Проблемы стандартизации социального обслуживания населения Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Advertisements

Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
О совершенствовании нормативно-правовой базы сферы молодежной политики, физической культуры и спорта Ярославской области Докладчик: Мамаева Наталия Викторовна.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Проект областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» Министр Шевелев Павел.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
Формирование системы социального обслуживания. Социальное обслуживание - представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей,
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
Регламентация деятельности федеральных органов исполнительной власти – ключевой фактор повышения эффективности их работы В.Январев – Институт.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
О государственной политике в сфере документационного обеспечения управления М.В. Ларин Директор ВНИИДАД, доктор истор. наук, профессор.
Транксрипт:

Проблемы стандартизации социального обслуживания населения Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный медицинский университет Выполнила: ст. гр.ЗСРб-401С Лобова Т.В

Проблемы стандартизации социального обслуживания населения Российской Федерации. Одним из основных способов управления и институционализации социальной сферы является ее нормативно-правовое регулирование. Система нормативно- правового регулирования социальной сферы представлена различными видами нормативно-правовых актов. Одним из основных способов управления и институционализации социальной сферы является ее нормативно-правовое регулирование. Система нормативно- правового регулирования социальной сферы представлена различными видами нормативно-правовых актов. Существенное место среди них занимают социальные стандарты. В отличие от развитых стран мира в России система стандартизации социальной сферы находится в процессе становления. Целью этого процесса является создание нового, более эффективного механизма нормативно-правового регулирования социальной сферы российского общества. Существенное место среди них занимают социальные стандарты. В отличие от развитых стран мира в России система стандартизации социальной сферы находится в процессе становления. Целью этого процесса является создание нового, более эффективного механизма нормативно-правового регулирования социальной сферы российского общества.

Проблемы стандартизации социального обслуживания населения Российской Федерации. Причины, в результате которых стандартизация социального обслуживания населения до сих пор оказывает весьма слабое влияние на внедрение нормативного похода в практику работы социальных служб, условно можно объединить в три группы: политические, теоретико- методологические и методические. Причины, в результате которых стандартизация социального обслуживания населения до сих пор оказывает весьма слабое влияние на внедрение нормативного похода в практику работы социальных служб, условно можно объединить в три группы: политические, теоретико- методологические и методические.

Причины политического характера. Самую серьезную и труднопреодолимую преграду представляют собой причины политического характера. Разработке и принятию стандартов во всех областях социальной сферы препятствует, прежде всего, неопределенность целей социальной политики, которую проводит сегодня правительство РФ. Декларирование в ст. 7 Конституции Российской Федерации как социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека, само по себе еще не гарантирует ни первого (достойной жизни), ни второго (свободного развития). Разработке и принятию стандартов во всех областях социальной сферы препятствует, прежде всего, неопределенность целей социальной политики, которую проводит сегодня правительство РФ. Декларирование в ст. 7 Конституции Российской Федерации как социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека, само по себе еще не гарантирует ни первого (достойной жизни), ни второго (свободного развития). В экономически развитых европейских странах достижения социальной политики закрепляются в государственных законах о минимальных социальных стандартах. Неоднократно обсуждавшийся в Государственной Думе РФ законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах» до сих пор не принят. В экономически развитых европейских странах достижения социальной политики закрепляются в государственных законах о минимальных социальных стандартах. Неоднократно обсуждавшийся в Государственной Думе РФ законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах» до сих пор не принят. Данное обстоятельство является непреодолимым препятствием на пути развития нормативных основ защиты прав потребителей социальных услуг, каковыми в первую очередь являются социально слабые категории населения. Данное обстоятельство является непреодолимым препятствием на пути развития нормативных основ защиты прав потребителей социальных услуг, каковыми в первую очередь являются социально слабые категории населения.

Причины политического характера. Отсутствие минимальных стандартов социального обслуживания затрудняет и формирование рынка социальных услуг, поскольку только их наличие даст возможность учреждениям социального обслуживания развивать предоставление платных социальных услуг платежеспособным слоям населения и реализовывать тем самым принцип социального партнерства. Отсутствие минимальных стандартов социального обслуживания затрудняет и формирование рынка социальных услуг, поскольку только их наличие даст возможность учреждениям социального обслуживания развивать предоставление платных социальных услуг платежеспособным слоям населения и реализовывать тем самым принцип социального партнерства.

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА устаревшие порядок предоставления социальных услуг и нормативы социального обслуживания, установленные в 1990-е гг., до сих пор не приведены в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией. Следует учесть, что формирование системы социальных служб в Российской Федерации происходило в тот период, когда сокращалось бюджетное финансирование социальной сферы и происходило приближение его к критически низким отметкам. устаревшие порядок предоставления социальных услуг и нормативы социального обслуживания, установленные в 1990-е гг., до сих пор не приведены в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией. Следует учесть, что формирование системы социальных служб в Российской Федерации происходило в тот период, когда сокращалось бюджетное финансирование социальной сферы и происходило приближение его к критически низким отметкам.

причины политического характера. Демографический принцип, положенный в основу формирования и размещения учреждений и предприятий социального обслуживания, отнюдь не обеспечил равномерности их сети, что предполагалось авторами этого принципа в 1996 г. Демографический принцип, положенный в основу формирования и размещения учреждений и предприятий социального обслуживания, отнюдь не обеспечил равномерности их сети, что предполагалось авторами этого принципа в 1996 г. В действительности, муниципальные учреждения создавались не там, где в них существовала реальная необходимость. Они создавались, прежде всего, в относительно благополучных с социально- экономической точки зрения муниципальных образованиях, где для этого имелись соответствующие финансовые возможности. В действительности, муниципальные учреждения создавались не там, где в них существовала реальная необходимость. Они создавались, прежде всего, в относительно благополучных с социально- экономической точки зрения муниципальных образованиях, где для этого имелись соответствующие финансовые возможности. Одним из показателей социально-экономического благополучия территорий является численность граждан, живущих за чертой бедности. Одним из показателей социально-экономического благополучия территорий является численность граждан, живущих за чертой бедности.

причины политического характера. Сегодня назрела острая необходимость в социальной паспортизации муниципальных образований и картографировании очагов социально-экономического неблагополучия. Эта работа должна проводиться совместными усилиями социальных служб, органов здравоохранения, образования, охраны общественного порядка с привлечением социологов и социальных психологов. Организацию такой работы должны взять на себя региональные органы государственной исполнительной власти. Сегодня назрела острая необходимость в социальной паспортизации муниципальных образований и картографировании очагов социально-экономического неблагополучия. Эта работа должна проводиться совместными усилиями социальных служб, органов здравоохранения, образования, охраны общественного порядка с привлечением социологов и социальных психологов. Организацию такой работы должны взять на себя региональные органы государственной исполнительной власти. Социальная паспортизация муниципальных образований – это основа мониторинга процессов социального развития регионов. Социальная паспортизация муниципальных образований – это основа мониторинга процессов социального развития регионов.

причины политического характера. Преимущественное развитие сети учреждений социального обслуживания в территориях с неблагополучной социально-экономиче СКОЙ ситуацией должно стать одним из условий повышения доступности и эффективности социальных услуг для граждан, которые испытывают реальную необходимость в социальной защите и поддержке государства. Преимущественное развитие сети учреждений социального обслуживания в территориях с неблагополучной социально-экономиче СКОЙ ситуацией должно стать одним из условий повышения доступности и эффективности социальных услуг для граждан, которые испытывают реальную необходимость в социальной защите и поддержке государства.

Вторым фактором, тормозящим разработку стандартов социального обслуживания, является недостаточная методологическая и теоретическая проработка проблемы стандартизации социальной сферы. методологическую функцию стандартов, которая не получила достаточного освещения в научной литературе. Внимание авторов Концепции национальной системы стандартизации (1998) и разработчиков Федерального закона «О техническом регулировании» сосредоточено, главным образом, на экономической, социальной и коммуникативной функциях стандартизации. методологическую функцию стандартов, которая не получила достаточного освещения в научной литературе. Внимание авторов Концепции национальной системы стандартизации (1998) и разработчиков Федерального закона «О техническом регулировании» сосредоточено, главным образом, на экономической, социальной и коммуникативной функциях стандартизации. Есть все основания рассматривать стандартизацию как неотъемлемое свойство социальных систем. Стандарты играют значительную роль не только в управлении социальными системами, но и в процессах естественной саморегуляции и развития этих систем. Есть все основания рассматривать стандартизацию как неотъемлемое свойство социальных систем. Стандарты играют значительную роль не только в управлении социальными системами, но и в процессах естественной саморегуляции и развития этих систем.

Методологическая и теоретическая проблемы политика реформ в управлении государством должна непременно сопровождаться законодательным закреплением достигнутых результатов. политика реформ в управлении государством должна непременно сопровождаться законодательным закреплением достигнутых результатов. Одним из важнейших инструментов этого процесса является стандартизация различных видов деятельности. Одним из важнейших инструментов этого процесса является стандартизация различных видов деятельности. При этом, говоря о социальных стандартах, необходимо подчеркнуть, что они не исчерпываются лишь материальным благополучием и уровнем жизненного комфорта населения. В социальных стандартах закрепляются соответствующие уровни развития культуры, образования и основных ценностных ориентаций, характеризующие данное общество как социальную систему. Среди них решающее значение имеют такие, как цель и смысл жизни человека, характер его нравственных установок и духовных потребностей. При этом, говоря о социальных стандартах, необходимо подчеркнуть, что они не исчерпываются лишь материальным благополучием и уровнем жизненного комфорта населения. В социальных стандартах закрепляются соответствующие уровни развития культуры, образования и основных ценностных ориентаций, характеризующие данное общество как социальную систему. Среди них решающее значение имеют такие, как цель и смысл жизни человека, характер его нравственных установок и духовных потребностей.

Методологическая и теоретическая проблемы. Следует подумать и о службах мониторинга, осуществляющих отслеживание уровней развития учреждений и их деятельности в различных областях социальной сферы с целью коррекции устаревающих стандартов.. Следует подумать и о службах мониторинга, осуществляющих отслеживание уровней развития учреждений и их деятельности в различных областях социальной сферы с целью коррекции устаревающих стандартов. Необходима разработка механизмов внедрения и реализации стандартов в деятельность предприятий и учреждений социального обслуживания. Необходима разработка механизмов внедрения и реализации стандартов в деятельность предприятий и учреждений социального обслуживания. Требует своего решения проблема разработки и реализации программ развития учреждений социального обслуживания в условиях реализации государственных стандартов. Требует своего решения проблема разработки и реализации программ развития учреждений социального обслуживания в условиях реализации государственных стандартов. Важной теоретической предпосылкой, способной повысить качество в области стандартизации и нормирования социального обслуживания является применение системного подхода. Важной теоретической предпосылкой, способной повысить качество в области стандартизации и нормирования социального обслуживания является применение системного подхода.

Структуру стандартов составляют восемь основных разделов: 1. Общие положения, содержащие перечень основных нормативно- правовых актов, на основе которых разрабатывались данные стандарты. 1. Общие положения, содержащие перечень основных нормативно- правовых актов, на основе которых разрабатывались данные стандарты. 2. Требования к обязательному минимуму объема социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных структурных подразделениях ЦСОН с учетом условий проживания клиентов в благоустроенном или неблагоустроенном секторе. Этот раздел стандарта содержит такие нормативы, как перечень гарантированных социальных услуг, затраты времени и кратность их предоставления. 2. Требования к обязательному минимуму объема социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных структурных подразделениях ЦСОН с учетом условий проживания клиентов в благоустроенном или неблагоустроенном секторе. Этот раздел стандарта содержит такие нормативы, как перечень гарантированных социальных услуг, затраты времени и кратность их предоставления. 3. Требования к качеству социальных услуг, предоставляемых клиентам в различных структурных подразделениях ЦСОН. 3. Требования к качеству социальных услуг, предоставляемых клиентам в различных структурных подразделениях ЦСОН. 4. Требования к порядку предоставления социальных услуг. 4. Требования к порядку предоставления социальных услуг.

Структура стандартов 5. Требования к организации предоставления социальных услуг. 5. Требования к организации предоставления социальных услуг. 6. Требования к квалификации работников структурных подразделений ЦСОН по разрядам оплаты труда. 6. Требования к квалификации работников структурных подразделений ЦСОН по разрядам оплаты труда. 7. Перечень учетно-отчетной документации и требования к ее ведению. 7. Перечень учетно-отчетной документации и требования к ее ведению. 8. Финансовые нормативы на предоставление государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных структурных подразделениях ЦСОН. 8. Финансовые нормативы на предоставление государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных структурных подразделениях ЦСОН.

Проблемы, связанные с методами, применяемыми в области разработки стандартов и их нормативов. Существует две противоположных точки зрения. Некоторые авторы считают, что в социальной сфере можно нормировать все и вся. Некоторые авторы считают, что в социальной сфере можно нормировать все и вся. Однако уже сегодня можно предположить, что подобная регламентация административной процедуры, на выполнение которой требуется всего лишь час рабочего времени чиновника, плюс его профессионализм и правовая ответственность еще более углубит бюрократизацию государственной системы управления. Однако уже сегодня можно предположить, что подобная регламентация административной процедуры, на выполнение которой требуется всего лишь час рабочего времени чиновника, плюс его профессионализм и правовая ответственность еще более углубит бюрократизацию государственной системы управления.

Противоположная точка зрения связана с полным отрицанием возможностей стандартизации тех или иных видов деятельности в социальной сфере. Эта позиция аргументируется тем, ЧТО Эта позиция аргументируется тем, ЧТО Взаимодействие специалистов и клиентов в процессе предоставления социальных услуг имеет межличностный характер, связано с духовно-нравственными аспектами и протекает в неповторимой социальной ситуации. Взаимодействие специалистов и клиентов в процессе предоставления социальных услуг имеет межличностный характер, связано с духовно-нравственными аспектами и протекает в неповторимой социальной ситуации. Сама возможность определения объектов стандартизации принципиально отвергается, поскольку многие социальные услуги в особенности реабилитационного и адаптационного характера связаны с изменением психологических установок человека, коррекцией его характера и привычек поведения. Сама возможность определения объектов стандартизации принципиально отвергается, поскольку многие социальные услуги в особенности реабилитационного и адаптационного характера связаны с изменением психологических установок человека, коррекцией его характера и привычек поведения.

Идеи и принципы, требующие обсуждения, и наиболее актуальные задачи, решение которых позволит повысить качество процесса стандартизации в области социального обслуживания населения Российской Федерации необходимо определиться с вектором развития социальной политики государства и зафиксировать его в федеральном законе «О государственных минимальных социальных стандартах», являющимся основой для развития нормативного подхода, в том числе в области социального обслуживания населения. необходимо определиться с вектором развития социальной политики государства и зафиксировать его в федеральном законе «О государственных минимальных социальных стандартах», являющимся основой для развития нормативного подхода, в том числе в области социального обслуживания населения. необходимо привести принятые в середине 1990-х гг. и поныне действующие нормативы и условия социального обслуживания населения РФ в соответствие с изменившейся социально- экономической ситуацией необходимо привести принятые в середине 1990-х гг. и поныне действующие нормативы и условия социального обслуживания населения РФ в соответствие с изменившейся социально- экономической ситуацией следует определить значение социальных стандартов как основного инструмента государственного регулирования в соответствии с их главной методологической функцией – обеспечением устойчивости развития государственной системы. Только закрепление результатов реформ в социальных стандартах является гарантом успехов в развитии государства. следует определить значение социальных стандартов как основного инструмента государственного регулирования в соответствии с их главной методологической функцией – обеспечением устойчивости развития государственной системы. Только закрепление результатов реформ в социальных стандартах является гарантом успехов в развитии государства.

Идеи и принципы, требующие обсуждения, и наиболее актуальные задачи, решение которых позволит повысить качество процесса стандартизации. для того чтобы социальные стандарты не становились «консервантами», препятствующими проведению социальных реформ и развитию социальной системы, необходимо обеспечить их гибкость и возможность своевременной коррекции. Гибкость обеспечивается путем дополнения стандартных программ социального обслуживания индивидуально-личностным компонентом. Возможность коррекции может обеспечиваться путем развития такой отрасли знаний как социальная метрология, лежащая в основе мониторинга социальных изменений и коррекции нормативов, заложенных в стандарты. Такого рода коррекцию стандартов следует осуществлять не реже, чем один раз в пять лет для того чтобы социальные стандарты не становились «консервантами», препятствующими проведению социальных реформ и развитию социальной системы, необходимо обеспечить их гибкость и возможность своевременной коррекции. Гибкость обеспечивается путем дополнения стандартных программ социального обслуживания индивидуально-личностным компонентом. Возможность коррекции может обеспечиваться путем развития такой отрасли знаний как социальная метрология, лежащая в основе мониторинга социальных изменений и коррекции нормативов, заложенных в стандарты. Такого рода коррекцию стандартов следует осуществлять не реже, чем один раз в пять лет необходимо провести оптимизацию сети учреждений социального обслуживания, исходя при этом не только из демографических показателей, а также из специфики социально-культурной и социально-экономической ситуации конкретных регионов и муниципальных образований. Данная работа не может быть осуществлена без социальной паспортизации и картографирования очагов социально-экономического неблагополучия. необходимо провести оптимизацию сети учреждений социального обслуживания, исходя при этом не только из демографических показателей, а также из специфики социально-культурной и социально-экономической ситуации конкретных регионов и муниципальных образований. Данная работа не может быть осуществлена без социальной паспортизации и картографирования очагов социально-экономического неблагополучия.

Идеи и принципы, требующие обсуждения, и наиболее актуальные задачи, решение которых позволит повысить качество процесса стандартизации. стандарты в социальной сфере, в частности в области социального обслуживания, не должны рассматриваться как рекомендательные документы, принятие которых носит добровольный характер и которые имеют весьма общее приблизительное значение. стандарты в социальной сфере, в частности в области социального обслуживания, не должны рассматриваться как рекомендательные документы, принятие которых носит добровольный характер и которые имеют весьма общее приблизительное значение. Стандарты должны сопровождаться обязательными регламентами и нормативами, с помощью которых могут быть подвергнуты измерению и оценке результаты тех или иных видов деятельности в области социального обслуживания населения. Стандарты должны сопровождаться обязательными регламентами и нормативами, с помощью которых могут быть подвергнуты измерению и оценке результаты тех или иных видов деятельности в области социального обслуживания населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Установление государственных стандартов в области социального обслуживания населения позволяет не только повысить уровень организации предоставления социальных услуг. Стандартизация, как правило, положительно влияет на качество управления системами и процессами, что на сегодняшний день весьма актуально и для системы социального обслуживания населения. Установление государственных стандартов в области социального обслуживания населения позволяет не только повысить уровень организации предоставления социальных услуг. Стандартизация, как правило, положительно влияет на качество управления системами и процессами, что на сегодняшний день весьма актуально и для системы социального обслуживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аленикова С.М. Оценка эффективности работы Центра социального обслуживания и его структурных подразделений // Социальное обслуживание Аленикова С.М. Оценка эффективности работы Центра социального обслуживания и его структурных подразделений // Социальное обслуживание Григорьева И.А. Политика рационализации социальных обязательств в отношении пожилых // Журнал исследований социальной политики Т. 3, Григорьева И.А. Политика рационализации социальных обязательств в отношении пожилых // Журнал исследований социальной политики Т. 3, Иваницкий В.П., Пешина Э.В. Становление российской системы государственных минимальных социальных стандартов. Москва, 2009; 3. Иваницкий В.П., Пешина Э.В. Становление российской системы государственных минимальных социальных стандартов. Москва, 2009; 4. Искорцева Н.В. Менеджериализация социальных сервисов: основные принципы и проблемы // Журнал исследований социальной политики Т. 3, Искорцева Н.В. Менеджериализация социальных сервисов: основные принципы и проблемы // Журнал исследований социальной политики Т. 3, Ковалева Г.А., Пешина Э.В. Управление социальной сферой: нормативный подход. Москва, Ковалева Г.А., Пешина Э.В. Управление социальной сферой: нормативный подход. Москва, Нечаева С., Романов П., Чепляев В., Чуева Е., Ярская-Смирнова Е.Р. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения. Саратов, 2011; 6. Нечаева С., Романов П., Чепляев В., Чуева Е., Ярская-Смирнова Е.Р. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения. Саратов, 2011; 7. О социальных нормативах и нормах: Распоряжение Правительства РФ от г р. 7. О социальных нормативах и нормах: Распоряжение Правительства РФ от г р. 8. Романова Т.Ф. Финансовая политика государства в социально-культурной сфере // Финансовые исследования Романова Т.Ф. Финансовая политика государства в социально-культурной сфере // Финансовые исследования Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М., Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М., Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Новая идеология и практика социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Журнал исследований социальной политики Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Новая идеология и практика социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Журнал исследований социальной политики Шкиндер Н.Л Стандартизация социальных услуг как фактор развития соц сферы. 11. Шкиндер Н.Л Стандартизация социальных услуг как фактор развития соц сферы.

Спасибо за внимание!