Автор встречи: Н.В. Додокина. Большинство взрослых людей родители: молодые и в расцвете сил, пожилые и старые; родители, живущие со сво­ими детьми, и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного вида 1» Разработала: Рыбакова И.А.
Advertisements

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей как условие выполнения ФГОС ДО.
Механизм проектирования в ДОУ Разработка проектов Реализация технологии проектир вания в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Теория Подготовила воспитатель Назарова О.В Детский сад 16 «Одуванчик» станицы Александрийской.
Нетрадиционные формы организации общения с родителями Pedsovet.su Екатерина Горяйнова МБДОУ 6 « СКАЗКА» Воспитатели: Сивакова Людмила Алексеевна, Берладина.
Проектная технология в работе с детьми 6-7 лет МБДОУ « Детский сад 2 комбинированного вида » г. Микунь Видякина В. М г.
Каким оно должно быть и как его организовать? ВОПРОС.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
В соответствии с ФГОС ДО. I. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная общеобразовательная программа дошкольного.
« Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой Автор работы : О. Ю. Саляева Рузаевка 2014 г.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Транксрипт:

Автор встречи: Н.В. Додокина

Большинство взрослых людей родители: молодые и в расцвете сил, пожилые и старые; родители, живущие со сво­ими детьми, и одинокие; родители родных и приемных детей. Родителями не рождаются, ими становятся. Однако если профессиональная компетентность, карьера обеспечиваются не только внутренними, но и внешними, социальными, факторами, то становление родителей рассматривается обычно как дело семейное, личное, частное. При этом внешние условия (политическая ситуация, экономика, экология, охрана прав человека и ребенка) выступают в миро проживании людей менее значимыми по сравнению с внутренними: любовью, доверием, жертвенностью. Как та птица-пеликан, которая выклевывает куски своего тела, если детям не хватает пищи, так и любящие родители готовы платить (и очень часто расплачиваются) своим здоровьем и жизнью за будущее счастье сына, дочери. Они отвечают за собственного ребенка не только в юридическом, экономическом, но и в моральном плане. Две основные сферы самореализации взрослого человека профессиональная и семейная по-разному преломляются в его жизни. Профессиональное развитие связано с такими категориями, как уровень квалификации, карьера, профессиональная мобильность. Становление же родителей отражает в большей степени глубоко личностные отношения и переживания. Спектр человеческой деятельности, обеспечива­ ющей реализацию родительских функций, очень широк. Противоречия прошлого и настоящего, традиционного и но­вого, проблемы разных этапов развития семьи все это задачи, которые с неизбежностью встают перед родителями. Однако всегда ли они успешно решаются?

Что является результатом родительской деятельности хороший ребенок, подросток, взрослый? Многие науки педагогика, психология, социология издавна ищут ответы на вопрос, какие же условия необходимо создать, чтобы развивался именно такой хороший человек. Однако духовность, доброта, гениальность и по сей день не стали более частыми явлениями, чем раньше. Разве век за веком так уж незначительно совершенствовались государственная, экономическая, научная и образовательная системы, что человечеством до сих пор не выработаны этические нормы «правописания» жизни, правила воспитания достойных людей? Может быть, все дело в отношении родителей к детям? Но разве родительская любовь настолько иссякла, что только лишь поэтому в двадцатом и двадцать первом веках были развязаны самые бесчеловечные войны в земной истории?

Приходится согласиться, что каждый родитель сам проходит школу своего становления. И процесс этот столь же уникален, как и любовь, как утверждение добра. «Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме», писал известный философ М. Мамардашвили. Родители маленького ребенка, а затем взрослого сына или дочери должны пройти путь возвышения от биологической тождественности с детьми до признания «и на кости» личности. Путь этот не прост, а результаты всегда трудно предсказуемы.

