Коммуникативная функция обучения. Что получится, если 1 + 1 = ? + = ? + = ? Х + Y = ? Х + Y = ? знание + знание = ? знание + знание = ? идея + идея =

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
«Проектирование современного урока биологии в условиях внедрения ФГОС второго поколения» Из опыта работы учителя биологии МБОУ «Каракудукская СОШ» Акбулакского.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Межличностное общение воспитателя и воспитанника МБДОУ Детский сад «Аленка» Старший воспитатель Белова Т.В. Белова Т.В.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Инновационные технологии в естественно-математическом образовании.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Рефлексия как механизм самосознания педагогов. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; в философии.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Транксрипт:

Коммуникативная функция обучения

Что получится, если = ? + = ? + = ? Х + Y = ? Х + Y = ? знание + знание = ? знание + знание = ? идея + идея = ? идея + идея = ? слово + слово = ? слово + слово = ? личность + личность = ?

Коммуникация (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем). 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем).

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология, 1996) - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология, 1996) коммуникация интеракция перцепция

Личность и общение Получение информации Получение информации Возможность совместных действий и развитие в деятельности Возможность совместных действий и развитие в деятельности Познание себя и других Познание себя и других Самовыражение Самовыражение Самоутверждение Самоутверждение «Веер ролей» «Веер ролей» ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Общение и умственное развитие

Коммуникация и общение

Общение и обучение

Коммуникативная функция обучения: разница смыслов Обучение как коммуникация (передача информации) Обучение как коммуникация (передача информации) Обучение как общение (взаимообмен смыслами, взаимоутверждение) Обучение как общение (взаимообмен смыслами, взаимоутверждение) Обучение как взаимодействие (деятельностная, практическая сторона обучения, обеспечиваемая коммуникацией) Обучение как взаимодействие (деятельностная, практическая сторона обучения, обеспечиваемая коммуникацией) Обучение как диалог (совместный поиск) Обучение как диалог (совместный поиск)

Коммуникативная функция обучения Обеспечение информацией Обеспечение информацией Учить получать, воспринимать, обрабатывать информацию Учить получать, воспринимать, обрабатывать информацию Учить мыслить Учить мыслить Создавать условия для личностного развития (свой взгляд, позиция) Создавать условия для личностного развития (свой взгляд, позиция) Обучение взаимодействию, сотрудничеству Обучение взаимодействию, сотрудничеству Обучение диалогу Обучение диалогу Обучение монологу (монолог как самореализация личности) Обучение монологу (монолог как самореализация личности) Развитие коммуникативных способностей и умений Развитие коммуникативных способностей и умений

Учебный диалог Диалог – это свободный обмен мнениями равноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в предъявлении своего и восприятии чужого мнения; Диалог – это свободный обмен мнениями равноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в предъявлении своего и восприятии чужого мнения; – это специфическая образовательная ситуация, в которой происходит развитие личности в процессе установления ею «со- бытийной общности» с миром, с людьми и с самим собой. – это специфическая образовательная ситуация, в которой происходит развитие личности в процессе установления ею «со- бытийной общности» с миром, с людьми и с самим собой. Учебный диалог – это общение, организованное учителем с целью решения учебных задач, обменом мнениями между субъектами. Учебный диалог – это общение, организованное учителем с целью решения учебных задач, обменом мнениями между субъектами.

Монолог Диалог Одна идея, позиция Одна идея, позиция Констатация Констатация Единственная правота Единственная правота Закрытость позиции Закрытость позиции Позиция «сверху» Позиция «сверху» Формирует Формирует Требует послушания Требует послушания Полезен, где необходимо избегать «вариантов» Полезен, где необходимо избегать «вариантов» Больше одной Поиск Поиск истины Открытость позиции Позиция «рядом» Развивает Требует активности Полезен в творческом поиске, для развития мышления, личности

Культура диалога предоставляет каждому учащемуся возможность самоутверждения, установления дружеских отношений, открытия новых знаний и личностных смыслов Другого. Критерии сформированности культуры диалога: 1) открытость, готовность к принятию чужой точки зрения, к изменению своей; 1) открытость, готовность к принятию чужой точки зрения, к изменению своей; 2) проявление коммуникативной культуры и коммуникативных умений; 2) проявление коммуникативной культуры и коммуникативных умений; 3) базовые ценностные ориентации (толерантность, истина, знание, красота, гармония, добро, сотрудничество); 3) базовые ценностные ориентации (толерантность, истина, знание, красота, гармония, добро, сотрудничество); 4) реализация личностных смыслов в диалоге (готовность и способность высказывать собственную позицию и отстаивать ее). 4) реализация личностных смыслов в диалоге (готовность и способность высказывать собственную позицию и отстаивать ее).

