Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Чернавская СОШ Неруцкова Наталия Александровна 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка Занятие «Школы юного филолога» МОУ "СОШ 13 с УИОП"
Advertisements

Язык - надежный хранитель исторической памяти. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН.
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
Основой образовательного стандарта нового поколения является системно- деятельностный подход, который является основополагающим и в системе развивающего.
Фонетический разбор слова. Начальная школа.
Фонетический разбор слова начальная школа. ФОНЕТИКАФОНЕТИКА ФОНЕТИКАФОНЕТИКА Это раздел русского языка, который изучает звуки нашей речи. Фонетический.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Новые формулировки с уроков обучения грамоте (от ) Это должен знать каждый!
Тест по русскому языку «Фонетика» 1 класс Выполнил Участник 131 Начать тестНачать тест ca-baby-03-1.jpg.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Тренажер по русскому языку для учеников 2-3 классов "Фонетика"
КУЛЬТУРА ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ И ВРЕМЕНА ЗАЩИТА ПРОЕКТА План урока: Выступления учащихся с результатами микроисследований Практическая работа с журналом «Нива»
Презентация на тему: Лингвистический турнир «Знатоки русского языка» 4 класс подготовила учитель русского языка КГУ «Новопокровская средняя школа с дошкольным.
Что я знаю о фонеме! Лингвистическая презентация!.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Программа дополнительного образования «Росток» для детей 5-6 лет.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Придумываем слова и предложения. Составляем рассказ по картинке.
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
Транксрипт:

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Чернавская СОШ Неруцкова Наталия Александровна 2015 г.

дать понятие о беглости гласных звуков в словах с исторической точки зрения ; расширить представления обучающихся о позиционных чередованиях звуков ; развивать представление о русском языке как об одной из основных национально - культурных ценностей русского народа ; воспитывать живой интерес к языковым явлениям и истории родного языка ; формировать познавательные и исследовательские способности обучающихся. Цели :

Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м!

Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м!Н а б л ю д а е м! Видеть сон Лежать без сна

гласные звуки В русском языке до XI – XII веков в алфавите было намного больше букв. Среди них были две – совершенно особенные – Ъ ( ер ) и Ь ( ерь ). Сегодня мы их знаем как твёрдый знак и мягкий знак. Знаем и то, что они не обозначают звуков. А когда - то эти буквы обозначали гласные звуки. Учёные называют их редуцированными, то есть краткими. Они были практически незаметны в потоке речи, но от них многое зависело.

Во - первых, они обеспечивали работу одного из законов древнерусского языка – закона открытого слога, когда каждый слог оканчивался гласным звуком. Во - вторых, количество слогов в слове было больше. Ведь мы считаем слоги по гласным. В - третьих, слова в это время имели другой как буквенный, так и звуковой состав. Только подумайте, что, например, слова пчела в X веке писалось так : бъчла. В - четвёртых, влияние согласных друг на друга практически отсутствовало, так как между ними стояли гласные ( за редким исключением ). На что влияли редуцированные гласные ?

К концу XII – началу XIII в. завершился процесс падения редуцированных гласных. Он шёл двумя путями : 1. Прояснение редуцированного гласного в гласный полного образования : [ ъ ] [ о ], [ ь ] [ э ]. 2. Полная утрата редуцированного гласного. Судьба редуцированных гласных

Сколько слогов в современных словах пень, пня, сон, сна ? А сколько будет слогов в этих же словах, если их записать по - древнерусскийй : пьянь, пьн ѭ, сънъ, сън ѧ ? Куда падает ударение в современных словах ? А в словах, записанных по - древнерусскийй ? Что общего и в чём разница ? Вспомните, как мы называем позицию под ударением и как безударную позицию ? Проведём исследование !

Делаем вывод ! Для этого вспомним, какими путями шло изменение редуцированных и как влияет позиция редуцированного гласного на его судьбу ? ВЫВОД : ВЫВОД : в сильной позиции редуцированные гласные прояснялись в гласные полного образования [ ъ ] [ о ], [ ь ] [ э ], а в слабой утрачивались, то есть мы получали [Ø].

Но исчезновение ера и еря из древнерусского языка имело много других последствий ! Каких ? Это уже другая история … для самых любознательных и для тех, кто любит свой родной язык и хочет узнать о нём больше !!!

fotki.yandex.ru/get/6415/ bb/0_102816_e06e7 10_orig.png fotki.yandex.ru/get/6415/ bb/0_102816_e06e7 10_orig.png gif gif p.jpg? p.jpg? jpg content/uploads/2014/01/sleep-5. jpg content/uploads/2014/01/sleep-5. jpg Интернет - ресурсы :