полученные на уроках украинского языка Интеграция языкового и речевого материала на основе текстов и ситуаций определенной тематики Интеграция языкового и речевого материала на основе текстов и ситуаций определенной тематики Доминирующая роль упражнений ситуативного характера для стимулирования коммуникативно-речевой активности школьников Доминирующая роль упражнений ситуативного характера для стимулирования коммуникативно-речевой активности школьников

Содержательное наполнение мини- учебника Обязательная речевая разминка, в ходе которой часто можна подвести учеников к усвоению теоретического материала Обязательная речевая разминка, в ходе которой часто можна подвести учеников к усвоению теоретического материала Опорные знания учащихся актуализируются при помощи вопросов или упражнений Опорные знания учащихся актуализируются при помощи вопросов или упражнений Лингвистический материал ученики могут усвоить при помощи решения проблемных ситуаций, наблюдая за языковыми явлениями, анализируя и синтезируя полученные данные, делая самостоятельные выводы, которые позже сверяют с правилами Лингвистический материал ученики могут усвоить при помощи решения проблемных ситуаций, наблюдая за языковыми явлениями, анализируя и синтезируя полученные данные, делая самостоятельные выводы, которые позже сверяют с правилами Теоретические сведения систематизируются преимущественно при помощи обобщающих таблиц или системы вопросов Теоретические сведения систематизируются преимущественно при помощи обобщающих таблиц или системы вопросов Упражнения на закрепление теоретических положений как репродуктивного характера, так и поисковые, исследовательские, проблемные, творческие и т.п. Упражнения на закрепление теоретических положений как репродуктивного характера, так и поисковые, исследовательские, проблемные, творческие и т.п.

Приёмы обучения русскому языку анализ и синтез анализ и синтез сравнение и сопоставление сравнение и сопоставление классификация и дифференциация классификация и дифференциация лингвистический эксперимент лингвистический эксперимент создание проблемной ситуации создание проблемной ситуации использование наглядности использование наглядности

Лингвистический эксперимент Суть приёма в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими Суть приёма в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими Эксперимент помогает ученикам убедиться в правильности трактовки языковых фактов Эксперимент помогает ученикам убедиться в правильности трактовки языковых фактов

Методы постановки проблемы Создание проблемной ситуации Создание проблемной ситуации Наводящий диалог Наводящий диалог Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма

Проблемная ситуация с «трудностями» В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала Для выведения учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, принуждает их к пониманию противоречия и формулировке проблемы Для выведения учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, принуждает их к пониманию противоречия и формулировке проблемы

Наводящий диалог В структуру наводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные), и умственные (проанализируй и сравни) В структуру наводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные), и умственные (проанализируй и сравни) Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока

Сообщение темы с мотивирующим пятном Приём «яркое пятно»: сообщение ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы и т.п.) Приём «яркое пятно»: сообщение ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы и т.п.) Приём «актуальность» : определение смысла значимости темы для самих учеников (зарождение у учеников мотивации к усвоению новых знаний) Приём «актуальность» : определение смысла значимости темы для самих учеников (зарождение у учеников мотивации к усвоению новых знаний)

Проблемная ситуация с «удивлением» сталкиваются разные мысли учеников вопросом или практическим заданием сталкиваются разные мысли учеников вопросом или практическим заданием обнажается житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом либо наглядностью обнажается житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом либо наглядностью

Наглядные пособия на уроках русского языка

Требования к использованию наглядных пособий Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий

Средства зрительной наглядности Графические Таблицы, схемы Демонстрационные карточки Раздаточный материал Диаграммы Изобразительные Фотографии Диапозитивы КартиныИллюстрации Экранные Мультимедиа Диафильмы Натуральные предметы

Средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности Звуковые Экранно-звуковые Аудиозаписи Грамзаписи Кинофрагменты Звуковые диафильмыТелепередачи Кино- и видеофильмы

Методы и приемы психолого-педагогической поддержки деятельности учеников стимулирование стимулирование познавательный интерес познавательный интерес учебно-познавательная игра учебно-познавательная игра кооперация учеников кооперация учеников создание ярких образно-наглядных представлений создание ярких образно-наглядных представлений выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий создание проблемной ситуации создание проблемной ситуации побуждение к поиску альтернативного решения побуждение к поиску альтернативного решения создание ситуации успеха создание ситуации успеха создание ситуации взаимопомощи и т.п. создание ситуации взаимопомощи и т.п.

Самоанализ деятельности учителя на уроке Готовность класса к работе Готовность класса к работе Определение в плане урока темы и цели (их правильность, соответствие программе; взаимосвязь между целями) Определение в плане урока темы и цели (их правильность, соответствие программе; взаимосвязь между целями) Соответствие фактического содержания урока его целям (объем материала, его характер, мотивирование выбора упражнений, использование учебника или мини - учебника и оборудования) Соответствие фактического содержания урока его целям (объем материала, его характер, мотивирование выбора упражнений, использование учебника или мини - учебника и оборудования) Организация учебной деятельности школьников на уроке: соответствие выбора методов и приемов работы с точки зрения их годности для реализации заданий урока, соответствие характера материала восприятию учениками данного класса, средства стимулирования активной работы, обеспечение осознанного и твердого усвоения материала Организация учебной деятельности школьников на уроке: соответствие выбора методов и приемов работы с точки зрения их годности для реализации заданий урока, соответствие характера материала восприятию учениками данного класса, средства стимулирования активной работы, обеспечение осознанного и твердого усвоения материала

Самоанализ деятельности учителя на уроке Темп работы детей, уровень сформированности их организационных и мыслительных умений, готовность сотрудничать с учителем и товарищами Темп работы детей, уровень сформированности их организационных и мыслительных умений, готовность сотрудничать с учителем и товарищами Режим учебного труда на уроке: распределение времени, чередование разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия; средства концентрации внимания, предупреждение усталости учеников Режим учебного труда на уроке: распределение времени, чередование разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия; средства концентрации внимания, предупреждение усталости учеников Оценка структуры урока и качественная характеристика его отдельных элементов: соответствие выбранной структуры урока его цели; количество компонентов, обоснование их последовательности, логическая связь между ними; отображение в структуре урока особенностей предмета, характера изучаемого материала и т.п. Оценка структуры урока и качественная характеристика его отдельных элементов: соответствие выбранной структуры урока его цели; количество компонентов, обоснование их последовательности, логическая связь между ними; отображение в структуре урока особенностей предмета, характера изучаемого материала и т.п.

Самоанализ деятельности учителя на уроке Мотивационный микроклимат урока: общая атмосфера общения, качество речи учителя, стимулирование детей к сотрудничеству, наблюдательность, умение поддержать мысль школьника, средства поощрения Мотивационный микроклимат урока: общая атмосфера общения, качество речи учителя, стимулирование детей к сотрудничеству, наблюдательность, умение поддержать мысль школьника, средства поощрения Общая оценка результативности урока Общая оценка результативности урока

Удачи, коллеги! Автор И.Ю.Коровченко, методист РМК