Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Advertisements

Фомина Светлана Витальевна зам. директора по УВР МОУ Вандышевская СОШ Уйского района Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Школа полного дня как форма подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута Булах Елена Викторовна Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
« Профессионально- педагогическая деятельность учителя: решение проблем взаимодействия с обучающимися» Семинар 1 февраля 2016 г.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Транксрипт:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ – педагогическая психология Соискатель: Светлана Юрьевна Тухватуллина Научный руководитель: О.А. Шумакова, доктор психологических наук, доцент Екатеринбург

Актуальность исследования: Исследование проблемы профессионального саморазвития сельского учителя является актуальной для современной психолого-педагогической теории и практики, обращение к ней продиктовано недостаточной представленностью работ по непрерывному профессиональному саморазвитию сельского учителя. В нашем исследовании изучена структурная организация и содержательное наполнение профессионального саморазвития сельского учителя как основа разработки и реализации программы психолого- педагогической поддержки (в образовательном процессе курсов переподготовки и повышения квалификации).

Цель исследования: изучить структурную организацию и содержательное наполнение профессионального саморазвития сельского учителя, разработать и реализовать программу психолого- педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя.

Объект исследования: профессиональное саморазвитие сельского учителя Предмет исследования: структурная организация и содержательная наполненность профессионального саморазвития сельского учителя как основа разработки и реализации программы его психолого- педагогической поддержки

Гипотеза исследования: профессиональное саморазвитие сельского учителя - способность к профессиональной самореализации и самосовершенствованию в условиях социальной обособленности села и территориальной удаленности от крупных культурных центров; структурная организация профессионального саморазвития сельского учителя определяется мотивационно-целевым, личностно-ценностным, профессионально-деятельностным и рефлексивно-оценочным компонентами, каждый из которых выполняет специфическую функцию; профессиональное саморазвития сельского учителя характеризуется стремлением личности к саморазвитию, мотивацией достижения, мотивационной готовностью к самообразованию, терминальными ценностями, профессионально значимыми личностными качествами, профессионально-педагогической направленностью, самооценкой готовности к самообразовательной деятельности, особенностями цели, средства, результата деятельности и субъективного контроля; психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития сельского учителя - оказание предупреждающей и оперативной помощи, направленной на повышение самостоятельной активности в качественных изменениях мотивационно-целевого, личностно- ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивно- оценочного компонентов профессионального саморазвития.

Задачи исследования: Провести теоретический анализ сущности и особенностей профессионального саморазвития сельского учителя. Обосновать психологическое содержание и структуру профессионального саморазвития сельского учителя. Провести эмпирическое исследование содержательной наполненности и взаимосвязи структурных компонентов профессионального саморазвития сельского учителя. Разработать и апробировать программу психолого- педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя и оценить ее эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теории систем и системный подход (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин и др.); субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова- Славская, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теории профессионального становления и развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, С.А. Минюрова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, и др.); психологические теории развития и возрастной психологии (В.С. Мухина, И.С. Кон и др.); принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Методы и организация исследования: Теоретические: анализ научной, философской и психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, анализ, схематизация; Эмпирические: пилотный, констатирующий, формирующий этапы эмпирического исследования, Диагностические методы и методики – Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности», изучение мотивации достижения К. Замфир в модификации А.А. Реана, опросник (ЦСР) «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманова, опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина, личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И. Рейнвальда, тест Р.Б. Кеттела (факторы В, Q1, Q2), уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, самооценки готовности к самообразовательной деятельности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), анкетирование, экспертная оценка; Математико-статистические: вычисление процентных соотношений, оценка эмпирического распределения значений показателей посредством λ Колмогорова-Смирнова, Т-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ, классификация методом ближайшего сходства с использованием статистического пакета SPSS 22.0.rus.

Эмпирическая база исследования Филиал Университета Российской академии образования в г. Челябинске Общее число участников эксперимента составили 280 человека, из них на пилотном этапе – 56 сельских учителя, в констатирующем эксперименте – 224 сельских учителя, в том числе в формирующем эксперименте – 48 человек. Все участники эмпирического исследования – учителя, которые проживают в сельской местности Челябинской, Свердловской, Курганской областей и являются слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, проводимых на базе ЧФ УРАО.

