Перспективное планирование образовательного взаимодействия взрослых и детей в семье и детском саду Автор встречи: Н.В. Додокина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский Лидия Владимировна Благодатских старший.
Advertisements

Сентябрь: (предварительно) Спортивная эстафета «Выше, дальше, сильнее» (старшие, подготовительная группы). Октябрь: Досуг « Спортивный огород» (средние.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Взаимодействие с родителями при работе над проектом: «Наш родной город -Колпино». Автор проекта: Сафонова М.В., воспитатель 1 квалификационной категории.
Цель: Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Омской области, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи:
Патриотическое воспитание в детском саду. Ступени любви Детский сад Малая Родина Волгоградская земля Россия Семья.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Воспитатель МДОУ «Детский сад 14 «Улыбка Смирнова Татьяна Петровна Образование: среднее специальное Педагогический стаж: 27 лет.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
Перспективный план работы по гражданско-патриотическому и духовному воспитанию Цель: Скоординировать работу по формированию основ гражданско- патриотического.
Проект «моя малая Родина – Пестрецы». ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с родным.
Официальный документ Начало года Конец года Технологии Уровень использования Игровая технология Непосредственная образовательная деятельность, утренняя.
Социально-значимая деятельность, как путь экологического воспитания в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ 39 Кострюкова Елена.
Консультация. Во втором издании Программы « От рождения до школы » - I. Внесены уточнения : 1) В пояснительную записку ; II. Доработаны и дополнены разделы.
Проект Осень- дивная пора.. Автор проекта: Харазова Ф.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Вид.
«Мой любимый город – Находка» - формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Перспективное планирование образовательного взаимодействия взрослых и детей в семье и детском саду Автор встречи: Н.В. Додокина

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предлагаемое в региональной программе комплексно- тематическое планирование рассматривается авторским коллективом как примерное и может корректироваться с учетом сложившихся в детском саду традиций организации познания природы, истории и культуры родного края, а также имеющихся ресурсов детского сада и его партнеров – семьи, организаций дополнительного образования, а также учреждений культуры и искусства. Поскольку задачи программы реализуют не только воспитатели (другие специалисты детского сада), но и родители (прародители), авторский коллектив разработал приемлемую для семьи форму планирования образовательного взаимодействия с ребенком. Такой формой планирования и фиксирования результатов является семейный календарь.

Календарь – уникальное изобретение, известное с древности и не потерявшее своей актуальности в XXI в., позволившее человечеству на протяжении многих веков ориентироваться во времени, а также определенным образом выстраивать взаимодействие с миром. Россиянам хорошо известен народный календарь. В широком понимании народный календарь – это стереотипный способ хронологической организации в течение года всей повседневной жизни малых и больших социальных групп в его ментальной и социокультурной обусловленности. Развивая традиции народного календаря, семейный календарь открывает новые возможности для сотрудничества и сотворчества взрослых в деле воспитания детей, обеспечивая необходимую преемственность. Он не навязывает, а предлагает родителям, прародителям содержание, формы, способы взаимодействия с детьми. Каждая семья свободна в своем выборе: принять семейный календарь, восстанавливая, либо заново создавая семейные традиции при поддержке педагогов, или полностью воздержаться от данной формы планирования, сохраняя выбранные ранее средства управления временем и взаимодействием с детьми.

Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна – сопровождающая, инвариантная, предлагается детским садом для всех семей воспитанников; вторая – вариативная, проектируется каждой семьей в отдельности, в логике семейных потребностей, традиций.

I сопровождающая инвариантная часть, предлагаемая детским садом, с учетом воспитательно-образовательной работы в группе может включать: сведения о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье, с учетом возраста детей; сведения о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье, с учетом возраста детей; сведения о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации общения с детьми о профессиях; сведения о мероприятиях, проводимых для семьи в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.); рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок в природу, экскурсий в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру района, города, села), художественной деятельности и пр.; сведения о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье; сведения о музеях города и об организуемых выставках, рекомендации о проведении «дня музея» в семье; сведения о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании.

