Традиции и обряды 18 века на примере сказок А.С.Пушкина Авторы работы: Щепотьев Михаил, Кудрявцев Роман ученики 3 б класса средней школы 11 г. Электросталь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама – то величава, Выступает словно пава. А как речь – то говорит, Словно реченька журчит.
Advertisements

Магия чисел в сказках А. С. Пушкина -«Сказка о попе и работнике его Балде» - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне.
Сказки Пушкина.
Учитель начальных классов - Корнеева Е.А ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК «МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА»
Литературная сказка – наследница народной. Авторы: Фёдорова Полина Дикопалова Мария.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Відкрите засідання літературного клубу «Алые паруса»
Александр Сергеевич Пушкин Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей.
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А.С.ПУШКИНА КАК ПРАВОСЛАВНАЯ СКАЗКА РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: Ученица 5 класса НОУРО «Саровская православная гимназия»
Литературная игра по сказкам А. С. Пушкина Разработана учителем начальной школы ГОУСПО «Пикалёвский педагогический колледж» Лаврищевой Светланой Александровной.
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки сказки. Копейкина А.Г., 5 РУСА-ОД, методическая разработка для урока литературы, посвящённому.
Автор презентации: Никулина Г.Б., учитель МАОУ «СОШ 24» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Интегрированный урок по математике и литературе. Что за прелесть эти сказки, Если в них решать задачки. 2.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина тур
Сопоставление сказки «о мёртвой царевне» А. С. Пушкина и сказки «Белоснежка» Братьев Гримм. Литература.
Сказки А. С. Пушкина. « Сказка о рыбаке и рыбке» « Жил старик со своею старухой Они жили в ветхой землянке У самого моря Ровно тридцать лет и три года…»
Сказки А.С. Пушкина. Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во все время разговора Он стоял.
1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы 2. «Царь женился на другой…» 6. «А царевна все ж милее…» 7. «Царица злая… положила иль не жить, иль.
Отгадайте загадку.. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама – то величава, Выступает будто пава. Сладку речь –то говорит, Будто реченька.
Транксрипт:

Традиции и обряды 18 века на примере сказок А.С.Пушкина Авторы работы: Щепотьев Михаил, Кудрявцев Роман ученики 3 б класса средней школы 11 г. Электросталь. Руководитель: Арзамасцева Наталья Федоровна, учитель начальных классов. Авторы работы: Щепотьев Михаил, Кудрявцев Роман ученики 3 б класса средней школы 11 г. Электросталь. Руководитель: Арзамасцева Наталья Федоровна, учитель начальных классов.

Оглавление 1. Цель работы. 2. А.С.Пушкин – наш любимый писатель. 3. «Сказка о царе Салтане». 4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5. Заключение. Оглавление 1. Цель работы. 2. А.С.Пушкин – наш любимый писатель. 3. «Сказка о царе Салтане». 4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5. Заключение.

Цель работы: доказать, что в сказках А.С.Пушкина отражены жизнь, обычаи и традиции русского народа. Цель работы: доказать, что в сказках А.С.Пушкина отражены жизнь, обычаи и традиции русского народа.

А.С.Пушкин – самый любимый поэт в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучивают наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. С самого раннего детства многие из нас слышали сказки Пушкина от родителей. Придя в школу, мы сами стали читать эти сказки и видеть и понимать в них такое, что раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин. Темой для исследования мы избрали традиции, праздники и обряды, отображённые в сказках. Нам показалась эта тема интересной и увлекательной, чтобы открыть для себя что-то новое.

В этой сказке описан ритуал посвящения в правителя - князя. Царский сын Гвидон сразу после рождения заключается с царицею – матерью в бочку: …И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян… А как известно сосуды являются магическим символом знаний и мудрости (например, бочка Диогена – во времена античности).

…И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, …И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян… Засмолили, покатили И пустили в Окиян…

И так, Гвидон находясь в бочке приобретает необходимые знания для князя под руководством царицы. «Посвященный» легко справляется с коршуном - колдуном и женится на царевне - лебеди с месяцем под косой и звездой во лбу, что само по себе является полным символическим посвящением в цари: …Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама – то величава, Выступает, будто пава; А как речь – то говорит, Словно реченька журчит…

Царевна - лебедь символизирует жизненную силу человека. Силу, которая творит судьбу, события и жизнь. Это наше сознание, интуиция и душа.

Царевна в этой сказке, войдя в терем богатырей, сначала: …Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась… Царевна не испугалась незнакомого дома и богатырей, потому что в красном углу увидела иконы. А верующие люди не способны совершить зло.

…Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась… …Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась…

Обычай одаривать хлебом странников, нищих также отображён в этой сказке. Царевна выносит хлеб нищей чернице. Чем показывает свою доброту и милосердие, которое является одним из самых драгоценных качеств русской души.

Сказка о Мёртвой царевне является также блестящей интерпретацией народной сказки «о купеческой дочери». Девушка живёт по древнейшему обычаю в «мужском доме» охотников или богатырей: …День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей… Таких незамужних девиц называли «сестрицами». Братья её могли любить только как сестрицу, по-рыцарски. (Здесь традиция получения добрачного опыта).

…День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей… …День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей… …День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей…

У Пушкина она отравлена колдуньей - царицей и «положена» братьями в магический хрустальный гроб (магия света и кристалла). …Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили - и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили…

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили - и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили… Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили - и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили…

Расшифровка сказки состоит в том, что девушка проходит «обучение» в мужском доме, осваивая науку ухода за мужчинами. В магическом гробе она обретает «посвящение», переходя на другой уровень жизни, распрощавшись с девичеством и становясь замужней женщиной. У Пушкина она обручена с королевичем Елисеем, который оживил её поцелуем, разбив гроб хрустальный: …Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном…

…Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном… …Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном…

В сказке у Арины Родионовны жених переносит гроб в свой дом и ждёт, пока невеста не проснётся. И вот наступает момент «перехода» - из её волос вынимают магический гребень, подобно расплетанию косы – тоже древний ритуал посвящения в жёны и справляется свадебка.

В заключение можно утверждать, что А.С.Пушкин был не только гениальным поэтом и певцом русской словесности, но и блестящим знатоком народной жизни и обычаев, был подлинным собирателем фольклора и народной поэзии, что позволило ему написать такие гениальные интерпретации народных сказок. …Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…… …Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой……

Благодарим за помощь в создании проекта: Маму - Кузнецову Татьяну Владимировну, Маму - Кудрявцеву Диану Альфатовну, Классного руководителя – Арзамасцеву Наталью Федоровну. Благодарим за помощь в создании проекта: Маму - Кузнецову Татьяну Владимировну, Маму - Кудрявцеву Диану Альфатовну, Классного руководителя – Арзамасцеву Наталью Федоровну.