Этапы исследования: Аналитико-методологический этап (2008 – 2010 г.) – осуществлен анализ представленности в научной литературе по философии, психологии, и педагогике проблемы профессионального развития и саморазвития сельских учителей, факторов успешности, содержательной наполненности, структуры, изучена степень ее актуальности для науки, определен понятийный аппарат, осуществлено пилотное исследование. Эмпирический этап (2011 – 2013 г.) – проведено исследование структуры и содержательного наполнения профессионального саморазвития сельского учителя, выявлены его факторы. Организован и проведен формирующий эксперимент, разработана и апробирована программа психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя. Обобщающий этап (2013 – 2015 г.) – проведен анализ и обобщение полученных результатов исследования, уточнены выводы и практические рекомендации, оформлены результаты диссертационного исследования..

Научная новизна исследования: решена актуальная для современной психологической науки задача изучения профессионального саморазвития сельского учителя, его психологических особенностей, структуры и содержательной наполненности, а именно:

Научная новизна исследования: -дано понятие профессионального саморазвития сельского учителя как способности к профессиональной самореализации и самосовершенствованию в условиях социальной обособленности села и территориальной удаленности от крупных культурных центров; -выявлены и обоснованы компоненты профессионального саморазвития сельского учителя: мотивационно-целевой, личностно-ценностный, профессионально-деятельностный, рефлексивно-оценочный; -эмпирически доказана содержательная наполненность профессионального саморазвития сельского учителя, включающая стремление личности к саморазвитию, мотивацию достижения, мотивационную готовность к самообразованию, терминальные ценности, профессионально значимые личностные качества, профессионально-педагогическую направленность, самооценку готовности к самообразовательной деятельности, особенности цели, средства, результата деятельности и субъективного контроля; -разработана программа психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя, которая заключается в оказании предупреждающей и оперативной помощи, направленной на повышение самостоятельной активности в качественных изменениях мотивационно-целевого, личностно-ценностного, профессионально- деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионального саморазвития.

Теоретическая значимость исследования: систематизированы научные знания о профессиональном саморазвитии сельского учителя, его структуре и содержательной наполненности, расширены представления о психологических особенностях профессионального саморазвития сельского учителя, обоснована возможность психолого- педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя с учетом условий социальной обособленности села и территориальной удаленности от крупных культурных центров.

Практическая значимость исследования: теоретические выводы, полученные в исследовании, используются при разработке программ, специальных курсов, спецсеминаров, вебинаров в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов; учебные пособия, программы и методические рекомендации, подготовленные соискателем по материалам диссертации, внедряются в практику курсов переподготовки и повышения квалификации сельских учителей. Материалы исследования могут применяться в широкой практике подготовки педагогических кадров, поскольку способствуют совершенствованию содержательно-методического обеспечения образовательного процесса.

Основные положения, выносимые на защиту 1) Профессиональное саморазвитие сельского учителя – это способность к профессиональной самореализации и самосовершенствованию в условиях социальной обособленности села на основе рефлексивности, смещения мотивов на цель, изменения позиции ценности. 2) Структурная организация и содержательное наполнение профессионального саморазвития сельского учителя определяется: мотивационно-целевым (стремление личности к саморазвитию, мотивация достижения, мотивационная готовность к самообразованию), личностно-ценностным (терминальные ценности, профессионально значимые личностные качества), профессионально-деятельностным (качественные характеристики цели, средства и результата деятельности, профессионально-педагогическая направленность) рефлексивно-оценочным (самооценка своих качеств, самооценка готовности к самообразовательной деятельности, особенности субъективного контроля) компонентами, каждый из которых выполняет специфическую функцию. 3) Психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития сельского учителя представляет собой оказание предупреждающей и оперативной помощи, направленной на повышение самостоятельной активности в качественных изменениях мотивационно-целевого, личностно-ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионального саморазвития.

1) Профессиональное саморазвитие сельского учителя – это способность к профессиональной самореализации и самосовершенствованию в условиях социальной обособленности села на основе рефлексивности, смещения мотивов на цель, изменения позиции ценности. Специфические особенности профессиональной деятельности сельских учителей: 1) сельская школа является единственной образовательной организацией, имеющей определенную целенаправленную программу, через которую проходит все молодое поколение села; 2) школа остается единственным общественно-государственным институтом на селе, занимающимся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением; 3) только школа на селе сумела сохраниться как образовательно-воспитательное и культурно-просветительное учреждение. Особенности труда сельского учителя связаны с: типовым разнообразием школ; малочисленностью; недоукомплектованностью педагогическими кадрами; стихийной интегративностью; безальтернативным образовательным пространством; многофункциональностью; требованиями к учителю быть самобытным и самодостаточным; удаленностью от профессионального сообщества.