II вариативная часть, планируемая семьей, может содержать: сведения о семейных праздниках – днях рождения семьи, родных (именины), друзей семьи (в том числе друзей ребенка), а также о днях памяти в семье; сведения о семейных прогулках, поездках и др.; сведения о семейном отдыхе (отпуск родителей); сведения о достижениях сына (дочери). Вводить семейный календарь как форму совместного планирования процесса воспитания важно по согласованию с родителями. Для этого целесообразно провести собрание, на котором: во-первых, родители и педагоги познакомят друг друга с особенностями проектирования и планирования воспитания в семье и детском саду; во-вторых, педагоги покажут ценность планирования событий на будущее и их последующего отражения в текстах рассказов, рисунках, фотографиях (на примере собственного опыта и опыта других семей), а также предложат варианты оформления семейного календаря; в-третьих, педагоги и родители определят логику «передвижения» календаря из семьи в детский сад и обратно.

Передвижение календаря может быть следующим: после выходных, либо праздничных дней родители (в старших группах – сами воспитанники) приносят его в группу. Опираясь на представленные в календаре события, дети делятся со сверстниками и воспитателями своими впечатлениями о проведенных с родными выходных, праздничных днях, а также буднях. В последующем календарь возвращается в семью, и на его основе родители продолжают организовывать разнообразное взаимодействие с детьми и другими родственниками, направленное на постижение семейных традиций, природного и культурного наследия родного края и др.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Сентябрь. Тема 1. СЕМЬИ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ (Что мы знаем о семьях наших воспитанников и что семья знает о педагогах и их отношении к семейному воспитанию?) Сентябрь. Тема 1. СЕМЬИ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ (Что мы знаем о семьях наших воспитанников и что семья знает о педагогах и их отношении к семейному воспитанию?)

Формы организации Детский сад СемьяПримечания Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Ознакомление детей с групповыми помещениями, представление жителей группы: рыбок, птиц и др. Организация знакомства детей с Волжаночкой и Волгаренком* Прогулки и поездки в близлежащий парк, сквер, на дачу. Наблюдения за происходящими осенними изменениями в родной природе; совместный с родителями сбор урожая (на даче, приусадебном участке). Изготовление совместных поделок из овощей, фруктов, цветов На протяжении всего учебного года куклы сопровождают процесс познания детьми родного края

Организация развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельной деятельности ребенка Организация выставок с целью наглядного отражения летних впечатлений, а также результатов знакомства детского сада с семьей и семьи с детским садом (в приемной и групповой комнатах) Организация дома выставок фотографий, рисунков (выполненных совместно с родителями): «Как наша семья отдыхала летом?». (По желанию родителей – слайд-шоу) Взаимодействие с семьями детей Знакомство педагогов с семьями воспитанников: еженедельные встречи в детском саду** 1 неделя: Открытие друг друга (при поддержке воспитателей 1 младшей группы). 2 неделя: Совместное создание проекта взаимодействия детского сада и семьи. 3 неделя: Презентация семейных календарей (минимум – представление страниц календаря посвященного осени, максимум – представление календаря на весь учебный год). 4 неделя: Собрание-встреча по организации в семье и детском саду семейных праздников Семейный календарь – совместная форма планирования воспитания маленького волжанина

Знакомство с семьями воспитанников второй младшей группы необходимо в том случае, если группа детей переходит к новым воспитателям. Если же воспитатели сопровождают семью с младшими дошкольниками второй год, то решаемые задачи на встречах с родителями будут несколько иными: 1 неделя: Обмен летними впечатлениями: как семья отдыхала летом? 2 неделя: Открытие нового друг в друге (включая методы социально- педагогической диагностики семьи). 3 неделя: Презентация семейных календарей.

Октябрь. Тема 2. МОЯ СЕМЬЯ (Какие чувства вызывает семья в ребенке? Какие образы она привносит в его жизнь?) Октябрь. Тема 2. МОЯ СЕМЬЯ (Какие чувства вызывает семья в ребенке? Какие образы она привносит в его жизнь?)

