Тема 7. Глагол Категории залога и наклонения. План 1.Категория залога. Виды залоговых значений 1.1.Проблема пассивного залога 1.2.Проблема местоименных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока « Согласование времён изъявительного наклонения». (CONCORDANCE DES TEMPS) Разработала учитель французского языка Вабищевич Е.Г. Тверь.
Advertisements

Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Il était un petit navire……. Подготовила учитель Французского языка Ишутина Т.В. МОУ «Средняя школа 16» г.Кимры.
Les pronoms démonstratifs Указательные местоимения замещают существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. ЧислоРодСложные Простые.
Лекция 5 Грамматическая категория лица. Анализ грамматической категории по схеме.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Формы на ant Participe présent Je lai trouvé écoutant la radio. Я застал его слушающим радио. Это неличная форма глагола, которая обозначает действие(состояние)
Imparfait Imparfait обозначает прошедшее незавершенное действие, причем это действие представляется, как неограниченное в своем течении и не имеющее ни.
1Гринцова Светлана Николаевна МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга.
Глагол.Глагол.. Глаголы переходные и непереходные. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ.,числ., или местоимением в вин. пад. без предлога,
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Тема 4. Местоимение. План 1. Общая характеристика местоимений как части речи.Семантика местоимений. 2. Лексико-грамматическая классификация местоимений.
Грамматические категории. Универсальная схема анализа.
Вопросительное предложение автор – учитель французского языка МОУ гимназия 1 города Туапсе Кулинич Е.М. La phrase interrogative Linterrogation globale.
Алемайкина Нина Дмитриевна, учитель французского языка ГОУ СОШ 1248 с углубленным изучением французского языка «Использование ресурсов сети Интернет при.
Y в роли местоимения и наречия 1. L enfant va à lécole Il y va. Туда. В роли наречия. В роли местоимения. Nous pensons à cette rencontre. Nous y pensons.
Способы выражения категории совершенного и несовершенного вида в русском и французском языках.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Транксрипт:

Тема 7. Глагол Категории залога и наклонения

План 1. Категория залога. Виды залоговых значений 1.1. Проблема пассивного залога 1.2. Проблема местоименных форм глагола 2. Понятие модальности. Средства выражения модальности. Проблема наклонения как грамматической категории Сюбжонктив во французском языке 2.2. Проблема кондиционала.

Базовые понятия и термины темы: категория залога, залоговые значения, активный, пассивный, средний, возвратный, взаимный, фактитивный (каузативный), безличный залог; местоименные глаголы, рефлексив, местоименный пассив, псевдо рефлексив (средневозвратный залог); модальность, морфологическая и неморфологическая модальность, категория наклонения, прямое и косвенные наклонения, изъявительное наклонение (индикатив), повелительное (императив), сослагательное наклонение (сюбжонктив), условное наклонение (кондиционал)

1. Категория залога. Виды залоговых значений Залог (voix) - лексико-грамматическая категория, обозначающая соотношение между грамматическим и семантическим субъектом и объектом действия, выражаемое глагольной формой. Следует различать залоговые значения и залог как морфологическую категорию. Залоговые значения выражают различные виды отношения субъекта к действию (субъект может совершать действие, испытывать его и т.д.)

Виды залоговых значений 1. Средний залог (действие заключено в субъекте): Il marche. Je fume beaucoup. 2. Активный залог (действие переходит на объект): Je fume une cigarette. Le professeur préside la conférence. 3. Пассивный залог (подлежащее является объектом действия): La conférence est présidée par le professeur. 4. Возвратный залог (voix réfléchie) (объектом действия является сам субъект, т.е. субъект и совершает действие, и испытывает его): Il se lave les mains.

5. Взаимный залог (voix réciproque) (субъекты совершают совместное действие, переходящее с одного из них на другой): Les garçons se battent. 6. Фактитивный (каузативный) залог (voix factitive) (субъект побуждает объект совершить некоторое действие): Il ma fait voir sa ville. 7. Безличный залог (субъект является объектом бессубъектного действия): Il est arrivé un train.

Залог тесно связан с категорией переходности глагола. Активный, пассивный, возвратный, взаимный залоги образуются от переходных глаголов Залоги могут быть взаимообратимыми: активный залог может быть преобразован в пассивный и в возвратный: La mère habille lenfant. - Lenfant est habillé par sa mère - Lenfant shabille. Для выражения залоговых значений французский язык располагает только 5 глагольными формами: активной (для выражения активного и среднего залога), пассивной, местоименной, каузативной и безличной.

1.1. Проблема пассивного залога Значение конструкции être +PII: а) семантики глагола (предельность / непредельность). Если в данной конструкции употреблен непредельный глагол, то это - пассив (Tous les portraits savent quils sont contemplés et ils répondent avec les yeux = On contemple les portraits), если предельный - то это именное сказуемое с результативным оттенком Le temps est perdu = On a perdu le temps. Во втором случае конструкция уже обозначает прошедшее время, т.е. отображает не процесс, а его результат, конечную точку.