Принципы профессионального саморазвития: субъектности и самодеятельности, выбора ценностной стратегии и проектирования педагогической деятельности, рефлексивности и разумного преодоления стереотипов педагогической профессии и традициональности сельского уклада жизни, саморегуляции. Внутренние механизмы профессионального саморазвития учителя: рефлексивности (А.А. Деркач), смещения мотивов на цель (А.Н. Леонтьев), изменение позиции ценности (С.А. Минюрова). Барьеры саморазвития: а) недостаточное осознание ценностей собственной жизни, б) недостаточно зрелые способности к самопознанию; в) система сложившихся стереотипов и установок; г) слабая сформированность механизмов саморазвития; д) недостаточный уровень навыков самовоспитания.

2) Структурная организация и содержательное наполнение профессионального саморазвития сельского учителя определяется совокупностью : мотивационно-целевого (стремление личности к саморазвитию, мотивация достижения, мотивационная готовность к самообразованию), личностно-ценностного (терминальные ценности, профессионально значимые личностные качества), профессионально-деятельностного (качественные характеристики цели, средства и результата деятельности, профессионально- педагогическая направленность) рефлексивно-оценочного (самооценка своих качеств, самооценка готовности к самообразовательной деятельности, особенности субъективного контроля) компонентов, каждый из которых выполняет специфическую функцию..

Мотивационно-целевой компонент: отражает стремление личности к саморазвитию, содержит мотивацию достижения и мотивационную готовность к самообразованию. Стремление к саморазвитию – мотив, который побуждает индивида работать и развиваться, побуждает к собственной реализации в профессиональной деятельности. Мотивация достижения связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач в различных видах деятельности. Мотивационная готовность к самообразованию -целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом, проявляющаяся в приобретении систематических знаний в профессиональной деятельности. Личностно-ценностный компонент: терминальные ценности и профессионально значимые личностные качества сельского учителя. Терминальные ценности – основные жизненные цели, определяющие вектор саморазвития, который соотносится с жизненными сферами (профессиональной жизни, сферы обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений), в которых реализуются различные желания и стремления. Профессионально значимые личностные качества: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетический вкус, интеллектуальность, самостоятельность и восприимчивость к новому. Профессионально-деятельностный компонент: структурно-содержательное наполнение профессиональной деятельности: цель- средство-результат и профессионально-педагогическая направленность. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Рефлексивно-оценочный компонент: а) самооценка сельского учителя своих качеств, б) самооценка готовности к самообразовательной деятельности, в) уровнем субъективного контроля. Самооценка - оценка личностью самой себя, качеств и места среди других людей, от которой зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Готовность личности сельского учителя к самообразованию является неотъемлемой составляющей общей готовности к педагогической деятельности, к развитию профессионализма. Уровень субъективного контроля является способностью субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.

Для подтверждения представленной структуры нами проведено эмпирическое исследование профессионального саморазвития сельского учителя. Факторный анализ результатов диагностики подтвердил наличие четырех компонентов. 1-ый фактор (ДОД=36,31%) имеет наибольший вес и несет наибольшую информативность. Этот комплекс психологических характеристик сельских учителей мы относим к мотивационно-целевому компоненту. 2-ой фактор (информативность ДОД=28,57%) указывает на совокупность показателей и их общность в рефлексивно-оценочном компоненте. 3-ий фактор (информативность ДОД=20,2%) объединяет показатели личностно-ценностного компонента. 4-ый фактор (информативность ДОД=15,1%) объединил показатели, относящиеся к профессионально-деятельностному компоненту. Таким образом, проведенный анализ подтвердил структурную организацию и выявил содержательное наполнение каждого компонента профессионального саморазвития сельских учителей.

Матрица компонентов профессионального саморазвития сельских учителей Показатели / Компоненты Фактор 1 (ДОД= 31,1%) 2 (ДОД= 20,5%) 3 (ДОД= 16,2%) 4 (ДОД= 13,1%) Стремление к саморазвитию,922,209 Мотивация достижения,919 Цели в структуре деятельности,897 Проект педагогической поддержки -,891 Профессиональная направленность -,205 Средства в структуре деятельности,703,540 Результат в структуре деятельности,146 Общая интернальность-,926 Самооценка мотивационной готовности к самообразовательной деятельности,931 Самооценка когнитивной готовности к самообразовательной деятельности,943 Самооценка нравственно-волевой готовности к самообразовательной деятельности,940,553-,109 Самооценка гностической готовности к самообразовательной деятельности,8750,442 Самооценка организационной готовности к самообразовательной деятельности,901 Самооценка личностью своих качеств,902-,205 Самооценка коммуникативной готовности к самообразовательной деятельности,881 Интеллектуальность-,994 Восприимчивость к новому,218,706 Личностные качества**,994 Ценности профессиональной деятельности***-,989 ДОД=80,9%