Ноябрь. Тема 3. МОЙ ДОМ, МОЙ ДВОР (Какой образ родного дома, двора формируется у ребенка при участии воспитывающих взрослых?) Ноябрь. Тема 3. МОЙ ДОМ, МОЙ ДВОР (Какой образ родного дома, двора формируется у ребенка при участии воспитывающих взрослых?)

Декабрь. Тема 4. АХ, КАКОЙ ХОРОШИЙ, ДОБРЫЙ ДЕТСКИЙ САД (Какой образ детского сада формируется у ребенка при участии воспитывающих взрослых?) Декабрь. Тема 4. АХ, КАКОЙ ХОРОШИЙ, ДОБРЫЙ ДЕТСКИЙ САД (Какой образ детского сада формируется у ребенка при участии воспитывающих взрослых?)

Январь. Тема 5. ОБРАЗЫ МАТЕРИ И ОТЦА В БЫТОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Как формируются образы матери и отца в сознании ребенка? Какие события этому способствуют?) Январь. Тема 5. ОБРАЗЫ МАТЕРИ И ОТЦА В БЫТОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Как формируются образы матери и отца в сознании ребенка? Какие события этому способствуют?)

Февраль. Тема 5. ОБРАЗЫ МАТЕРИ И ОТЦА В БЫТОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Развитие темы января) Февраль. Тема 5. ОБРАЗЫ МАТЕРИ И ОТЦА В БЫТОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Развитие темы января)

Март. Тема 5. ОБРАЗЫ МАТЕРИ И ОТЦА В БЫТОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Развитие темы января)

Апрель. Тема 6. ВЕСНА НА МОЕЙ УЛИЦЕ (Как приходит весна на родную улицу? Какие события происходят весной?)

Май. Тема 7. МОЯ СЕМЬЯ: МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (С чего начинается родина для ребенка 4 лет?)

Июнь–Август. Тема 8. ЛЕТО В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ (Какие впечатления может дать ребенку и воспитывающим его взрослым лето?)

В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Педагогический ресурс учреждений Воспитывать гражданина без участия в этом сложном многомерном культурно-историческом процессе специалистов учреждений искусства и культуры – значит заведомо обрекать его на низкое качество. К учреждениям культуры и искусства, как известно, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирк, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарий, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Воспитательный потенциал организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства заключается в том, что они: помогают удовлетворять интересы и потребности детей и воспитывающих их взрослых в познании природного и культурного наследия Нижневолжского региона; развивают любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость коммуникативные способности; помогают каждому индивидуально найти «дело и занятие по душе»; расширяют общий кругозор; позволяют обрести сообщество детей и взрослых, увлечённых одним делом; «дарят» друзей; обучают культуре взаимодействия и культуре семейного досуга; позволяют чувствовать всю полноту и насыщенность жизни.

В Волгоградской области немало интересных учреждений культуры и искусства, готовых к развитию сотрудничества с детскими садами и семьями дошкольников. Среди них: Государственное учреждение культуры «Волгоградская областная детская библиотека» – крупнейший центр по вопросам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в г. Волгограде и Волгоградской области. За долгие годы работы сотрудники библиотеки приобрели богатый опыт организации досуга детей от 3 до 15 лет, а также сотрудничества с родителями, педагогами, воспитателями. При библиотеке работают Центр досуга, клуб «Радуга». Дети и взрослые с большим интересом участвуют в разнообразных мероприятиях, организуемых библиотекой, – акциях, выставках, конкурсах творческих работ, семейных гостиных и пр. Познакомиться с деятельностью Волгоградской областной детской библиотеке можно на сайте: volgograd.ru.

Волгоградский планетарий (Звездный дом) – один из крупнейших и красивейших планетариев России, крышу которого украшает работа известного скульптора В.И. Мухиной. Архитектурный ансамбль состоит из двух зданий: планетария и обсерватории. Основное здание – планетарий. В нем организованы большой и малый звездные залы. В большом звездном зале планетария с помощью аппарата Цейса демонстрируются искусственное звездное небо, Солнце, планеты, космические корабли и станции. Аппарат позволяет побывать в разных широтах Земли, перенестись на Луну, Венеру, Марс, увидеть солнечное и лунное затмения, кометы, звездный дождь, полярное сияние и многое другое. Рядом с планетарием находится здание обсерватории, где установлен телескоп-рефрактор с длиной трубы 6 м и объективом 30 см. Здесь проводятся научно-познавательные, культурно- просветительские программы по астрономии, космонавтике, наукам о Земле, природоведению. Познакомиться с историей планетария, узнать расписание программ и многое другое можно на сайте: volgadmin.ru.

Волгоградский областной краеведческий музей – один из интереснейших музеев, который исследует, хранит и экспонирует памятники истории развития природы и общества на территории края с древнейших времён до современности. Взрослые и дети могут познакомиться с экспозициями «Археология», «Дореволюционная история края», «Природа Волгоградской области»; посетить тематические выставки: «Защитники Сталинграда – патриоты России», «Царицынский исполин», «Царицынские часы еще идут», «Культура Волгоградской области в начале III тысячелетия: традиции и новаторство», «Из истории развития спорта Царицына – Сталинграда – Волгограда». Филиал Краеведческого музея – Музей музыкальных инструментов им. Е.Н. Пушкина. В течение своей жизни (с 1926 г.) заслуженный работник культуры РСФСР Евгений Николаевич Пушкин собирал уникальную коллекцию музыкальных инструментов, которую подарил любимому городу. В коллекции насчитывается 241 инструмент, большая часть которых в рабочем состоянии. В музее можно увидеть струнные ударные (цимбалы, пианино, рояли), струнные щипковые (гусли, балалайки, мандолины, домры, гитары, цитры), и пневматические инструменты (баяны, гармоники, аккордеоны, фисгармонии, ножные басы, гавиолы, гармонефлют). Некоторым инструментам в коллекции по 100, 150, 200 лет. Евгений Николаевич Пушкин дал им вторую жизнь, восстановив, и сейчас они звучат так же, как и в прежние времена. Например, в музейной коллекции есть рояль 1879 г., гармонефлют 1890 г., гавиоли, которая в 1867 г. на выставке в Париже получила бронзовую медаль…

Музей «Дети Царицына – Сталинграда – Волгограда» – уникальный музей, рассказывающий о жизни детей с основания города до сегодняшних дней. Ни в одном городе России больше нет заведения, где рассказывалось бы о жизни детей во все периоды. Здесь дети могут соприкоснуться с прошлым не только книжных героев, но и своих прабабушек, прадедушек. Музей состоит из трех залов. В зале «Дети Царицына и довоенного Сталинграда» представлены документы и фотографии, повествующие о том, как и где учились дети, как отдыхали, о детских и юношеских организациях, существовавших в предвоенном Сталинграде. В зале «Дети Войны» экскурсанты узнают о том, как много пришлось пережить детям в период Сталинградской битвы, концлагерях на территории области, о подвигах юных защитников Сталинграда – Косте Беликове, Ване Цыганкове, Саше Филиппове, Ване Федорове. В зале «Жизнь и творчество детей Волгограда» собран материал о жизни ребят после войны: о детских проблемах и успехах, о молодежных клубах по интересам. В витринах выставлены поделки юных умельцев.

Старая Сарепта – государственный историко- этнографический и архитектурный музей-заповедник – любимый музей волжан, сотрудники которого изучают, бережно сохраняют и знакомят посетителей с историей колонии Сарепта и этнографией населявших ее народов (немцев, русских, калмыков, татар и др.). Знакомясь с Сарептой можно зайти в старинную аптеку с загадочными лекарствами, спуститься в каменный подвал, посетить кирху, зайти в единственную в России экспериментальную немецкую библиотеку, соприкоснуться с бытом поселян… История волжской колонии Сарепта связана и тесно переплелась с историей не только русских, немцев, калмыков и других народов. Не случайно при музее- заповеднике работают 7 культурных центров: русский, немецкий, украинский, казачий, белорусский, татарский, калмыцкий; ежегодно проводятся международные фестивали «Сарептские встречи». В музее проводятся семинары для педагогов по краеведению и фольклору, лектории и беседы с использованием музейных экспонатов. Сайт музея:

