Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 158 Рабочая программа старшей группы «Одуванчик» на учебный год. Составлена воспитателями: Тархова Н.А. Хасиева М.Р. Саратов 2015
Цель образовательной программы Обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей по образовательным областям: Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие
Задачи образовательной программы 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к формированию программы Принцип развивающего образования дошкольников Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач Принцип научной обоснованности и практической применимости Принцип преемственности между всеми возрастными группами Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Принцип возрастной психологии и дошкольной педагогики Принцип совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности дошкольников Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников Рабочая программа
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Приобщение к социокультурным ценностям. Формирование элементарных математических представлений. Ознакомление с миром природы. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи. Приобщение к художественной литературе. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Условия реализации программы Развивающая предметно- пространственная среда: Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения. Соответствует возрастным возможностям детей. Предполагает возможность изменений от образовательной ситуации. Доступность, безопасность Развивающая предметно- пространственная среда: Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения. Соответствует возрастным возможностям детей. Предполагает возможность изменений от образовательной ситуации. Доступность, безопасность Наличие специалистов: инструкторы по физическому воспитанию музыкальный руководитель педагог-психолог Наличие специалистов: инструкторы по физическому воспитанию музыкальный руководитель педагог-психолог Психолого– педагогические: Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Поддержка доброжелательного отношения детей к друг другу Возможность выбора детьми видов деятельности, общения Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность Психолого– педагогические: Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Поддержка доброжелательного отношения детей к друг другу Возможность выбора детьми видов деятельности, общения Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность Материально-технические Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Модель выпускника ДОУ -Владеет основными культурными способами деятельности -Проявляет инициативу и самостоятельность -Положительно относится к миру, к людям, самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться -Адекватно проявляет свои чувства -Владеет разными формами и видами игр -Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания -Развита мелкая моторика -Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности -Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены -Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать -Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет
Условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности Режимные моменты Различные виды детской деятельности Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Непосредственно образовательная деятельность Всестороннее развитие ребенка
Взаимодействие с родителями воспитанников Родительские собрания Консультации индивидуальные и групповые Совместная деятельность в ходе проектной деятельности Привлечение к участию в конкурсах, акциях, выставках Наглядная информация Проведение совместных праздников и развлечений