Для подтверждения отличий в выраженности структурных компонентов профессионального саморазвития сельских учителей от городских нами проведено сравнение группы сельских учителей с группой городских учителей по интегральному показателю «Профессиональное саморазвитие». Во всех компонентах отмечены значимые различия. Сравнительные данные выраженности показателей профессионального саморазвития сельских и городских учителей (максимальное значение – 3 балла) Таблица 2 КомпонентКГ (ср.зн.) ЭГ (ср.зн.) Т-критерий Значимость Мотивационно-целевой 1,512,8 6p0,01 Личностно-ценностный 1,82,84 5,9p0,01 Профессионально- деятельностный 1,462,78 6,1p0,01 Рефлексивно-оценочный 1,42, 8 6,2p0,01

3) Психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития сельского учителя представляет собой оказание предупреждающей и оперативной помощи, направленной на повышение самостоятельной активности в качественных изменениях мотивационно-целевого, личностно-ценностного, профессионально- деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионального саморазвития. (Это определение мы провели с опорой на труды Ю.Б. Гипенрейтер) Содержание психолого-педагогической поддержки: реализация диагностического обследования, индивидуальное и групповое консультирования, разработка психолого-педагогических рекомендаций, получении обратной связи и оперативного содействия в выборе и принятии решения. Психолого-педагогическая поддержка краткосрочна, адресна и локальна (по области потребности)

Апробация программы психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития сельских учителей Цель программы психолого-педагогической поддержки: оказание содействия сельскому учителю в успешном профессиональном саморазвитии. Предметом поддержки выступают компоненты профессионального саморазвития сельских учителей – мотивационно-целевой, личностно-ценностный, профессионально-деятельностный и рефлексивно-оценочный. Задачи поддержки: актуализация и поддержка мотивации профессионального саморазвития; осознание личностного ресурса, позволяющего находить и осуществлять профессиональное саморазвитие; выявление психологических барьеров саморазвития и способов их успешного преодоления; закрепление ценностных ориентаций профессионального развития, достижений в этой области, укрепления здоровья, развитие собственной индивидуальности путем поиска индивидуального стиля профессиональной деятельности; обучение индивидуально-ориентированным и индивидуально пригодным способам включения в сетевое взаимодействие педагогов, определение своего интереса в профессиональном поле, открытия индивидуального способа саморазвития в профессии.

Структура программы психолого-педагогической поддержки сельского учителя Подготовительный этап Этап саморазвития Рефлексивно-оценочный этап

Учитель Психолог Диагностическое обследование: актуализация потребности сельского учителя в профессиональном развитии; объективация мотивов саморазвития – внутренних и внешних; обеспечение постановки и осознания цели профессионального саморазвития Потребность учителя в профессиональном развитии Мотив Цель Отбор содержания, составление индивидуального плана развития сельского учителя: формирование профессиональной направленности; формирование профессионального самоопределения; развитие профессиональной пригодности; формирование профессиональной компетенции; становление конкурентоспособного профессионала Подготовительный этап

На подготовительном этапе деятельность психолога заключается в подготовке, проведении и анализе диагностического обследования, групповых и индивидуальных работах психологического просвещения и консультирования. Психолог организует групповую работу по решению и анализу педагогических ситуаций, стимулирующих учителя к поиску нового содержания педагогической деятельности, испытания потребности в профессиональном саморазвитии, осознания этой потребности до мотива профессионального саморазвития. Совместная деятельность психолога с сельским учителем заключается в оказании помощи при разработке индивидуального плана профессионального саморазвития при учете условий удаленного взаимодействия, частичной изолированности от профессионального сообщества, поиска собственного ресурса в решении задач саморазвития. Результатом этапа является разработанный индивидуальный план профессионального саморазвития сельского учителя, наполненный целью, задачами, содержательными процедурами, способами преодоления барьеров и достижения успеха.

Самостоятельная работа: апробация новых технологий, повышение общей профессиональной культуры, самообучение; освоение основ научной организации труда Самоконтроль осознание и преодоление стереотипов, осознание собственной ответственности за подготовку Самокоррекция и саморазвитие поиск, разработка и внедрение новых приемов и технологий; чтение профессиональной периодической литературы Индивидуальная консультация по запросу по проблемам профессионального преодоления трудностей Групповой тренинг уверенности в себе; целеполагания Психологическое просвещение: развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности; эмоциональная устойчивость работоспособности Очная Дистанционная Текущий распределенный контроль фиксация проблем, трудностей и их систематизация Выявление проблем сбор анкетных данных и их анализ, оперативное выявление проблем и разработка рекомендаций по их преодолению Психолого- педагогические рекомендации Плановый По запросу Вебинар Стационарная информация Учитель Психолог Этап саморазвития

Этап саморазвития осуществляется как в очной, так и в дистанционной формах (электронная почта, телефонная диспетчерская связь, социальные сети и т.п.). В совместной деятельности психолога и учителя фиксируются проблемы, трудности, испытываемые учителями, которые затем систематизируются, группируются и в соответствии с этим вырабатываются общие рекомендации по выбору способов их решения. Вместе с тем, выясняются успехи и причины, к ним приведшие с последующим их размещением для обмена опытом. Результатом этапа саморазвития является способность и возможность самостоятельно совершенствовать свою профессиональную деятельность, преодолевать психологические барьеры и опираться на собственные достоинства и успехи, закрепляются ценностные ориентации профессионального развития, достижения в этой области, укрепления своего психологического здоровья, сохранения и развития собственной индивидуальности.

Рефлексия Диагностическое обследование Самооценка Анализ результатов Самостоятельно С помощью психолога Постановка новых задач, проектирование решения возможных проблем Рефлексивно-оценочный этап Учитель Психолог

Рефлексивно-оценочный этап На рефлексивно-оценочном этапе происходит рефлексия и оценка результатов всей работы, которая со стороны психологов поддерживается рядом мероприятий: проводится психологическая диагностика, анализ результатов, совместно с учителем проектирует постановку и решение новых задач. Формами работы на этом этапе являются и самостоятельная деятельность сельских учителей, и их совместная деятельность с психологом. Например, одним из способов совместной работы психолога и учителей является техника «мозговой штурм», который позволяет генерировать идеи профессионального саморазвития и оценить их пригодность для реальной практики сельской школы с одновременным обменом опыта. Результатом этапа является самоопределение сельского учителя в выборе стратегий, тактик и способов профессионального саморазвития в условиях, дистанционно отдаленных от профессионального сообщества.

По завершению реализации программы был проведен выходной контроль профессионального саморазвития сельского учителя. За период проведения экспериментальной работы произошли существенные и значимые изменения в позитивную сторону. Для подтверждения вывода использовали Т-критерий Стьюдента, предназначенный для измерения значимости изменений в связных выборках. Результаты расчета представлены в таблице 3 Таблица 3 Сравнительные данные выраженности показателей профессионального саморазвития ЭГ и КГ* (максимальное значение – 3 балла) КомпонентКГ (ср.зн.) ЭГ (ср.зн.) Т-критерий Значимость Мотивационно-целевой 1,512,8 6p0,01 Личностно-ценностный 1,82,84 5,9p0,01 Профессионально- деятельностный 1,462,78 6,1p0,01 Рефлексивно-оценочный 1,42, 8 6,2 p0,01

Рис. 2. Сравнительные данные профессионального саморазвития сельских учителей в ЭГ и КГ по завершению эксперимента Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность разработанной и реализованной программы, а также указывают на возможность использования курсов повышения квалификации и переподготовки для психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя.

Заключение Профессиональное саморазвитие сельского учителя представляет собой способность к профессиональной самореализации и самосовершенствованию в условиях социальной обособленности села и территориальной удаленности от крупных культурных центров. Структура и психологическое содержание профессионального саморазвития сельского учителя определяется совокупностью мотивационно-целевого, личностно-ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивно- оценочного компонентов. Содержание психолого-педагогической поддержки заключается в реализации диагностического обследования, осуществления индивидуального и группового консультирования учителей, разработке психолого-педагогических рекомендаций, получении обратной связи и оперативного содействия в выборе и принятии решения. Проверка эффективности программы психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития сельского учителя подтвердила наличие положительных значимых сдвигов во всех фиксируемых показателях (Т-критерий Стьюдента в зоне достоверности p0,01). Проведенное исследование позволило доказать, что психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития сельского учителя представляет собой оказание предупреждающей и оперативной помощи, направленной на повышение самостоятельной активности в качественных изменениях мотивационно-целевого, личностно-ценностного, профессионально- деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионального саморазвития, эффективна.

Благодарим за внимание!