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я толь­ко могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, я бы выбрал последнее. Л.Н. Толстой Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Ф.М. Достоевский

Образование родителей Не только просвещение, но и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся мире. Как готовить детей к жизни в условиях перемен и социально-экономической нестабильности? Какой стиль взаимодействия с ребенком выбрать? Какими ценностями руководствоваться? Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

Современная человековедческая наука позволяет утверждать, что образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих: латентную, скрытую когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти и были отработаны в играх, например в «дочки-матери»; традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры часто через книги): как пеленать ребенка, когда кормить, чем кормить, как лечить и пр. через средства массовой коммуникации (радио-, телевизионные передачи); ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами; рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомер­ных процессов жизненной реальности, последствий, предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Чаще всего образование родителей носит неформальный характер, хотя существуют и определенные организованные формы их обучения.

Образование родителей осуществляется и как стихийный, и как организованный процессы. Способы, источники и фор­мы первого бесконечно разнообразны: события, факты, наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация; общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта; контакты (беседы с друзьями или с людьми, работающими с детьми, например, с учителем, с врачом, с психо­логом, с инспектором по делам несовершеннолетних); средства массовой коммуникации (специальные радио-и телепередачи и передачи, лишь косвенно связанные с про­блемами родительской ответственности); книги (как посвященные проблемам образования родителей, так и произведения, прямо или косвенно касающиеся этих проблем и способные давать не меньший образователь­ный результат); специальные журналы, например «Семья и школа», «Внешкольник» и журналы человековедческого и гуманитарного профиля; кино, театр; образовательный туризм для родителей и детей. В стихийно осуществляемом образовательном процессе особую значимость приобретает самообразование, качество получаемой информации, ее стимулирующий эффект. Разговоры, слухи, страшные истории, стереотипы массового сознания могут являться лишь тогда источником образования родителей, когда они подвергаются критическому анализу. Развитое критическое сознание взрослого может позволить ему черпать и в подобной информации важные свидетельства культуры отношений. Умение наблюдать реальность, осознавать свои впечатления и побуждения, а также интерпретировать опыт, получая из этой ситуации определенный урок, условия успешного образовательного процесса. Организованные формы образования родителей обычно включают: курсы, занятия, лекции; практические занятия для родителей и детей; посещение родительских собраний; клубы для родителей; родительские ассоциации.

Воскресный семейный абонемент Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задумавшись о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия в мир музыки. Прекрасную возможность встречи с искусством предоставляют семье учреждения искусства и культуры, организующие их по заранее составленным программам воскресного семейного абонемента. Сегодня подобные встречи организуют концертные залы, музыкальные театры, Центры творчества детей и молодежи. Однако такую уникальную возможность встречи с искусством получают не все. Как быть, если семья проживает в малом городе, где единственный дом культуры или школа искусств. Выход есть! Проектирование и проведение концертов воскресного семейного абонемента в малом городе может проходить с учетом традиций, имеющихся достижений детей, педагогов детского сада, детской школы искусств, творческих коллективов. И воспитывающие взрослые, и дети в этой культурно-исторической образовательной ситуации получают яркие впечатления, стимулирующие потребность в размышлении и совместном обсуждении. События, входящее в семью благодаря усилиям педагогов и специалистов, вносят разнообразие в жизнь детей и взрослых, дают повод для эстетического общения (по поводу выступления ансамбля, хора, солиста).

Проектная деятельность педагогов, детей и родителей Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть (В.И.Слободчиков). Каждому человеку приходится в жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов. Эти процессы не зависят от сферы деятельности, поскольку они представляют собой культурно- исторический феномен.

Проект задач или мероприятий Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. а превращаются в средства решения практических задач. Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач. Мерилом успешности проекта является его продукт. Мерилом успешности проекта является его продукт.

Проектная деятельность…. Проектная деятельность ставит ребенка в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Согласно известной философской формуле, «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т. е. без внешнего принуждения преобразовывает себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении.

Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду. Проектирование меняет роль специалистов (руководителей, воспитателей) в управлении детским садом, развитии партнерских отношений с семьей: они выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, способность выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели. Проектная деятельность педагогов, детей и родителей

Проектирование помогает им научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта, овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей мира детства; достигнуть позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей, детей с целью реализации проекта. Проектная деятельность педагогов, детей и родителей

Структура проекта Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов. Наименование, содержание их в небольшой степени различно в интерпретации разных авторов. Например, Е. Г. Кагаров называет следующие этапы: 1. Составление плана. 2. Выполнение данного проекта: а) собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых детьми; б) группировка материала и установление общих положений; в) применение полученных знаний на практике. 3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и оценка ее, составление отчета о ней.