б) морфологических (простое или сложное время). Предельный глагол в сложном времени образует пассив (La porte a été fermée), а в простом - именное сказуемое (La porte était fermée). Непредельный глагол в любом случае образует пассив: Les dettes particulières étaient considérées comme dettes publiques. в) синтаксических. Предельный глагол образует пассив при наличии агенса (La maison est construite par une équipe douvriers étrangers. Lenfant était couché par sa mère) или обобщающего обстоятельства, подчеркивающего, что это процесс, а не результат (Les portes sont fermées. - Les portes sont fermées tous les jours à 10 heures du soir. Ces tableaux sont toujours admirés.) г) текстовых. Играют роль наличие контекста или ситуация.

Пассивная форма используется в конструкциях двух типов. 1. Трехчленная конструкция. Семантический субъект оформляется как косвенное дополнение, вводимое предлогом par (de). : Cet enfant a été élevé par ses parents. Les murs ont été ornés de fleurs et de guirlandes. Семантический субъект вынесен в рему, т.е. образует новый элемент сообщения: Cette maison avait été construite par larchitecte N. Пассивная конструкция не аналогична активной не только по своей синтаксической, но и по коммуникативной структуре. Ср. César vaincut Pompée. Pompée fut vaincu par César. Таким образом, основным коммуникативным значением трехчленной пассивной конструкции является рематизация семантического субъекта.

2. Двухчленная конструкция. Дополнение агенса отсутствует. Здесь в качестве ремы выделяется сам глагол (Les enfants sont choyés) или обстоятельство, если оно присутствует. Основным коммуникативным значением двухчленной конструкции является устранение обозначения реального субъекта действия. Субъект в данном случае либо неизвестен (on, quelquun), либо восстанавливается из ситуации: Ce journal est vendu partout - On vend ce journal partout. В двучленной конструкции форма пассивного залога приближается по значению к именному сказуемому, т.е. приобретает способность выражать состояние семантического объекта.

4. Проблема местоименных форм глагола Местоименная форма глагола характеризуется употреблением приглагольного местоимения se, использованием в сложных временах вспомогательного глагола être. Первичной функцией местоименной формы является выражение возвратного залога с двумя подзначениями: 1) возвратное значение (S действия – одновременно его О). Возможны две конструкции: а) прямо-возвратная: il se lave; б) косвенно-возвратная: il se lave les mains; 2) взаимное значение: действие распределяется между двумя S: а) прямо-взаимная ils ne se voient plus б) косвенно-взаимная ils sécrivent souvent

Вторичные функции местоименных форм 1. Местоименная форма с пассивным значением называется местоименным пассивом. Признаком пассивного значения является возможность преобразования в активную конструкцию: Ce plat se mange froid - On mange ce plat froid. Употребление местоименного пассива возможно только при неодушевленном субъекте. Нельзя сказать *Les étudiants senseignent selon les nouvelles mйthodes. - Студенты обучаются по новым методам.

2. Местоименная форма может использоваться в значении активного залога для обозначения непереходных средних действий (se lever, savancer, se rendre, se rencontrer, se casser и др). Такие глаголы называют псевдо рефлексивными или средневозвратными. В отличие от пассивной формы псевдо рефлексивы а) могут употребляться как с одушевленным, так и неодушевленным субъектом; б) не преобразуются в активный залог и не предполагают опущенного семантического субъекта; в) не имеют ограничений во времени. Псевдорефлексивы, как правило, отмечаются в словарях, как особые значения глаголов.

В незначимой функции местоименная форма выступает тогда, когда она утратила связь с выражением субъектно-объектных и залоговых отношений и превращается в часть глагола. (Глаголы reflexiva tantum, не имеющие невозвратной формы: se moquer, se répentir, sabstenir, se souvenir, sévanouir, sefforcer, senvoler и др). Возвратная частица может дифференцировать различные значения слов: rire/se rire, rendre/se rendre, apercevoir / sapercevoir, douter/se douter de, attendre /sattendre à, plaindre/se plaindre и др.

2. Понятие модальности. Средства выражения модальности Во французском языке различаются наклонение - грамматическая категория глагола и модальность - более широкая языковая категория, находящая свое выражение не только в глагольном наклонении, но и в других языковых средствах.

Различаются три аспекта модальности: 1. Отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения говорящего (Глагольное наклонение). 2. Отношение говорящего к содержанию высказывания: сожаление, удовлетворение, предположение и т.п. Вводные слова (certainement, peut être, probablement etc.) и глагольные наклонения во вторичных функциях. Например, FS, FA, Cond Pr и Cond Pas: Il sera malade. Quelquun aura demandé déteindre la lumière? On laurait tué. Могут использоваться и модальные глаголы: Elle doit avoir trente ans. 3. Отношение самого субъекта действия к действию (возможность, желаемость, необходимость). (Модальные глаголы (devoir, pouvoir, vouloir).