Компоненты культуры диалога Знание и соблюдение правил и норм диалогического общения на основе сотрудничества Эмоциональное переживание и ценностное принятие -диалога как способа взаимодействия -точки зрения Другого как значимой для собственного творческого развития, Субъектные характеристики: открытость, готовность к порождению новых смыслов в диалоге, к изменению своей позиции Владение коммуникативными умениями и навыками, культурой и техникой речи

Диалогическая готовность Готовность к диалогу школьника – состояние учащегося, проявляющееся в его Готовность к диалогу школьника – состояние учащегося, проявляющееся в его потребности в значимом Другом для совместного интеллектуального или нравственного поиска на основе сотрудничества, потребности в значимом Другом для совместного интеллектуального или нравственного поиска на основе сотрудничества, в психологической и деятельностной готовности аргументировано отстаивать, изменять, дополнять, расширять свою позицию, искать новые смыслы, быть терпимым к иному мнению, к принятию Другого. в психологической и деятельностной готовности аргументировано отстаивать, изменять, дополнять, расширять свою позицию, искать новые смыслы, быть терпимым к иному мнению, к принятию Другого.

уровень диалогической готовности учителя (по С.В. Беловой) тип воздействия в телекоммуникации (по Л.В. Матвеевой, Н.Б. Шкопорову) 1 учитель жестко, логично ведет ученика к заведомо известным, «правильным» ответам; содержание и стиль вопросов программируют нужные ответы («наводящие вопросы») без учета характера, установок, готовности аудитории к восприятию информации; воздействие с целью изменить, переделать реципиента, который не принимается как равноправный участник взаимодействия 2 учитель и ученик обмениваются независимыми высказываниями, не влияя друг на друга, оставаясь каждый при своем мнении взаимная отчужденность коммуникатора и реципиента: зритель не пытается понять автора, который не стремится проникнуть в душу зрителя 3 учитель готов к изменению своей позиции и тем самым побуждает ученика к взаимослышанию, взаимопониманию, коррекции своей позиции на основе предположения о заинтересованности собеседника активное самовыражение коммуникатора, открытость его для зрителя, который, тем не менее, находится на «публичной», недосягаемой дистанции 4 учитель и ученик совместно ищут более глубокую истину, чем та, которая им представлялась до сих пор проникновение «открытого коммуникатора» в зрителя, требующее высокой зрительской активности; в основе - единство коммуникатора и зрителя, их соучастие, содействие и сотворчество, единое переживание прошлого, настоящего и будущего

Уровни общения педагога Примитивный уровень. Примитивный уровень. Манипулятивный уровень. Манипулятивный уровень. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень. Конвенциональный уровень. Конвенциональный уровень. Игровой уровень. Игровой уровень. Деловой уровень. Деловой уровень. Духовный уровень. Духовный уровень.

Коммуникативные способности система социально- психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность система социально- психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность

Барьеры общения

Современные технологии реализации коммуникативной функции обучения Технология личностно-развивающего диалога (С.В. Белова) Технология личностно-развивающего диалога (С.В. Белова) Учебные дискуссии Учебные дискуссии Проблемное обучение Проблемное обучение Коллективные способы обучения (В.К.Дьяченко) Коллективные способы обучения (В.К.Дьяченко) Организация совместных действий обучаемых (В.В.Рубцов) Организация совместных действий обучаемых (В.В.Рубцов) Технологии учебного сотрудничества учителя и учащихся (Г.А.Цукерман) Технологии учебного сотрудничества учителя и учащихся (Г.А.Цукерман) Технологии организации учебной рефлексии Технологии организации учебной рефлексии ИКТ ИКТ Школа «Диалога культур» (В.С. Библер) Школа «Диалога культур» (В.С. Библер)

Задания Поделитесь вашими профессиональными затруднениями в реализации коммуникативной функции обучения Поделитесь вашими профессиональными затруднениями в реализации коммуникативной функции обучения Опишите свой опыт реализации коммуникативной функции обучения Опишите свой опыт реализации коммуникативной функции обучения Продемонстрируйте освоенную вами педагогическую технику реализации коммуникативной функции обучения Продемонстрируйте освоенную вами педагогическую технику реализации коммуникативной функции обучения