Расширение психолого-педагогических оснований реализации эффективных моделей социализации детей в сфере дополнительного образования детей Малышев Константин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Advertisements

Духовно- нравственное воспитание Дружинина Т. И. Меликова А.В.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
« Профессионально- педагогическая деятельность учителя: решение проблем взаимодействия с обучающимися» Семинар 1 февраля 2016 г.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Транксрипт:

Расширение психолого-педагогических оснований реализации эффективных моделей социализации детей в сфере дополнительного образования детей Малышев Константин Викторович, кандидат философских наук, научный сотрудник Департамента науки и инноваций Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

Структура психолого-педагогических оснований реализации эффективных моделей социализации детей Психолого-педагогические основания реализации эффективных моделей социализации детей включают в себя: 1) основные психолого-педагогические концепции и дидактические принципы обучения, концепции формирования психологической системы деятельности; 2) научно-методологические подходы (например, культурологический, деятельностный, личностно-ориентированный, личностно-развивающий и т.п.); 3) принципы (например, гуманизации образования, образования в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности, развития, саморазвития, здоровье­сбережения личности и т.п.); 4) психолого-педагогические условия (например, активизации и эффективности познавательной деятельности обучающихся и воспитанников; эффективности образовательного процесса, его организация с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и воспитанников; создание творческой образовательной среды, применение специально разработанных дидактических средств, разнообразных форм, методов и технологий обучения).

Обзор психолого-педагогических моделей успешной социализации обучающихся в сфере дополнительного образования детей В основе указанных моделей – концепция Е.В. Бондаревской, целью которой является воспитание ребенка как человека культуры. Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся: жизнетворчество – включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни; социализация – вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; культурная идентификация – востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры; духовно-нравственное развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение; индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Структура социокультурной компетентности обучающегося Целью образования и воспитания при культурологическом подходе является формирование социокультурной компетентности обучающихся – системы культурологических знаний, навыков и опыта анализа культурных явлений, понимания культуры как системы, наличия собственного ценностного отношения к явлениям культуры. Структура социокультурной компетентности обучающегося состоит из следующих компонентов: 1) владения базовыми нормами и ценностями данного общества; 2) владения нормами и правилами поведения; 3) владение предметными знаниями, умениями и навыками; 4) обладание глубиной исторической памяти; 5) понимания гражданской позиции.

Организация дополнительного образования детей как воспитательное пространство социокультурного развития обучающихся Специфика деятельности организаций дополнительного образования детей подразумевает: свободный выбор обучающимися вида деятельности; вариативность организационных форм образовательного процесса; использование личностно-ориентированного подхода к ребенку; создание ситуации успеха для каждого; широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности, творчества в различных видах деятельности; применение различных форм и методов обучения и воспитания. Это позволяет выделить основные признаки организации дополнительного образования: открытость и доступность, являющиеся основой создания благоприятной атмосферы для социокультурного развития обучающихся; активность всех субъектов, вовлеченных в процесс социокультурного развития учащихся; личностно-деятельностный характер учебно-воспитательного процесса, способствующий развитию мотивации учащихся к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Содержание процесса социокультурного развития Приобретение социокультурного опыта осуществляется через участие в творческих фестивалях, конкурсах, встречах, вечерах, концертах, тренингах, мастер- классах, дискуссиях и других формах самореализации и самопознания обучающихся в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой деятельности. Процесс социокультурного развития обучающихся в организации дополнительного образования детей становится эффективным, если: признается приоритет личности ребенка всеми субъектами учебно- воспитательного процесса – педагогами, родителями и самими учащимися; содержание культурных практик нацелено на развитие системы ценностных ориентаций обучающихся, определяющих их личностные качества; учитываются психовозрастные особенности обучающихся; осуществляется согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку обучающихся: -открытость к идеям воспитанников и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; -организация разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно-значимой формой взаимодействия детей и взрослых; -подготовка и проведение социальных тренингов, позволяющих ребёнку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействия; -участие в разработке и реализации индивидуальных планов обучающихся с целью определения перспектив и результатов развития воспитанников.

Приоритетные модели социализации детей средствами дополнительного образования детей Духовно-нравственные модели обеспечения социализации детей средствами дополнительного образования детей. Патриотические модели социализации детей средствами дополнительного образования детей. Модели развития техносферы дополнительного образования детей. Модели профессионального самоопределения детей средствами дополнительного образования детей.

Духовно-нравственные модели обеспечения социализации детей средствами дополнительного образования детей В современной психологии под духовностью понимается индивидуально выраженная в системе мотивов личности потребность познания окружающего мира, а под душевностью – отношение человека к окружающему миру. В научно- исследовательской литературе понятие «душевность» и «духовность» различаются как по смыслу, так и по значимости. Душевность – это чувственный мир, к которому относятся сочувствие, сопереживание, сострадание, мотивы поступков, а духовность является ценностным содержанием сознания. Душевность – это та же ценность, представленная в переживаниях и чувствах. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается как педагогически- организованный опыт творческого обращения личности к высшим ценностям бытия и свободного самоопределения в них. В этом опыте формируется духовный мир человека, его нравственность, вкус и неизменное стремление к совершенству. В процессе дополнительного образования детей повышается интерес к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления.

В качестве примера модели духовно-нравственной направленности можно привести модель формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Она представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность следующих структурных компонентов: целевой; проблемно-содержательный (этнотолерантная направленность учебных курсов, программ обучения и воспитания подростков); организационно-технологический (технология личностно-ориентированного обучения; технология реализации этнопедагогического потенциала фольклора в формировании этнической толерантности подростков); процессуально-деятельностный (этапы реализации технологии формирования этнической толерантности подростков); мониторинговый (контроль над качеством реализации технологии через совокупность критериев, показателей и уровней сформированности этнической толерантности); результативный.

Технология формирования этнической толерантности Основными принципами формирования этнической толерантности в учреждениях дополнительного образования детей являются: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип преемственности, принципы последовательности и системности, принцип сознательности и творческой активности. Технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей носит этнокультурную направленность. Она позволяет поэтапно реализовать этнопедагогический потенциал фольклора через организационно-воспитательную деятельность на этнотолерантной основе. Эффективность технологии обусловлена знанием закономерностей обучения и воспитания подростков, возрастных особенностей воспитанников, необходимостью повышения интереса подростков к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям. На всех этапах (мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий) внедрения технологии формирования этнической толерантности обеспечивается воспитательное сопровождение, направленное на осознание этнокультурной ценности фольклора на индивидуальном и групповом уровнях. Накопление этнокультурного фольклорного опыта самореализации подростков осуществляется через освоение фольклора путем корреляции коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления на этнотолерантной основе.

Патриотические модели социализации детей средствами дополнительного образования детей Среди приоритетных направлений деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей принято рассматривать военно-патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи. Гражданское и военно-патриотическое воспитание принято рассматривать как целенаправленную работу по развитию когнитивной, мотивационно-ценностной и практико-результативной сфер личности детей в области патриотического, политико- правового, национального, межнационального, общечеловеческого и профессионального аспектов. Гражданско-патриотическое воспитание личности в условиях поликультурной образовательной среды выступает как процесс интериоризации гражданско-патриотических и культурно-исторических ценностей, превращения их в личностное достояние. Общей целью гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде является формирование личности, утверждающей и развивающей гармоничные отношения с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки. Гражданско-патриотическое воспитание средствами социально-культурной деятельности представляет собой педагогический процесс формирования и развития интеллектуально-нравственных, художественно-творческих качеств личности, организации досуга для снятия отрицательных эмоциональных и физических нагрузок, приобщения молодых людей к отечественным и мировым культурным ценностям.

Педагогические условия, направленные на эффективность гражданского и патриотического воспитания подростков в условиях дополнительного образования, обеспечивают: эффективность гражданского и патриотического воспитания воспитания подростков: развитие интереса подростков к общению, совместным общественно- полезным действиям; позитивное действие личного примера педагога, его последовательность и требовательность в соблюдении морально-этических норм, принятых в коллективе; формирование адекватного взаимного восприятия детей с нормальным и аномальным физическим развитием; подведение подростков к сознательному выбору норм нравственного поведения, характера и форм взаимоотношений с товарищами; воспитание, трудолюбия как качества личности, направленного на позитивную реализацию знаний, умений, опыта; привитие подростку потребности в социально-значимых действиях, формирование активной жизненной позиции с перспективой реализации в общественно-полезной деятельности.

Модели развития техносферы дополнительного образования детей Понятие «техносфера» - термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Понятие «техносфера» возникло в 40–50-х гг. в работах зарубежных сайентологов и социологов техники. В настоящее время отсутствует четкое определение понятия техносферы, чаще всего, отмечается, что сущность техносферы необходимо рассматривать с точки зрения цели ее формирования. В соответствие с данной точкой зрения основная цель развития техносферы заключается в стремлении людей улучшить, повысить качество своей жизни, удовлетворить потребности. В данном аспекте техносферу связывают с одной из четырех составляющих «ноосферы» – высшей стадией развития биосферы, возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития.

Аспекты техносферы В историческом аспекте создание техносферы связывают с эволюцией биосферы и живых существ, с появлением человека и орудий труда, развитием техники, с социальным прогрессом общества. В философском аспекте рассматриваются вопросы, связанные с объяснением функционирования техносферы, выделением ее границ, ступеней развития, комплекса факторов, которые как влияют на формирование техногенной среды, так и являются ее производными и оказывающими воздействие, в свою очередь, на природу и общество. В культурологическом аспекте принята более широкая трактовка понятий техносферы за счет отнесения к технике не только материальных орудий, но и идеациональных навыков и технологий, а также взаимодействие техники и человека в социальном (влияние технического развития на модернизационные процессы, социальную стратификацию, экономику, политику), психологическом (восприятие и освоение человеком техники, техника и психология малых и средних групп, инженерная психология), собственно культурном (техника и аксиологические нормативы, техника в культурном творчестве, техника в культурной коммуникации) аспектах. В научно-техническом аспекте предметом изучения техносферы является взаимодействие человека и техники при осуществлении различных видов деятельности. При этом необходимо рассматривать техносферу не только как пассивный объект, но и как активный фактор трансформации остальных систем, находящихся с ней во взаимодействии (биосфера, социосфера, культура, образование и т. д.). В социальном аспекте рассматриваются развитие и характеристики социальных процессов с точки зрения влияния на них техники и технологических процессов.

Сущность техносферы в сфере образования Понятие «техносфера» принято трактовать в широком и узком смысле слова. В узком смысле техносферу рассматривают как всю совокупность технических средств человеческой жизнедеятельности (Л. М. Гутнер, И. Ф. Игнатьева). В широком – к техносфере относят всю технизированную биосферу, которая включает в себя и область жизни, и совокупность технической реальности, и человечество (Р. К. Баландин, В. А. Щуров). Кроме того, техносфера рассматривается как средство прямого и косвенного воздействия на преобразование человеческой цивилизации: прямое воздействие может быть оказано через развитие техники и технологий, а косвенное воздействие – через развитие социальных отношений и навыков, качеств, способностей людей применять новую технику и новые технологии на благо преобразования современной цивилизации. Применительно к образованию нужно заметить, что техносфера не равна информационно-коммуникативному обеспечению образовательного процесса компьютерной и демонстрационной цифровой техникой. Более правильным будет рассмотрение техносферы образовательной организации как совокупности содержания образования (контента), нормативов, ресурсов и технологий, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения.

Составляющие техносферы образовательной организации В понятии «техносфера» образовательной организации можно выделить следующие составляющие: материальные орудия, техника, инфраструктура технического и технологического развития образовательного учреждения; совокупность технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений); совокупность технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации (технологий формирования идеациональных навыков, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития). По мнению А.В. Золотаревой и Е.А. Страдиной, цель развития техносферы образовательной организации дополнительного образования детей – создание условий для технического и технологического развития организации в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся, повышения качества дополнительного образования детей, удовлетворяющего потребностям личности, общества, государства.

Задачи развития техносферы: изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в контексте развития техносферы современного общества; создание техносферной инфраструктуры образовательной организации, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства; совершенствование материальной базы организации дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий; развитие технологических процессов и технологий (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений) образовательной деятельности; обеспечение содержания образования, адекватного запросам рынка труда на формирование современных личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся; совершенствование нормативного обеспечения развития техносферы образовательной организации дополнительного образования детей. Содержание техносферы образовательной организации предполагает техническое оснащение нового содержания образования в инвариантном и вариативном компонентах в соответствии с направленностями деятельности, новыми технологическими и информационными технологиями, новыми социальными отношениями в обществе, требованиями инновационной экономики и рынка труда. Система ресурсного обеспечения техносферы должна создавать инфраструктуру образовательной организации, состоящую из технического, технологического, научно- методического, кадрового, информационного и других видов ресурсного обеспечения.

Модели профессионального самоопределения детей средствами дополнительного образования детей Профессиональное становление личности – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала и достижения вершин профессионализма. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Периодизация профессионального становления личности: 1) оптация – период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении; 2) адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней; 3) фаза интернала – приобретение профессионального опыта; 4) мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности; 5) фаза авторитета – достижение профессионалом высокой квалификации; 6) наставничество – передача профессионалом своего опыта.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация детей Важнейшую роль в процессе профессионального самоопределения обучающихся и определении готовности личности к профессиональной деятельности играет профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Процесс профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей в деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей неразрывно связан с формированием социально-трудовой компетенции обучающихся. Данный вид компетенций означает владение знаниями и опытом в гражданско- общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя): в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например: умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Критерии социализации Для успешной социализации человека в обществе необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания, а также дать возможность сделать верный и самостоятельный выбор будущей профессии. Дополнительное образование в данном вопросе является значимым фактором самоопределения и самореализации человека. Дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всего образовательного пространства: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Успешность социализации определяется следующими критериями: Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации. Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора. Успешность презентации индивидуальных способностей. Комфортность в межличностных отношениях. Общая и коммуникативная культура. Гражданская зрелость и нравственная устойчивость.

Предложения по расширению психолого-педагогических оснований реализации эффективных моделей социализации детей в сфере дополнительного образования детей Принимая во внимание тенденции нарастания вызовов системе образования и социализации человека в условиях перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу с учетом задач, сформулированных в Концепции развития дополнительного образования детей, в качестве ключевых представляются следующие идеи успешной социализации детей и интеграции их в общество: 1. Дополнительное образование детей должно рассматривается не только как условие осуществления человеком своих гражданских прав, но и как фундаментальный фактор социальной идентификации личности на протяжении всей ее жизни. При этом вес дополнительного образования в структуре образа жизни личности должен постоянно возрастать, поскольку оно становится всеохватывающим средством и механизмом ее нравственного самоутверждения и самореализации. 2. Необходимо реализовать переход образовательных моделей от задачи обеспечения доступности и обязательности «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. В результате образование должно стать не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, оно также должно создавать возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. 3. Обучающим и обучающимся в условиях, когда современное общество предъявляет к будущим профессионалам требования, соответствующие инновационной экономике, необходимо быть готовым и способным проявлять собственную инициативу и взаимодействовать с реальным миром, отвечать запросам своего региона. 4. В соответствии с необходимостью развития механизмов индивидуализации дополнительного образования детей, требований к структуре, содержанию и процедурам реализации образовательных программ совершенствовать их содержание и методику. 5. Построение учебно-воспитательного процесса, должно опираться на сочетание широкого спектра объединений дополнительного образования, создающее условия для многогранной и многоуровневой самореализации личности при котором содержание образования становится не столько определенным объемом знаний и навыков, сколько творчеством, самодеятельностью в сфере материального и духовного производства. Таким образом, дополнительное образование в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни человека, способно раздвигать границы возможностей дополнительного образования и снимать возрастные ограничения для обучающихся.

Спасибо за внимание!