Оформление проекта Проект разработан: Тема проекта Проблема решаемая в проекте Тип проекта: Цель- результат проекта Материал Предшествующая работа Содержание практической деятельности по выполнению проекта Полученные результаты презентуются в разных формах

ТИПЫ ПРОЕКТОВ. ИХ МЕСТО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В. Килпатрик различает 4 вида проектов: созидательный созидательный (производительный), потребительский,проект решения проблемы потребительский, проект решения проблемы (или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут являться сопутствующими и в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие), проект-упражнение. проект-упражнение.

Типология проектов доминирующему в проекте- 1. По методу, доминирующему в проекте- Исследовательский- Информационный- Творческий- Игровой, приключенческий- Практико-ориентированный 2. По характеру содержания проекта- 2. По характеру содержания проекта- Ребенок и его семья- Ребенок и природа- Ребенок и рукотворный мир- Ребенок, общество и его культурные ценности 3. По характеру участия ребенка в проектировании- 3. По характеру участия ребенка в проектировании- Заказчик проекта- Эксперт- Исполнитель проекта- Участник проекта от зарождения идеи до получения результата 4. По характеру контактов- 4. По характеру контактов- Внутри одной возрастной группы- В контакте с др. возрастной группой- Внутри ОУ- Открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями 5. По количеству участников проекта 5. По количеству участников проекта-Индивидуальный- В паре- В группе- Фронтальный 6. По продолжительности реализации проекта- 6. По продолжительности реализации проекта- Краткосрочный- Средней продолжительности- Долгосрочный

Творческие проекты Взрослые и дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (сочиненная сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера и пр.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта и т. д. Пример

Типология творческих проектов По содержанию: Ребенок и семья,Ребенок и природа,Ребенок и рукотворный мир, Ребенок, общество и его культурные ценности По преобладающему мотиву По преобладающему мотиву Выражение субъективного отношения. Доставление радости. Оказание помощи. Создание объективно необходимого продукта (партнерское участие в деятельности, организованное взрослым) По доминирующему виду творческой деятельности Игровой.Изобразительный.Конструктивный. Художественно-речевой. Художественно-оформителький.Театральный. Музыкальный. По форме представления результата По форме представления результата Украшение (панно, гирлянды ипр.)Конструкция Спектакль. Декорация. Фильм (мультфильм).Концерт. Праздник.

Типы творческих заданий на основании ведущего мотива Выражение субъективного отношения Выражение субъективного отношения Передать впечатления, свое отношение к явлениям окружающей жизни (природному, социальному окружению; к героям литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов и пр.) Доставление радости Доставление радости Выполнить подарок, сюрприз на день рождения, к празднику, вне всяких событий родным, близким, сверстникам (а также младшим и старшим детям), игрушкам, Оказание помощи Оказать помощь всем, кто в ней нуждается: игрушкам, персонажам художественных произведений, выдуманных педагогом историй, взрослым в социально значимой деятельности

Приключенческие, игровые проекты Структура приключенческих Структура приключенческих, игровых проектов только намеча­ется и остается открытой до окончания проекта. Участники прини­мают на себя определенные роли, обусловленные характером и со­держанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отноше­ния, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра, приключенческая.

Игровые проекты Игровая позиция Игровая позиция является сложным интегральным образованием, включающим в себя мировоззренческий аспект развития ребенка; она выступает как важнейшее свойство его личности. Игровая позиция определяет взгляд на реальный окружающий ребенка мир, делая его более веселым, светлым, добрым. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, с выдумкой и фантазией создавать доброжелательную веселую атмосферу в семье и школе.

