Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания, Лицей 7, г.Саяногорск.
Advertisements

Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ Методист Приморского района Бровкина М.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕМЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания г.Саяногорск, 7. Слайды 17,18, 19 и.
Деятельность как способ существования людей Тема: Деятельность людей и её многообразие Антонина Сергеевна Матвиенко.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Деятельность - способ существования людей Деятельность - единственный путь к знаниям Б.Шоу.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Деятельность человека: основные характеристики Потребности человека Структура деятельности Многообразие видов деятельности Творческая деятельность.
Общество. Общественные отношения. 1. Что такое общество? 2. Функции общества. 3. Общественные отношения. 4. Общество – открытая динамическая саморазвивающаяся.
Транксрипт:

Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ

1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 16. Понятие общественного прогресса 17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Природа человека Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей 1. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно- теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

Типы(виды) мировоззрения обыденное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

I классификация потребностей Идеальные (духовные)потребности- познание мира, осознание своего места в нем, потребность в духовных благах Социальные потребности, порожденные обществом. Потребность в общении, в самореализации, в общественном признании. Биологические потребности- переживание нужды в дыхании, питании, воде, одежде, движении и др. Взаимосвязь

II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) духовные Престижные уважение, признание социальные экзистенциальные безопасность существования физиологические Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Деятельность как способ существования людей 1.«Деятельность форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта». 2. Деятельность- специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S ОSS

Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Структура деятельности МД=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения ВосприятиеПредставление Понятие СуждениеУмозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. мышление совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

Объективность истины – это свойство истины, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов Относительная истина – неполное, ограниченное, незавершенное знание об окружающем мире Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, полное и исчерпывающее знание о мире Истина-это соответствие наших знаний о предмете самому предмету

Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике

ОБЩЕСТВО Вопросы ЕГЭ 1. Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

Человек- первичный элемент общества общество «Вторая природа»= культура - созданное человеком Природа - естественная среда обитания человека- материальный мир Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле

В ключает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система ЭП С Д Сферы тесно связаны друг с другом

Основные институты общества Социальный институт - специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные потребности

Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки 1. Создание материальных благ 2. Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти 1. Потребность в безопасности 2. Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание 1. Продолжение рода 2. Социализация Культурные Наука Образование Религия 1. Передача опыта 2. Духовные потребности

Понятие общественного прогресса Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации (упадка), возврат к изжившим себя формам и структурам Прогресс (движение вперёд)- направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией

1. Прогресс техники и науки 2. Открытия в ядерной физике 3. Использование компьютера 4. Развитие транспорта 1. Разрушение природы 2. Появление ядерного оружия 3. Новые болезни (утомление, психические отклонения) 4. Загрязнение воздуха, болезни, стрессы Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные ? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью

Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество 1. Тесная связь с природой 2.С/х- доминанта в экономике 3. Устойчивость обычаев и традиций 4. Низкая степень урбанизации 5.Корпоративность, иерархичность социальной структуры 6. Тесная связь человека с первичным коллективом 1. Потребительское отношение к природе экологические проблемы 2. Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство 3. Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры 4. Преобладание городского населения над сельским 5. Разрушение сословных привилегий 6. Высокая социальная мобильность 1. Широкое применение информационных технологий 2. Информация превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производствагибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

Глобальные проблемы современности «globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. – уменьшение запасов сырья и Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья ипродовольствия продовольствия («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. – распространение оружия массового поражения. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. – резкий рост численности населения Земли. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса ?