Психология (для факультета ГМУ) Преподаватель Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Advertisements

Предметом изучения современной психологии являются: Психические познавательные процессы Психические состояния личности Психические свойства личности ощущениеактивностьнаправленность.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Психология как отрасль научного знания и практической деятельности Семестр 1. Тема 1. Лекция 1.
Этапы исследовательской работы. "Перестройка" методической работы учителей 1. Различение понятий "учебно-методическая" и "научно- методическая" работа.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Выполнил: Ст-т группы ИП133-2 Т.А. Кайдалова Руководитель: Е.Е. Савченко.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Отрасли в психологии.
Транксрипт:

Психология (для факультета ГМУ) Преподаватель Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Факультет общественного здоровья Кафедра общепсихологических дисциплин

Лекция 2 Отрасли психологии. Методы психологии.

Задачи лекции: рассмотреть: классификацию отраслей психологии; принципы психологического исследования; методы психологии познакомиться с организацией психологического исследования

План лекции: Основные параметры классификаций отраслей психологии. Отрасли психологии. Принципы психологического исследования. Методы психологии. Организация психологического исследования.

Список основной литературы: Общая психология. Учебник для вузов Маклаков А.Г. 2008, СПб. Общая психология в 7 т. Учебник для студентов высших учебных заведений под ред. Б.С. Братуся 2007, М. Т.1 – 4;Т.2 – 3;Т.3 – 3;Т. 4 – 3 Лекции по общей психологии. Лурия А.Р. 2004, СПб. Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. пособие А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова,ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009 Общая психология. Немов Р.С. 2008, СПб.

Список дополнительной литературы: Психические состояния.Киршбаум Э.И., Еремеева А.И Владивосток, изд-во ДВГУ.

Интернет-ресрсы Библиотека Гумер Библиотека литературы по психологии Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» Федеральный образовательный портал

1. Основные параметры классификаций отраслей психологии. В настоящее время психология – сложная, разветвленная система наук. Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология.

Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей: по принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, клиническая, юридическая, искусства, авиационная, науки, космическая и др. по принципу развития: возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др. по принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, личности, управления.

2. Отрасли психологии Структура общей психологии: Общая психология психология личности психология познавательных процессов ощущение восприятие внимание память воображение мышление речь эмоции темперамент способности характер мотивация воля специальные отрасли психологии генетическая психология психофизиология (нейропсихология) дифференциальная. психология возрастная психология социальная психология педагогическая психология патопсихология юридическая психология психодиагностика психотерапия медицинская психология

3. Принципы психологического исследования. Принципы психологического исследования имеют свою специфику: 1. В качестве важнейшего принципа изучения психических явлений – принцип детерминизма, выдвинутый Рубинштейном. Этот принцип звучит так: «…психическое возникает как результат внешних воздействий, внешних условий, но эти внешние воздействия опосредуются, преломляются внутренними условиями, особенностями субъекта». В последнее время, в соответствии с этим принципом важную черту современной методологии психологического исследования составляет единство детерминистического и вероятностного подходов.

Принципы психологического исследования 2. Психика развивается, формируется в процессе деятельности, поэтому одним из принципов изучения психического является изучение психических явлений в процессе человеческой деятельности. 3. Следующий принцип заключается в необходимости изучения всех психических феноменов в развитии – филогенетическом, онтогенетическом, социально- историческом, индивидуальном.

4. Учитывая высокую степень интеграции, целостности психического, весьма продуктивным является антропологический принцип Ананьева. Суть заключается в комплексном изучении человека с одновременным измерением большого числа разноуровневых характеристик (морфологических, физиологических, психологических, социальных) и диагностической ориентации психологического исследования. Принципы психологического исследования.

4. Методы психологии Решение различных задач в психологии невозможно без использования определенных приемов, способов, методов изучения. Каждая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К психологическим исследованиям предъявляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологические принципы.

Определение понятий Метод – способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемых объектов. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы психологии Основные методы эксперимент наблюдение внутреннее внешнее свободное включённое стандартизированное естественный констатирующий лабораторный формирующий психолого- педагогический Дополнительные методы метод опроса беседа интервью тесты лонгитюдный коррекции, терапии близнецовый контент-анализ

Методы психологии В психологии известны различные классификации методов. Наиболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса: 1. Эмпирические методы (методы сбора данных): основные (наблюдения и эксперимент) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятельности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

Методы психологи 2. Организационные методы: сравнительный лонгитюдный комплексный 3. Методы обработки результатов: количественный (статистический) качественный (дифференциация материала по уровням и типам).

Методы психологии 4. Методы интерпретации результатов: генетический (анализ результатов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.); структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности)

5. Организация психологического исследования. Этапы психологического исследования: Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений, это план математической обработки и описания всего исследования и т.д. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность. Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Выводы Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей: по принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, клиническая, юридическая, искусства, авиационная, науки, космическая и др.

Выводы по принципу развития: возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др. по принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, личности, управления.

Выводы Метод – способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемых объектов. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Выводы В качестве важнейшего принципа изучения психических явлений – принцип детерминизма, выдвинутый Рубинштейном. Этот принцип звучит так: «…психическое возникает как результат внешних воздействий, внешних условий, но эти внешние воздействия опосредуются, преломляются внутренними условиями, особенностями субъекта».

Этапы психологического исследования:Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям,. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Вопросы: Определите основные параметры классификаций отраслей психологии. Отрасли психологии. Перечислите и осветите основные принципы психологического исследования. Осветите основные методы психологии. Осветите организацию психологического исследования. Задания для СРС во внеучебное время: Написать эссе по специфике профессиональной деятельности менеджера в одной из сфер деятельности ( на выбор). Составить графическую схему применения методов психологии в других науках.

Примерная тематика сообщений: Беседа как метод психологии Метод наблюдения в психологии Виды экспериментов в психологии Стандартизованные методы в психологии Проективные методы в психологии

Рефлексия Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..