По характеру участия ребенка в проектировании заказчикисполнитель участник эксперт. Ребенок может выступать как заказчик или исполнитель так и непосредственный участник проекта от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

По характеру контактов внутри одной возрастной группы, Проектирование, которое протекает внутри одной возрастной группы, самый распространенный тип проектов, поскольку не требует больших затрат времени на организацию детского жизнетворчества. Контакты с другой возрастной группой Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку в силу его социального развития, расширения сферы общения

По характеру контактов проектов внутри детского сада Интересны, но непросты в организации контакты и реализация проектов внутри детского сада (например, день смеха; неделя сказки и пр.). открытые проекты, Самыми сложными являются открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности, вводя в поле актуальных проблем разных систем (семьи, детского сада, района, города и т.д.).

ПОЭТАПНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внимательное отношение к Миру Детства известного ученого А. Эйнштейна позволило ему заметить, что воспитание радостью, живые образы в противовес навязанной бездарными педагогами скуке нужны детям. В начале 30-х годов в беседе с Н. И. Сац он сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чув­ ствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чуде­сам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их пони­мать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глу­бину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

ПОЭТАПНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наш современник, психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений Мира взрослых и Мира детей, пришел к выводу, что выбор новых форм их совместной деятельности, сотвор­ чества позволит найти не только источник эмоционально насыщен­ных переживаний, но и развития, при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры. Таким источником, на наш взгляд, может стать проект, суть которого - свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности, средств и способов решения проблемы.

ПОЭТАПНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность ребенка развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого. 1 этап подражательно - uсполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально­ творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит педагогу. Внимательное отношение взрослого к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с желанием выполняют задания, предлагаемые педагогом. Интерес к содержанию проекта обусловлен: - удовлетворением разнообразных интересов ребенка; - реализацией его потребностей в активной деятельности, самовыражении и т. д.; - увлеченностью совместной деятельностью со взрослым.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования: 1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы; 2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация; 3-й шаг - привлечение взрослыми детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана; 4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату; 5-й шаг - совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый - развивающий уровень проектирования. Алгоритм действий взрослых и детей па развивающем этапе осво­ения проектирования: 1-й шаг - выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; 2-й шаг - совместное определение цели проекта, мотива пред­ стоящей деятельности, прогнозирование результата; 3-й шаг - планирование деятельности детьми при незначитель­ ной помощи взрослого, определение средств и способов реализации проекта; 4-й шаг - выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого; 5-й шаг - обсуждение результата - хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; 6-й шаг - совместное с детьми определение перспективы развития опыта.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса к проектированию, детерминированный познавательным и личностным развитием ребенка. Алгоритм действий взрослых и детей на творческом этапе освоения проектирования: 1-й шаг - выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон; 2-й шаг - самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата: 3-й шаг - планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта; 4-й шаг - выполнение детьми проекта, решение творческих спо­ров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг ругу; 5-й шаг - обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; 6-й шаг - определение перспективы развития опыт а.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Разработка проектов Реализация технологии проектирования в образовательном учреждении начинается с определения актуальной для детей проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппе или коллективно при участии взрослого они определяют продукт своей деятельности. Таким образом, обучающиеся становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Роль воспитывающего взрослого Технология проектирования дает возможность реализовать функции воспитывающего взрослого как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Воспитывающий взрослый - партнер ребенка и помощник в его культурном саморазвитии.

Развитие мотивации Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря зна­комству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Организация предметно- познавательного пространства Книги для чтения. Диски с видеофильмами Уголки экспериментаторов Совместная поисковая деятельность может выйти за пределы семьи и детского сада ( музеи, муз.школы, библиотеки, типографии и др.)

Совместная деятельность Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей Совместная деятельность детей и родителей, педагогов. Пример

Контроль и оценка деятельности Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, его качество. Результатом проектирования может быть: рисунок, аппликация, рассказ, сочинение. Концерт, книга, спектакль

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события. Праздники в детском саду

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие способности понимать воспитывающими взрослыми эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, опираясь на рекомендации педагогов и специалистов. Для взрослых и детей праздник всегда яркое, незабываемое событие! Размышляя о том, что такое праздник, взрослые говорят: «Это определенное состояние»; «Чувство оптимизма»; «Активизация»; «Радость»; «Стимул»; «Отдых»; «Получение новой информации». Дети, со свойственной им жизнерадостностью вторят: «Это сюрприз»; «Ожидание»; «Радость»; «Смех»; «Неожиданность»; «Клоуны»; «Торт». Праздники в детском саду

Совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении праздника характеризуется следующими этапами. I этап. Информационный. Приглашение родителей на встречу с педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем) по поводу их участия в празднике вместе с детьми. II этап. Проектирование. Обсуждение группой педагогов и родителей возможности участия семей воспитанников в празднике, поиск вариантов взаимодействия в триаде «дети, родители, педагоги». Составление сценария и программы действий детей и взрослых на празднике. Определение ведущего праздника, его помощников, главных и второстепенных героев праздника (по желанию). Корректное распределение ролей в соответствии со сценарием, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий ребенка и взрослого.

III этап. Подготовительный. Согласование воспитывающими взрослыми всех вопросов, касающихся организации праздника: подготовка буклетов для родителей об истории и значении предстоящего праздника; запись аудиокассет с песенно-музыкальным репертуаром для семей воспитанников; подготовка атрибутов, прогнозирование возможных ситуаций, которые могут случиться на празднике; сопровождение специалистами родителей и детей в освоении литературного и музыкального материала праздника. IV этап. Реализация проекта праздника. Поддержка воспитателями и музыкальным руководителем детей, родителей и др. членов семьи воспитанников в выполнении замысла праздника (снятие напряженности, обыгрывание сложных ситуаций и пр.). V этап. Рефлексивный. Совместный просмотр видеозаписи семейных праздников в группах педагогов, родителей и детей с последующим анализом и оценкой успехов и неудач.

При проведении семейных праздников в детском саду необходимо учесть следующие моменты. Время проведения праздника, прежде всего, должно совпадать с периодом активности детей. Посетить праздник старается вся семья: дедушки, бабушки, мамы, папы, сестры и братья. Воспитателям важно тактично предложить семьям продумать, кто будет взаимодействовать на празднике с ребенком: мама или папа, бабушка или дедушка, или другие члены семьи (не больше 2-х), чтобы избежать большого скопления детей и взрослых на празднике. К оформлению музыкального зала (или др. помещения) важно привлекать всех участников праздника. Рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материалов, созданные взрослыми и детьми специально для художественного оформления помещения, позволяют в полной мере почувствовать свою причастность к празднику. Многое зависит, от того, насколько качественно (аккуратно, эстетично) будут приготовлены костюмы, а также атрибуты для праздничного действия. Внешний вид воспитывающих взрослых и детей на празднике имеет большое значение. Педагоги могут помочь родителям в выполнении костюмов для взрослых и детей, подготовив эскизы и предложив их семьям для обсуждения.

Важно заранее определить место для переодевания взрослых и детей в праздничные костюмы, а также занятия во время ожидания действия. Расстановка столов и стульев для участников и гостей должна отвечать замыслу праздника. Первый вариант: по периметру помещения устанавливаются столы, за которыми располагаются семьи с детьми; второй вариант: также по периметру устанавливаются, чередуясь большие (для взрослых участников) и маленькие (для детей) стулья. Важно заранее обговорить с семьями варианты организации и правила видео-съёмки и фотосъёмки на празднике (которая нередко выступает помехой для участников). Первый вариант: видео- и фотосъёмку ведет квалифицированный специалист; второй вариант – члены семей. Правила таковы: не мешать ходу праздника; не отвлекать детей просьбами повернуться или продемонстрировать еще раз свои творческие достижения; не ходить по залу с видеокамерой.

Долгожданный момент праздника - вручение подарков, как для детей, так и для взрослых. Дети должны испытать радость не только от подарка для себя, полученного от родителей или персонажей праздника, но и испытать добрые чувства от творчества, направленного на близкого, родного человека. Поэтому так важно заранее решить, что и когда смогут подарить друг другу взрослые и дети, какие сюрпризы преподнести. Чтобы в памяти ребенка и семьи сохранились воспоминания о совместном семейном празднике в детском саду, необходимо предложить взрослым вместе с детьми в домашних условиях оформить фотоальбом, а также запечатлеть в рисунках, стихах, рассказах свои яркие воспоминания о празднике. Анкета Семейные праздники

Семейный театр Семейный театр - творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи. Семейный театр в детском саду Семья А + семья Б + семья В+ театральный режиссер + актеры (в условиях детского сада)

Семейный театр является: - творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями. Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. - специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. Семейный театр

Семейная ассамблея Семейная ассамблея – форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры, в целях знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр.), привлекательную как для детей, так и для взрослых. Организаторами семейной ассамблеи могут выступить как отдельно взятый детский сад, так и несколько организаций: комитет по образованию, редакция газеты, Вуз, музей, детская музыкальная школа и др. Проводить ассамблеи возможно во все времена года, летом - желательно на открытом воздухе.

Семейная ассамблея способствует: процессам развития культуры взаимодействия между детьми и воспитывающими взрослыми; культуры досуга семьи; формированию общественного мнения о профессиональной компетентности специалистов детского сада, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры; открывает родителям и прародителям возможность представлять опыт семейного воспитания детей, акцентирует внимание матери и отца на их педагогической миссии в семье; а также позволяет коллективно обсуждать достижения и трудности в жизненно важном процессе воспитания детей. Семейная ассамблея

Программа семейной ассамблеи «Общаемся с детьми. Как и о чем?» Место проведения: городской округ Фролово, Центр детского творчества Время проведения: 9.30 – – Регистрация. Выбор участниками мастер-классов (запись, получение приглашений). Работа выставок достижений семейного и общественного опыта. Выставка – продажа литературы для родителей и детей Торжественное открытие Семейной Ассамблеи. Показ слайд-шоу «Как мы общаемся с детьми в семье?» (презентация результатов проведенного в родительской аудитории анкетирования и интервьюирования с комментариями психолога). Обсуждение полученной информации.

Анкета Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Также как и Вы, наблюдая за развитием современных детей в эпоху информации, мы, педагоги детских садов, не можем не беспокоиться о том, как складывается Ваше общение с детьми, какое знание оно несет им, к чему призывает?! Мы будем Вам признательны, если Вы вместе с нами поразмышляете над следующими вопросами: Какое место занимает общение с ребенком (детьми) в жизни Вашей семьи? Почему? Кто из членов семьи больше всех общается с ребенком (детьми)? Почему? Какие темы для беседы с ребенком (детьми) Вы выбираете? Почему? Сколько времени Вы уделяете ежедневно для общения с ребенком: в будни_______, в выходные________? Что мешает Вашему общению с ребенком (детьми)? Какие знания и навыки, улучшающие Ваше общение с ребенком (детьми), хотели бы приобрести? С благодарностью и уважением к Вам, главным воспитателям в жизни ребенка, педагоги детского сада.

Показ фильма, посвященного проблеме общения родителей и детей в семье Перерыв. Обсуждение увиденного фильма. Работа кафетерия – Мастер-классы и тренинги для родителей (на выбор): «Чудо, по имени театр!», «Праздники в семье», «Общаться с ребенком. Как?». Чтобы получить обратную связь от участников ассамблеи и определить тематику последующих встреч, организаторы могут предложить им оставить свою запись на «стенде отзывов».

Отзывы родителей со стороны отцов воспитанников: «Спасибо! Получил ответы на некоторые вопросы в отношениях с детьми. Хотелось бы поговорить об особенностях в школьном воспитании детей. Как научиться усмирять гнев без последствий для здоровья окружающих и своего?»; «Большое спасибо за полученную информацию и мастер-класс. Было интересно!»; «Масса впечатлений. Масса идей в голове!» «Сегодня мои неясные догадки, домыслы, размышления облекли определенную форму и передо мной открылось огромное море новой информации»; со стороны матерей: «Спасибо за поддержку в воспитании наших детей!»; «Благодарность за интересный разговор! Спасибо за встречу! Пожелание: организовывать такие встречи чаще и с большим числом родителей»; «Спасибо за праздник, за напоминание о правильном воспитании наших детей, об умении их слышать, слушать, понимать»; «Нам очень понравилось сегодняшнее собрание. Такие мероприятия очень нужны для детей и тем более для родителей. Мы сегодня узнали много нового, почерпнули много интересного и полезного для общения с нашими детьми. Спасибо!»; «Спасибо за передачу опыта в воспитании ребенка!»; «Мне понравилась сегодняшняя наша встреча. Самое главное, мы были вместе, учились общаться едино…».

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В приложении.

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ Уровень образовательного учреждения: Наряду с традиционными формами взаимодействия детского сада с семьей (родительские собрания, семинары – практикумы, родительские всеобучи и т.д.) свое широкое применение нашли нетрадиционные: Творческие встречи с привлечением научного, культурного потенциала города (музейные работники, заслуженные деятели искусств и культуры, народные художественные коллективы и т.д.). Творческие театральные мастерские с участием детей, родителей, педагогов детского сада. Создание объединений родителей по проблемам гражданско- патриотического воспитания (школа молодых родителей, семейный клуб, и т.п.); Проведение семейных спортивно-массовых, досуговых мероприятий, семейных театральных постановок, семейных праздников, совместных этнографических экспедиций и т.д. Изготовление фотоальбомов «Моя семья», «Друзья моего детства» и т.д.

Организация фотовыставок на темы: «Давайте знакомиться», «Мои друзья в детском саду», «Новогодняя елка в детском саду», «Праздники в детском саду» и т.д. Организация выставок семейных газет: «По тропинкам сказок», «Волшебный мир театра», «Осенины», «Зимушка-хрустальная», «Любимые семейные игры» и т.д. Изготовление стендов Умницы и умники, «Фроловчонок»: их можно выполнить в импровизированной форме: дерево, книга и пр. Родители вместе с детьми, а также педагоги вместе с детьми, имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными. Например: Кто такие казаки?, Откуда пошло название города Фролово?, «Кто главный в театре?» и т.д. Ответы на вопросы совместно находят дети с родителями, педагогами в различной литературе или приглашая различных специалистов, компетентных в области культуры, истории и т.д. Совместное с местными писателями, поэтами изготовление альбома с произведениями местных и волгоградских авторов. Этот альбом необходим не только для возможности помочь детям в повторении стихов, чтении произведений дома, но и для «ненавязчивого» просвещения взрослых (родителей).

Уровень города: Кроме проведения традиционных городских мероприятий с участием семей большую популярность получили и новые формы взаимодействия семьи, образовательных учреждений и учреждений культуры: Семейный воскресный абонемент, организуемый комитетами по образованию, культуры администрации городского округа город Фролово. Эта форма взаимодействия развивается с 2004 года и получает все большую популярность среди педагогов образовательных учреждений (детские сады, школы), семей воспитанников и работников культуры. Все субъекты взаимодействия получают уникальную возможность соприкоснуться как с мировым художественным искусством, так и с искусством казачьего края, с самодеятельным художественным творчеством. В процессе совместной творческой деятельности происходит привязанность к родным местам, развивается чувство гордости за свою малую родину, происходит приобщение к истокам региональной культуры, формируются нравственные общечеловеческие качества личности ребенка.

Вечера вопросов и ответов, «круглых столов» (совместно с педагогами, психологами, работниками искусств и культуры и т.д.); Семейные праздники, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню семьи, также стали уже традиционной формой успешного взаимодействия семьи, учреждений образования и культуры. Городской фестиваль семейных клубов. Организация семейных абонементов на посещение выступлений местных творческих коллективов (народные ансамбли «Песни Дона», «Золотое веретено», «Казачье подворье», «Аэлита» и т.д.). Проведение творческих вечеров с писателями, поэтами, авторами-исполнителями песен. Организация выставок совместного художественного творчества и проведение мастер-классов местных художников, скульпторов.

Уровень области Маршруты выходного дня, посещая города области, родители с детьми могут в каждом городе отыскать интересующие объекты, посетить музеи, выставки, театры и т.д. Фестивали национальных культур. Семейные ассамблеи. Родительские университеты. Гастроли Волгоградской областной филармонии, оркестра народных инструментов, музыкального театра, а также фестивали казачьих коллективов.