Иловлинский музей народной архитектуры и быта «Казачий курень». В живописном уголке природы на берегу реки Иловля на 79 километре трассы Волгоград – Москва расположен под открытым небом этнографический музей-заповедник народной архитектуры и быта, который представляет собой усадьбу казака конца XIX – начала XX в., в которой нашли отражение главные элементы традиционной материальной культуры донского казачества: дом (курень), летняя кухня, мастерская и хозяйственные постройки, прекрасно вписавшиеся в ландшафт местности. Подлинные экспонаты, собранные в экспозиции, воссоздают быт казачества дореволюционного времени. Наряду с предметами быта особое место в музее занимают «живые экспонаты». Это лошади, куры, которые вносят дополнительный колорит в казачью усадьбу, делая ее жилой. Гостей музея, а их постоянно бывает немало и с разных концов нашей страны, и из-за рубежа, встречают хлебом-солью, знакомят со своим хозяйством. Здесь можно принять участие в обрядах «Посвящение в казаки», «Казачья свадьба», послушать старинные песни, совершить конную прогулку по берегу живописной речки Иловли. Желающие приобретут сувениры и продукцию народных промыслов, отведают казачьих пышек с медом и каймаком.

Музей истории Волго-Донского судоходного канала – хранилище ценных документов, повествующих не только о легендарном строительстве, строителях, но и о сегодняшнем дне и перспективах развития грандиозного гидротехнического сооружения. Соединить Волгу и Дон с помощью канала всегда казалось очень заманчивым, поскольку обе реки в районе Царицына разделяло всего 80 км. Первую неудачную попытку прорыть канал предприняли в 1569 г. войска турецкого султана Селима II и крымского хана Девлет-Гирея. Попытка закончилась неудачей. Петр I в связи с Азовским походом 1691–1701 гг. дал указание о строительстве канала. На строительство согнали большую армию рабочих, но непреодолимые трудности заставили прекратить работы. Следующая попытка построить канал была предпринята почти 200 лет спустя. В 1894 г. Товарищество по сооружению канала тоже потерпело неудачу. Канал был построен только в 1952 г. Из ведомственных музеев в Волгограде также организованы: музей железнодорожного транспорта; музей пожарной охраны; музей волгоградского трамвая.

Волгоградский музей изобразительных искусств – единственный в Волгограде художественный музей. Его специалисты организуют выставки, мастер-классы, лекции для взрослых и детей. Мастер- классы по основам фотографии, дизайну, живописи, искусству батика и традиционной кукле проводят профессиональные художники, на встречах с которыми всегда интересно. В музее не только можно познакомиться с шедеврами живописи, графики, но и музыкального искусства. По четвергам проводятся музыкально-драматические вечера под общим названием «Музыкальные четверги в музее». На вечерах выступают артисты драматических и музыкальных театров города, музыканты- исполнители, современные волгоградские художники. По воскресеньям в музее работает детская студия, руководители которой заинтересованы в раннем (с 4 лет) художественно- эстетическом развитии детей. Подробную информацию о работе музея можно найти на сайте:

Волгоградская областная детская художественная галерея – первый детский музей в России, специалисты которого организуют выставки работ профессиональных художников для детей, художественного творчества детей и молодежи, конкурсы детского рисунка, фестивали; проводят мастер-классы по разным художественным направлениям и др. Сайт галереи: Волгоградский центральный концертный зал – концертная площадка, на которой постоянно проводятся концерты симфонической, органной, камерной, хоровой музыки. Коллектив симфонического оркестра рад видеть на своих концертах не только взрослых, но и детей, о чем говорят ежегодно организуемые абонементы для всей семьи (например, «Музыка, слово и живопись», «Из чего сделана музыка?»). Подробную информацию о концертах можно узнать на сайте: Детские школы искусств открыты в каждом городе Волгоградской области: городе Волгограде и Волжском, Фролово, Камышине, Петров Вале Камышинского района и др. В них действуют музыкальные, хоровые, хореографические, художественные отделения. Уникальными для Нижневолжского региона являются Детская хоровая духовно-певческая школа «Конкордия» и Детская школа хореографического искусства.

Автор шаблона презентации Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области