Что есть субъектная позиция педагога (субъектность)? © ГОАУ ЯО ИРО © Кафедра дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Advertisements

Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Дошкольник как субъект и объект образовательного процесса Романычева Н.В., Ст.преподаватель кафедры РРМВ.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Базовые компетенции педагогической деятельности Составитель Галеева И.Ш., методист Городского методического центра.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Ценность субъектности: опыт исследования Палатова Палатова Екатерина Николаевна.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Транксрипт:

Что есть субъектная позиция педагога (субъектность)? © ГОАУ ЯО ИРО © Кафедра дошкольного образования

На плечах гениев… Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность Антуан де Сент-Экзюпери Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования А. Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. 1825

Дефиниции Понимание субъекта в современных науках о человеке связывается с наделением его качествами быть активным, самостоятельным, способным в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности

Дефиниции Субъектность как интегративная сущностная характеристика личности проявляется прежде всего в активности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.), рефлексивности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.В.Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.), осознанности ценностных ориентаций (К.А. Абульханова, Л.И.Божович, В.Д. Шадриков и др.)

Дефиниции Брушлинский А.В.: субъектность – системная целостность всех сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств сознания и бессознательного Волкова Е.Н.: субъектность – свойство, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, и способность производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в себе Петровский В.А.: субъектность является конституирующей характеристикой личности и проявляется в его деятельности – особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире Степанский В.И.: субъектность – социальный, деятельностно- преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма самодействия человека

Выберем рабочее определение Под субъектностью мы понимаем интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности

Признаки (жизненные проявления) психической субъектности Сенситивность Психическая активность Соотношение активности и реактивности Пластичность - ригидность Эмоциональная возбудимость

Сенситивность человека Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт

Психическая активность Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты эту активность обозначают словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который её проявляет, что ему «больше всех надо...» Психическая реактивность носителя субъектности - это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.

Соотношение активности и реактивности Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий - как актуальных проблем - и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях - и с привлечением ресурсов других людей. Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольная распланированность жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему - своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», - это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей- субъектов, которые сами организуют своё время.

Пластичность - ригидность Пластичность - ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации) или же служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть...», при игнорировании прочих.

Эмоциональная возбудимость Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет очень широкий диапазон выраженности и разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта - свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие... А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях фактически оказывается жизнеутверждение, свидетельствующее об оптимизме (!) человека-субъекта в его отношении к миру.

Вернемся к результатам оценки готовности педагога к реализации ФГОС ДО… Обнаружим субъектность? А что обнаружим? Что делать?