Мусийко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 69.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Advertisements

Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Духовно- нравственное развитие личности школьника на уроках искусства.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения при обучении по УМК «Начальная инновационная школа». Выступление подготовила.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в современной школе.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Транксрипт:

Мусийко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 69

« В мрачные времена безбожия литература в помощь церкви теплила в народе свет упования небесного и не позволяла душам зарасти скверной. Из книг звонили колокола и звучали обрядовые колокольцы, в них не умолкало эпическое само движение жизни... и такой красоты растекались закаты над родной землей, что плакала и ликовала от восторга читательская душа... Литература не была слепой и замечала наступление зла, но отречься от добра для нее было равносильно тому, как молитве отречься от Бога » ( Валентин Распутин, из « Слова при вручении литературной премии А. И. Солженицына 4 мая 2000 г.») В. Распутин

Что есть русский писатель ?

« это нечто неподражаемое, неповторимое, то, что в высоко художественной форме сосредоточивает огромный познавательный, эмоционально - эстетический и духовный опыт ; это произведения, сконцентри - рожавшие значительные вечные ценности » ( В. Ю. Троицкий ) Русская литература - В. Ю. Троицкий

нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка...» ( Н. О. Лосский ) ценность - Н. О. Лосский

система общечеловеческих ценностей – совокупность идей, принципов, традиций, ценимых народами на протяжении многих веков. Идеальные, духовные ценности – это эстетические и этические взгляды, нравственные принципы и установки человека на добро, благоустройство мыслей и поступков, справедливость, честь, достоинство, милосердие и как высшее проявление духовности - гуманизм отношений к людям и между людьми. Гуманизм -

человек и …. Русская классическая литература XIX века - сумма « очеловеченных » идей, выражающихся в системе эстетических конфликтов :

человек и природа человек и общество человек и история человек и власть человек и судьба человек и народ человек и Бог человек и обстоятельства Русская классическая литература XIX века - сумма « очеловеченных » идей, выражающихся в системе эстетических конфликтов :

Именно литература может помочь человеку определить свои жизненные позиции, свои представления о нравственном и безнравственном, предупредить читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов. Классическая литература « воспитывает терпимость не только потому, что, как и религия, наполнена нравственными истинами. Не прямая проповедь этики или религиозный запрет сегодня способны остановить агрессию, а восхищение красотой мира и возможным совершенством человека, отзывчивостью души, способной чужое горе или чужую радость ощутить как собственное, личное потрясение ». Главная уникальная особенность русской классической литературы - в гуманизации, в очеловечивании, в « выделывании » людей. Что даёт литература неопытному читателю ?

внутренняя духовно - нравственная свобода личности, ответственность перед народом, Родиной и самим собой ; свобода саморазвития личности ; способность к постоянному поиску истины, идеалов, одухотворяющих человека ; творческое художественно - эстетическое восприятие мира ; протест против любых форм насилия ; преклонение перед идеалами народной жизни, осуждение духа наживы и эгоизма. В русской литературе совершенно иная система ценностей :

« творчески созидательное, жизнеутверждающее начало, - это идеал, к которому должна восходить, возвышаться в своем самосовершенствовании личность ». ( И. А. Ильин ) Духовность это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной Истине, Добру и Красоте, осуществление этого стремления в жизни и осознание его как отличительного признака подлинно человеческого в человеке. Духовность - И. А. Ильин

свобода соборность лад праведность доброта страдание сострадание смирение любовь жалость милосердие совесть раскаяние честь Духовность русской классической литературы породила ее главные ценности -

общество семья « Создается общество началами нравственными » ( Ф. М. Достоевский )

«… Совершенствование, работа с самим собой... победа именно над собой, а не над противником является главной целью... ибо считается, что преодолевший себя становится непобедим ». ( Л. Н. Толстой ) « Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием » ( Л. Н. Толстой ) Л. Н. Толстой

испытывающий благоговейное отношение к жизни, неразрывной связи человеческой жизни с прошлым - многовековой историей предков, обычаями, жизненным укладом, обладающий чувством Родины, без которого бытие человека « становится неестественно, немыслимо, невыносимо » ( Достоевский Ф. М.) Образ « положительно прекрасного человека » -

М. Е. Салтыков - Щедрин писал : « Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где - либо, кроме России...» М. Е. Салтыков - Щедрин

В русской литературе в целом отражено ценностно - нормативное ядро русской культуры, которое наряду с национальным, обусловливает наличие в литературных произведениях русских писателей глубокого духовно - нравственного, общечеловеческого потенциала, выраженного в особом понимании таких ценностных, этических категорий, как добро и зло, свобода, совесть, сострадательность, соборность, социальная ответственность, любовь к Родине, патриотизм.