Выражение значений модальности средствами глагольных наклонений называется морфологической модальностью, лексическими средствами - неморфологической. во французском языке относительно шире используются наклонения и модальные глаголы. а в русском языке - вводные слова. Таким образом, наклонение - это словоизменительная грамматическая категория, которая выражает определенную модальность, а именно: отношение глагольного действия к действительности с позиции говорящего.

Во французском языке грамматическая традиция насчитывает 4 наклонения: изъявительное (индикатив), условное (кондиционал), сослагательное (сюбжонктив) и повелительное (императив). Основное содержание модальной оппозиции состоит в противопоставлении действия как реального, соответствующего действительности (в формах индикатива) и действия, реальность которого не утверждается. Универсальной оппозицией в системе наклонений является противопоставление прямого наклонения (индикатива) косвенным (все остальные).

2.1. Сюбжонктив во французском языке Сомнения в правомерности выделения сюбжонктива как самостоятельного наклонения: 1. В морфологическом плане сюбжонктив мало отличается от индикатива: формы настоящего времени совпадают с формами P и Imp индикатива, а формы Imp и PQP сюбжонктива вышли из устного употребления. Особую форму в сюбжонктиве имеют только 9 глаголов: avoir, être, faire, aller, savoir, pouvoir, falloir, vouloir, valoir. Однако сюбжонктив имеет свою своеобразную парадигму и особые формы глаголов в Passé du subjoncif. Форма сюбжонктива поддерживается союзом que, без которого она не употребляется (за исключением форм, перешедших в императив: aie, sache, sois, и устойчивых выражений: sauve qui peut, vaille que vaille, entre nous soit dit etc.).

В синтаксическом плане сюбжонктив сравнительно редко употребляется в независимых предложениях. 3. В семантическом плане сюбжонктив либо дублирует другое наклонение (que tu parte = pars!), либо значение другого слова в предложении (Je veux quil vienne). Однако анализ примеров, где сюбжонктив может коммутировать с индикативом (Je cherche un homme qui sait (qui sache) langlais), показывает, что сюбжонктив обладает своим собственным значением. Оппозиция subjonctif - indicatif выражает противопоставление возможности и действительности.

В синтаксическом плане сюбжонктив сравнительно редко употребляется в независимых предложениях. 3. В семантическом плане сюбжонктив либо дублирует другое наклонение (que tu parte = pars!), либо значение другого слова в предложении (Je veux quil vienne). Однако анализ примеров, где сюбжонктив может коммутировать с индикативом (Je cherche un homme qui sait (qui sache) langlais), показывает, что сюбжонктив обладает своим собственным значением. Оппозиция subjonctif - indicatif выражает противопоставление возможности и действительности.

Итак, сюбжонктив является особым наклонением глагола со своими собственными формами и значением. Основная функция сюбжонктива имеет два аспекта: а) семантический аспект: сюбжонктив выражает представление говорящего о действии как о возможном, что дополняется различными оценками, отражающими представление субъекта о действии (желание, сомнение, необходимость, цель и др.) б) структурно-синтаксический аспект: основная семантическая функция сюбжонктива реализуется в условиях синтаксической корреляции, т.е. соотнесенности данного действия с действием главного предложения. Специфика сюбжонктива как раз и состоит в том, что оба аспекта реализуются одновременно.

2.2. Проблема кондиционала Основная дискуссия вокруг Cond связана с тем, что одна общая форма на -rait имеет два употребления: модальное: выражение предположения (Jaccepterais votre proposition avec plaisir) или действия, зависящего от условия (Si javais le temps, je le ferais tout de suite); временное: выражение следования по отношению к прошлому (futur dans le passé): Elle a dit quelle partirait le lendemain.

Различия в значениях Cond и Futur: Если Futur четко относит действие к плану будущего, то формы Cond не имеют такой временной соотнесенности и могут относиться и к плану будущего, и к плану прошедшего. 2. Если в употреблении Futur проявляется модальное значение индикатива (выражение определенного действия в будущем), то в употреблении Cond проявляется значение потенциально-предположительного действия. Это модальное значение предположительности сохраняется даже в его употреблении в качестве Futur dans le passé: Il a dit quil viendrait, mais quil aimerait mieux rester chez lui. Это порождает т.н.emplois ambigüs, когда становится неясно, какое действие имеется в виду: определенное или потенциальное: Il me fit croire quil rendrait largent (il rendra или il rendrait?). Il pensa quil ne partirait jamais а la chasse.

Таким образом, Cond отличается от индикатива способом представления действия, которое предстает как возможное, обусловленное какими-либо обстоятельствами, и образует особое потенциальное наклонение. Основная функция Cond - выражение эвентуального действия (т.е. потенциального, связанного с определенными условиями)